Финансовая грамотность дошкольника. С чего начать?
Чиркова Евгения Дмитриевна
Сегодня дети-дошкольники с самого раннего возраста слышат слова: «магазин», «купить», «заработать», «банк», «инвестиции», «кредит». Дошкольник, сам того не понимая, постоянно участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит на рынок, в магазин, иногда самостоятельно делает покупки, тем самым получая первичный экономический опыт. В дошкольных учреждениях дети знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие. Очень важно не только привить детям эти качества и просто дать знания, но и научить детей грамотно применять знания. Ребенок (особенно старшего) дошкольного возраста должен уметь оценивать свои потребности и возможности, знать базовые экономические понятия и их определения, понимать, что заработная плата – это оплата за труд, что расходы семьи не должны превышать доходы, что сбережения – это накапливаемые денежные средства семьи, которые предназначены для удовлетворения семейных потребностей в будущем. Все вышеперечисленное входит в понятие «финансовая грамотность дошкольника». Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение). Внедрение основ финансовой грамотности идет постепенно, сообразуясь с возрастом ребенка посредством игровой деятельности. Экономические занятия в детском саду начинаются со средней группы: четырехлетние малыши узнают, откуда берутся разнообразные товары в магазинах. Дети узнают, что каждый товар имеет свою цену. Расширяется знание о профессиях, воспитывается уважение к трудящимся людям. Ребята знакомятся с понятием семейного бюджета, его составляющими : зарплата родителей, пенсии бабушки и дедушки, стипендия старшей сестры или брата. Вводится понятие «потребности человека». Дошкольники получают начальное представление о рекламе – способе донести информацию о товаре до потребителя.
Самая простая игра «Магазин» позволяет не только расширить словарный запас ребенка, но и ближе познакомиться с экономическими понятиями. Такие игры обязательно должны сначала обыгрываться совместно с воспитателем. Воспитатель в процессе игры может объяснить детям значения слов и понятий:
- Что такое товар? (Важно обратить внимание ребенка на классификацию товаров. простейший пример: товары первой необходимости и нет, бакалея, фрукты и овощи, одежда и т.д. Обязательно следует привлечь детей к классификации товаров и помочь оформить витрину.
- Что такое деньги? Рекомендуется с детьми дошкольного возраста рассмотреть монеты и купюры разного номинала, сравнить их форму и цвет. Следует рассказать ребенку общий принцип денежного обращения, показать, что стоимость покупок складывается из купюр и монет, как пазл (из частей – целое)
- Как формируется цена? Дети должны понимать значения слов «дорогой», «дешевый». Для этого можно попросить детей разложить предметы разных ценовых категорий (например, продукты, телефоны, машины, игрушки) и придумать цену. Воспитателю следует попросить объяснение выбора цены у ребенка.
- Почему нельзя получить что-то бесплатно? Особенно в магазине. Очень хорошая иллюстрация взаимосвязи понятий «труд — продукт — деньги»
- Как происходит процесс покупки?
- Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Очень важно здесь подчеркнуть ценность труда. Трудовая деятельность – важная составляющая экономического воспитания. Труд воспитывает в детях такие качества, как ответственность, хозяйственность, бережливость
Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую, такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно проходит в сюжетно- ролевой игре.
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры – «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.
Чтобы сюжетно – ролевая игра максимально была приближена к реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора : например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку. Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду. И т.д.
Закрепить понятия «платно – бесплатно» поможет игра малой подвижности с мячом, основанная на игре «съедобное – несъедобное». Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, “гулять в парке”, “устроить бой снежкам”, “слепить снеговика”, “поплавать в речке летом” и так далее.
Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, “пойти в кино”, “пойти в кафе” и так далее.
Так же нужно активно включать дидактические игры. Это многочисленные пособия на установления последовательности действий для изготовления какого – то продукта. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому что требуется для работы», «Пятый лишний»)
В зависимости от сложности их можно использовать с детьми разных возрастных групп.
Несмотря на игровой характер обучения, не стоит забывать о комплексности подхода. Финансовая грамотность ребенка – это не только вопрос ДОУ, но и семейный вопрос. Для работы с семьей эффективно использование папок-передвижек. Темы папок могут быть самые разнообразные: «Наша семья трудится», «Мы идем в магазин», «Мы планируем», «Мы копим» и пр. В папках-передвижках лучше представить примерный ход проведения занятия родителей с ребенком, дать рекомендации или отдельные задания для совместного выполнения.
Примеры бесед с родителями:
- Ваш ребенок ведет себя бережно?
- Что Ваш ребенок знает о деньгах? Различает ли он различные монеты и банкноты?
- Умеет ли Ваш ребенок сам расплачиваться в магазине наличными? Был ли такой опыт?
- Ваш ребенок получает карманные деньги?
- Ваш ребенок самостоятельно принимает решение на что потратить карманные деньги?
- Вы поощряете своего ребенка деньгами? За что?
- Обсуждаете ли Вы с ребенком финансовые вопросы?
- Привлекаете ли Вы ребенка к составлению семейного бюджета?
На сегодняшний день существуют парциальные программы, предлагающие разнообразные методы формирования финансовой грамотности, потому как освоение экономических основ в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени. Однако, не лишним будет напомнить о том, что целесообразен комплексный подход по схеме «дети-родители-педагоги», который предполагает одновременную деятельность на все три группы одновременно.