Экологическое воспитание как средство развития
познавательных процессов старших дошкольников
Бигун Нина Николаевна
Из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека, независимо от его возраста и профессии. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.Я работаю в речевой группе, в которой находятся дети с тяжелыми нарушениями речи. Среди них: с диагнозом моторная алалия, сенсорная алалия, стертая дизартрия. Первоначальная диагностика выявила, что большинство детей имеют низкий уровень развития. Некоторые дети не понимали обращенную речь, другие мало называли животных и растения, не вычленяли их особенности. При выделении общих признаков испытывали затруднения, трудовые навыки были сформированы слабо. Познавательная активность неустойчива, связана только с яркими привлекающими внимание событиями. Нужно было начинать с самых азов: работать над развитием ЗКР, преодолевать ОНР, совершенствовать монологическую, диалогическую речь, учить составлять описательные и сюжетные рассказы, а также корректировать все остальные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
Познакомившись с детьми поближе, я поняла, что для наших детей необходимо использовать интересный практический материал. А где его можно найти? Конечно в природе!
Прошел педсовет, на котором было решено создать экологическую тропу. Меня это заинтересовало, так как работа на экологической тропе могла бы стать интересным практическим материалом для детей. Могу сказать, что интерес ребенка к окружающему миру огромен, он хочет сам потрогать, понюхать, попробовать, посмотреть. Ребенок открыт к познанию мира, а нам, взрослым, нужно только помочь, учитывая все особенности. Обозначилась тема моего направления работы: «Влияние экологического образования на развитие познавательных процессов у детей старшего возраста».
Работа над созданием экологической тропы была начата с обследования участка нашего детского сада. Наш участок большой и имеет почти все разнообразие средней полосы. Встречаются интересные объекты: муравейники, грибные полянки, пеньки деревьев и т.д. В результате обследования были выявлены объекты экологической тропы и составлена карта, где отмечены:
1. Территория луга: где растут подорожник, мать-и-мачеха, одуванчик, крапива, клевер и т.д., для отдыха была поставлена беседка;
2. Территория леса: клены, рябины, дубок, лиственницы, высажены ели, сосенки;
3. Имеются посадки экзотических деревьев и кустарников: каштаны, акации, айва;
4. Есть участок, на котором спилены старые деревья, рядом можно наблюдать молодую поросль. Остатки старого дерева стали разрушаться и послужили местом обитания живых организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) - все эти явления интересны для наблюдения с детьми;
5. Определили участки, на которых можно осуществить посев трав: чистотел, топинамбур, высажены кусты шиповника. Это небольшой фитогородок;
6. Имеются ивовые и рябиновые деревья - неприхотливые и красивые во все времена года;
7. Помимо растительных объектов, нашли несколько муравейников. Отсутствие наземной части делает его незаметным, поэтому ставится заграждение;
8. Хорошим объектом экологической тропы являются места, посещаемые птицами: деревья на которых они свили гнезда, просматривают участки здания, где выводят птенцов галки, воробьи. В зимнее время птицам развешиваем кормушки, их посещают снегири, свиристели, синицы, вороны;
9. На лугу в теплое время года можно наблюдать разнообразных насекомых: пчел, бабочек. Отвернув камень, можно увидеть черную жужелицу или другого жука;
10. В почве живут дождевые черви. Их норки можно увидеть на лугу, между посадок деревьев. Все это помогает показать детям разнообразие растительного и животного мира нашего участка;
11. Кроме того: нашу экологическую тропу мы расширили за счет близлежащего окружения - водоема и парка на углу улиц Демьяна Бедного и проспекта Просвещения, Сверомуринского ручья, находящегося рядом и Соснового парка. Разработаны походы и пешеходные прогулки, где дети могут наблюдать сезонные изменения в природе, а также пополнить и закрепить полученные знания на экологическо тропе детского сада. Дополнительно мы можем наблюдать за растительностью водоема и ручья, парка, за живыми объектами: утками, чайками, водными насекомыми, белками, дятлами. Планы походов и пешеходных прогулок размещены на сайте детского сада.
Все это помогло мне в работе над перспективным планированием и проектом («Дерево» - отдельная разработка).
Ежедневная работа с детьми состоит из наблюдений на экологической тропе и в уголке природы, самостоятельно трудовой деятельности в форме групповых и индивидуальных поручений, дежурства по уголку природы. Важное место занимает опытная работа, она не требует сложного оборудования, поэтому очень проста. Организованно участие каждого ребенка в разных дидактических играх. Важное место отвожу природоведческой литературе, способной сделать жизнь радостней и увлекательные. В приобретении литературы большую помощь оказывают родители.
Все эти приемы позволяют развивать познавательную активность детей - это показала диагностика.
Уделяю внимание составлению и отгадыванию загадок, знакомлю детей с пословицами и поговорками. В своей работе использую современные технологии: ТРИЗ, ИКТ, мнемотехнику, сказкотерапию. В совместной деятельности присутствует элементарная поисковая деятельность. Вместе учимся выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений. ИКТ использую на уровне знакомства с новым лексическим материалом, при использовании пооперационных карт, игры на закрепление знаний. Очень интересны для детей игры, созданные в программе «МИМИО». Дети в самостоятельной деятельности могут закреплять знания, используя созданные игры.
Также использую длительные наблюдения в проекте «Дерево». Учимся формулировать выводы, связно рассказывать о наблюдаемых явлениях и составлять творческие рассказы. Подобранные и разработанные варианты практических" упражнений помогают закрепить естественнонаучные представления детей.
Таким образом, на основе большого интереса стали развиваться психические процессы и познавательные способности, это подтверждает обследование готовности детей к школе педагога-психолога.
Очень радует, что дети стали эмоционально ярче откликаться на явления в природе, что отражено в проекте «Дерево».
В свое работе стараюсь учитывать интересы детей, зону ближайшего развития, практические навыки каждого ребенка.