Преодоление фрустрации детьми дошкольного возраста –
семейно-социальный аспект
Гарбузова Ирина Феликсовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 44
комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
«Дошкольный микрорайонный центр»
комбинированного вида
Центрального района Санкт-Петербурга
«Дошкольный микрорайонный центр»
АННОТАЦИЯ
Фрустрация может возникать и в дошкольном возрасте и цель родителей, воспитателя детского сада вовремя ее распознать и нивелировать причинные ее возникновения. Внешними проявлениями фрустрации бывают самоагрессия, апатия, истерики, в худшем случае – регресс в развитии. Способом преодоления таких состояний является налаживание эмоционального контакта и предупреждения подобных состояний в дошкольном и подготовительном к школе возрастах.
Препятствия, которые ребенок не может преодолеть самостоятельно и которые вызывают конфликт имеющихся психологических потребностей, педагогами, психологами и психотерапевтами квалифицируются как фрустрация. Они могут быть внутренними (внутренние конфликты) и внешними. Внутренние конфликты возникают, когда удовлетворение одной потребности исключает удовлетворение других. Результатом фрустрации становятся уход в фантазии, разочарование, ярость, агрессия.
Причины возникновения фрустрации у детей
Сегодняшний мир ставит перед маленьким человеком множество задач и препятствий. Изобилие ежедневных обязанностей, одной из основных является усиленное разностороннее обучение, ожидания других делают ребенка очень уязвимым для критики и неадекватного восприятия неудач. Когда из-за препятствий он не можем достичь какой-либо цели, не может удовлетворить свои собственные потребности или не может противостоять не понимаемой ним проблеме, он чувствует разочарование.
Проблемам фрустрации посвящены множество исследований, в результате которых были сформированы различные теории: эвристическая С.Розенцвейга, фрустрационной агрессии Дж.Долларда, фрустрационной регрессии Т.Дембо, К.Левина [1], которые трактуют фрустрацию в общем как невозможность устранить помехи на пути желаемой цели.
Ребенок, стремясь удовлетворить свои потребности, одновременно пытается обойти или устранить препятствие. Состояние фрустрации, которое сохраняется в течение длительного времени, часто повторяющиеся разочаровывающие ситуации, запускают защитные механизмы, которые всегда сопровождаются негативными эмоциями.
К ним относятся [2]:
Проблемам фрустрации посвящены множество исследований, в результате которых были сформированы различные теории: эвристическая С.Розенцвейга, фрустрационной агрессии Дж.Долларда, фрустрационной регрессии Т.Дембо, К.Левина [1], которые трактуют фрустрацию в общем как невозможность устранить помехи на пути желаемой цели.
Ребенок, стремясь удовлетворить свои потребности, одновременно пытается обойти или устранить препятствие. Состояние фрустрации, которое сохраняется в течение длительного времени, часто повторяющиеся разочаровывающие ситуации, запускают защитные механизмы, которые всегда сопровождаются негативными эмоциями.
- агрессия,
- апатия,
- уход в фантазии;
- в критических случаях регресс в развитии.
Это может быть:
- агрессивное поведение, направленное на разрушение препятствия, вызывающего фрустрацию (агрессия может быть направлена на внешний мир, реальные или воображаемые препятствия или может принимать форму самоагрессии);
- регрессия, то есть поведение, не соответствующее уровню умственной и эмоциональной зрелости, похоже на возвращение к более ранней стадии развития;
- избирательность памяти, которая проявляется бессознательным «забыванием» неприятных вещей, таким образом защищая от чувства разочарования;
- проекция, которая состоит в том, чтобы присвоить другим людям свои желания, чтобы оправдать правильность поведения по отношению к другим;
- фантазия может возникнуть, когда ребенок не может достичь цели, удовлетворяющей его потребности, но он может сделать это в воображении.
