Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Педагог-психолог в ДОУ: опыт сопровождения детей
и педагогов в ходе проектной деятельности

Васильева  Марина Геннадиевна,
педагог-психолог 
ГБДОУ детский
сад № 43 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность широко  применяется в современном  образовании и представляет значительный интерес, так как в ней соединяются исследовательские, образовательные, социально-преобразующие компоненты.
Так  как  в  сфере  деятельности педагога-психолога  ДОУ  занимают совместные формы работы с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ДОУ,то  используется  метод  проектной  деятельности с раннего  возраста.
Какова  же  роль  педагога-психолога?
Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми, направленная на создание реального продукта ,  основным условием является  объединение  единым контекстом и  получение реального материального продукта (поделка, выставка, альбом, презентация, тематический праздник  и т.п..).
.
Метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические задачи:
  • создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника проекта с учетом его интересов, возможностей;
  • создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия (семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и взрослыми);
  • реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели;
  • удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта;
  • получение реального продукта в реальном времени.
Проектная деятельность в детском саду предполагает свою реализацию в таких направлениях, как:
1)        содержание и способы социализации детей в группе сверстников: расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях; формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.;
2)        индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост: формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. 
В 2020-2021 году  мною был  реализован   проект  «Здравствуйте,это  Я!» 
Описание  проекта на тему: «Здравствуйте ,это  Я»
Предназначен для детей 5-6 лет.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, педагог-психолог.
Цель: формирование представлений о себе и окружающем мире, развитие навыков самостоятельности через игру, формирование  адекватной  самооцеки. 
Задачи:
  • Формирование самостоятельности в режимных моментах –что я умею  самостоятельно;
  • Снижение эмоционального напряжения в период адаптации в детском саду;
  • Снижение тревожности у детей и родителей при расставании на время посещения детского сада;
  • Профилактика  дезадаптации   к новым условиям, социализация в новом детском коллективе.
Включение ребенка в проект происходит через игру, главная задача педагога на начальном этапе – заинтересовать, чтобы ребенок мог самостоятельно, без принуждения, проявлять познавательную активность и получать при этом положительные эмоции и ценный опыт.
Продуктом данного проекта может являться: папка-портфолио, стендовая газета или плакат, альбом с рисунками или фотографиями, и т.п.
Примерное распределение тем и содержания проекта «Здравствуйте ,это  Я !».
  • «Мое имя»: написать или нарисовать с мамой (близким взрослым) свое имя;
  • «Мой день рождения»: в какое время года, в каком месяце, непосредственно день рождения. Можно вместе с мамой найти фотографии с первого дня рождения, рассмотреть их, одну вклеить в альбом, папку-портфолио и подписать дату рождения (подписывает мама  или  человек, которому  ребенок  доверяет);
  • «Какой  я?»: к примеру, можно обвести в детском саду на занятии ладошку ребенка, заинтересовать его данной темой, чтобы дома он попросил маму и папу нарисовать их ладошки в его альбоме для сравнения и чтобы при  этом   родители   назвали  лучшие  качества  ребенка.
  • «Какой я был? Какой я стал?»: сравнить свой фотографии  и рисунки, найти отличия  во внешности.
  • «Моя семья»: изучаем членов семьи, можно их нарисовать, принести фотографию и рассказать о каждом, написать рассказы (с маминой помощью) о каждом родственнике или только о самых близких, и т.д.
  • «Моя любимая игрушка»: принести ее в детский сад и рассказать о ней, нарисовать, сфотографировать, слепить, сделать аппликацию, и т.д.
  • «Мои любимые животные»: данная тема позволяет больше узнать об окружающем мире, домашних животных. Например, те дети, у кого нет домашних животных, могут с мамой посмотреть энциклопедии о животных, также каждый может рассказать о животном, которое ему больше всего нравится, нарисовать его.
  • «Мой  дом»  или «Моя  комната» :где  ребенок  может  поделиться  своими  ценными событиями  или  моментами  из  жизни вне ДОУ.  
Психолого-педагогическое сопровождение проектов  в ДОУ осуществляется на трех этапах:
– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта. 
На  этапе  планирования  -- беседа психолога с педагогом. 
Психологу необходимо объяснить не только все плюсы данной технологии, но, и показать  как проект  затратен по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребёнку, веры в его возможности, каких-то новых  навыков Поэтому, объяснив всё это нельзя воспитателя принуждать к внедрению технологии проектного обучения. Решение педагога должно быть взвешенным, самостоятельным И именно в этом  может  помочь психолог.
На следующем этапе, когда педагог принимает положительное решение необходимо поддержать его. Наметить вместе с ним варианты собственного развития с учётом требования времени, личностных возможностей,  оказать  поддержку ( появится опыт работы над проектом, рост в глазах своих коллег, повысится самооценка, работа над проектом позволит вам вырасти профессионально и т. п.) Конечно, в этот момент стоит развенчать все страхи педагога, поработать над самооценкой, повысить уверенность в себе.
Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.
В психологическое сопровождение проекта входит и обследование детей на этапе планирования проектной деятельности .
Перед началом работы над проектом возможна совместная игра педагога-психолога с детьми или игровое упражнение, направленное на определение темы данного проекта, в том случае, если дети не высказали значимой для себя в исследовательском и творческом плане проблемы
Задача педагога-психолога  заинтересовать его, давать мотивацию к дальнейшему изучению тем проекта, давать идеи для совместной работы с мамой или близким взрослым. Проектная деятельность должна протекать в формате исследования.
Ожидаемые результаты проекта:
  • Понимание и осознание ребенком себя;
  • Формирование представлений о ближайшем окружении;
  • Пополнение словарного запаса, развитие связной речи;
  • Развитие творческих навыков;
  • Налаживание контакта с родителями;
  • Профилактика  дезадаптации  к новым условиям через игру, рисунок  и исследовательскую деятельность.
Работа  педагога-психолога по поддержанию интереса к проекту, по формированию мотивации к участию в нем, взаимодействие с семьями  – одна из основных задач. Ведь именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Дети и родители с удовольствием принимают  участие