Разочарование, как и любое другое эмоциональное состояние, усиливается, когда происходят последующие жизненные неудачи. Психологические проблемы детей дошкольного возраста часто недооцениваются родителями, на них не обращают внимания, и в результате ребенок рискует постоянно находиться в состоянии вмененной беспомощности. Критически важно, чтобы временное разочарование, которое начинает возникать по мере усложнения психических реакций, не переросло в постоянное, в депрессию и апатию.
Способы преодоления детской фрустрации
Ребенку в дошкольном возрасте важна защищенность и понимание со стороны родителей. Ребенок, чья потребность в безопасности удовлетворена, доверчив, активен, независим, открыт для общения с другими детьми и взрослыми. Основным следствием неудовлетворения этой потребности является страх, который лежит в основе всех неврозов.
Быть принятым заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, таким, каким он есть, а не таким, каким его хотели бы другие. В результате не удовлетворения этой потребности ребенок становится испуганным, неуверенным, сверхчувствительным, покорным, неспособным сосредоточиться и гиперактивным. Без согласия родителей у ребенка не будет развиваться самооценка, будет поколеблена уверенность в себе, что будет препятствовать активности ребенка и, как следствие, регрессии или недостаточному развитию.
Эмоциональные контакты заключаются во взаимных, близких и длительных, и прежде всего позитивных эмоциональных отношениях ребенка с окружающими его людьми. Если эта потребность не имеет возможности реализации в атмосфере любви и принятия, это может спровоцировать ребенка на поиск методов замены, таких как: антиобщественное поведение, истероидность, агрессия [2].
Развитие потребности в наличии независимости принятия решений обычно останавливается чрезмерной опекой родителей, бабушек и дедушек. Ребенок, привыкший к постоянному контролю в семейной среде, не развивает свою потребность в независимости, он ожидает, что решение примут за него. В результате в социальной среде детского сада, детской площадки он теряется, у него развивается или агрессия, когда что-то идет не по его желаниям, либо апатия, когда внутренний протест не выходит наружу.
Быть принятым заключается в том, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, таким, каким он есть, а не таким, каким его хотели бы другие. В результате не удовлетворения этой потребности ребенок становится испуганным, неуверенным, сверхчувствительным, покорным, неспособным сосредоточиться и гиперактивным. Без согласия родителей у ребенка не будет развиваться самооценка, будет поколеблена уверенность в себе, что будет препятствовать активности ребенка и, как следствие, регрессии или недостаточному развитию.
Эмоциональные контакты заключаются во взаимных, близких и длительных, и прежде всего позитивных эмоциональных отношениях ребенка с окружающими его людьми. Если эта потребность не имеет возможности реализации в атмосфере любви и принятия, это может спровоцировать ребенка на поиск методов замены, таких как: антиобщественное поведение, истероидность, агрессия [2].
Развитие потребности в наличии независимости принятия решений обычно останавливается чрезмерной опекой родителей, бабушек и дедушек. Ребенок, привыкший к постоянному контролю в семейной среде, не развивает свою потребность в независимости, он ожидает, что решение примут за него. В результате в социальной среде детского сада, детской площадки он теряется, у него развивается или агрессия, когда что-то идет не по его желаниям, либо апатия, когда внутренний протест не выходит наружу.
Взгляд сверху или что делать родителям и воспитателям
Фрустрация – это комплекс из самых сильных эмоций, влияющих на самооценку ребенка. Обучение терпимости к препятствиям и умение морально противостоять им в раннем возрасте позволяет ребенку заложить основу психологического иммунитета.
Это означает, что негативные эмоции, связанные с фрустрацией, не будут контролировать его жизнь. Когда придет время столкнуться с ситуациями, которые заставят усомниться в своих возможностях, остановят в движении к достижению различных целей, ребенок должен иметь проработанные с родителями стратегии решения своих проблем.
У детей, впервые столкнувшиеся с фрустрацией, часто проявляются такие симптомы, как беспокойство или депрессия. Возникают также поведенческие проблемы, такие как агрессивность по отношению к объектам и людям, истерики, сопротивления даже минимальным требованиям воспитателей и, прежде всего, отказ от участия в общественной обучающей или развивающей деятельности.
Принадлежность предполагает специфические отношения ребенка с другими людьми, выраженные в трех компонентах [3]:
У детей, впервые столкнувшиеся с фрустрацией, часто проявляются такие симптомы, как беспокойство или депрессия. Возникают также поведенческие проблемы, такие как агрессивность по отношению к объектам и людям, истерики, сопротивления даже минимальным требованиям воспитателей и, прежде всего, отказ от участия в общественной обучающей или развивающей деятельности.
Принадлежность предполагает специфические отношения ребенка с другими людьми, выраженные в трех компонентах [3]:
• идентификация самого себя в социуме;
• принятие ограничений, без которых не сложится связь между ним и родственниками друзьями;
• разделение с близкими страхов.
Неспособность удовлетворить потребность в принадлежности способствует отсутствию модели идентификации, из-за которой ребенок имеет искаженное представление о себе, мире и своем месте в нем.
Если дети не нарабатывают эмоциональные механизмы, позволяющие им проходить через возникающие психологические препятствия в предшкольном возрасте, проблема может усугубляться и стать причиной низкой успеваемости и отказа от участия в социальной жизни группы или класса.
Это не значит, что воспитатели или родители должны исключать детей из неприятных ситуаций. Они просто должны сделать преодоление психологического дискомфорта нормальным явлением во время семейных игр или игр в садике, занятий спортом или других мероприятий. Выбор роли Снегурочки, распределение снарядов на гимнастике, справедливое получение игрушек должно выполняться с учетом потребности всей социальной группы и ребенок не должен чувствовать себя психологически травмированным, если роль или игрушка досталась не ему.
Стоит подчеркнуть, что обсуждаемые потребности тесно связаны, удовлетворение одного влечет за собой удовлетворение другого. Семья является основой для развития ребенка этого возраста. Изучение того, как управлять негативными эмоциями в детстве, в безопасной среде, такой как семья, поможет детям разработать ряд механизмов для управления эмоциями и их регулирования. Это позволит им со временем развить эмоциональную зрелость и устойчивость к стрессам.
Детям дошкольного возраста также необходимо:
Если дети не нарабатывают эмоциональные механизмы, позволяющие им проходить через возникающие психологические препятствия в предшкольном возрасте, проблема может усугубляться и стать причиной низкой успеваемости и отказа от участия в социальной жизни группы или класса.
Это не значит, что воспитатели или родители должны исключать детей из неприятных ситуаций. Они просто должны сделать преодоление психологического дискомфорта нормальным явлением во время семейных игр или игр в садике, занятий спортом или других мероприятий. Выбор роли Снегурочки, распределение снарядов на гимнастике, справедливое получение игрушек должно выполняться с учетом потребности всей социальной группы и ребенок не должен чувствовать себя психологически травмированным, если роль или игрушка досталась не ему.
Стоит подчеркнуть, что обсуждаемые потребности тесно связаны, удовлетворение одного влечет за собой удовлетворение другого. Семья является основой для развития ребенка этого возраста. Изучение того, как управлять негативными эмоциями в детстве, в безопасной среде, такой как семья, поможет детям разработать ряд механизмов для управления эмоциями и их регулирования. Это позволит им со временем развить эмоциональную зрелость и устойчивость к стрессам.
Детям дошкольного возраста также необходимо:
- социальный контакт;
- самореализация;
- социальное уважение и признание, владение;
- хорошая ориентация в среде, выраженная заинтересованность и интерес к различным жизненным событиям. Дети, которые понимают обстановку, в которой они живут, чувствуют себя смелее, безопаснее и увереннее;
- движение, веселье,
- активность и наличие преодолимых препятствий.
- самореализация;
- социальное уважение и признание, владение;
- хорошая ориентация в среде, выраженная заинтересованность и интерес к различным жизненным событиям. Дети, которые понимают обстановку, в которой они живут, чувствуют себя смелее, безопаснее и увереннее;
- движение, веселье,
- активность и наличие преодолимых препятствий.
Самовыражение всегда имеет место при публичном выражении мыслей, переживаний, внутреннего содержания, которое в данный момент занимает ребенка. Выражение может быть совершенно спонтанным, свободным, ненаправленным или, наоборот, целенаправленным на конкретного человека или событие.
Лучше всего, чтобы ребенок взял на себя ответственность и нашел альтернативное решение повседневных проблем на своем уровне развития. Мы не должны переоценивать их неудачи. Не давая ребенку возможности преодоления и не оказывая психологическое сопровождение процесса, родители и воспитатели лишают детей фундаментальной возможности работать над базовыми навыками, такими как терпение, принятие, решение проблем и отсрочка мотивации к действию или поведению.
В процессе работы воспитателем были вынесены следующие основополагающие приемы работы в группе и рекомендации родителям:
- поддержка и понимание: необходимо убедить ребенка, что он услышан и его поняли, и предложить совместное решение возникших проблем. Если у него возникли проблемы с поиском друзей, можно предложить родителям пригласить детей к себе домой, сходить в кино. Если проблема возникает при обучении – необходимо помочь с прохождением трудных моментов, выполнять задания в игровой форме, тренировать концентрацию и усидчивость;
- хвалить и закреплять даже минимальные достижения: если ребенок получает хорошую оценку, необходимо подчеркнуть, что он хорошо подготовился, что вы надеетесь, что это не последний раз, что он может гордиться собой;
- создайте чувство компетентности: если ребенок, например, хорошо играет в футбол, расскажите ему об этом, упомянув конкретные вещи, например: «Посмотрите, как здорово ты гонял мяч по полю, благодаря тебе вся команда работала как единое целое и смогла забить столько голов». Помогите ребенку найти занятие, которое ему понравится, и в то же время поможет ему почувствовать, что такое успех. Чувство победителя и способность достигать целей могут шаг за шагом переходить в другие сферы жизни;
- точное выяснение проблем с фрустрацией: воспитатель вместе с родителями должен оценить, какие элементы обучения наиболее сложны для ребенка. Просто определение того, что является проблемой, облегчает поиск решения;
- учить настойчивости: покажите, что ребенок может работать над преодолением слабостей и развитием сильных сторон каждый день. Попытайтесь объяснить, что некоторые вещи приходят легко, а другие сложнее, но когда человек тренеруется, то он обязательно придет к своей цели. Вы всегда можете привести пример, как научиться ходить/кататься на велосипеде. Сколько падений сделал ребенок и сколько нужно времени, чтобы стать прекрасным ездоком;
- ставить разумные цели: в этом случае особое значение приобретает реалистичность. Стоит научить ребенка сначала оценить намерения, достичь их, а затем и повышать планку. Слишком большая цель может быть сложнодостижимой и препятствовать дальнейшим действиям. Слишком маленькая также демотивирует, поскольку быстро достигнув чего-то одного, ребенок ожидает, что так будет всегда. При планировании цели важно указать ребенку время ее достижения, а также подчеркнуть, что важен сам процесс и реализация последующих этапов.
Список использованной литературы:
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь.- Т.1.- М.:Вече- 115 АСТ, 2003.-592 с.; Т.2.- М.: Вече-АСТ,2003.-600 с.
- Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.; СПб., 2004.
- Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции// Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научнопрактической конференции. г. Сочи, СГУ, 22-24 мая 2014 г./под ред. И.Б. Шуванова и др. -Электрон.текст. дан. (1 файл 3,6 Мб). – Киров: МЦНИП, 2014. - 465 с.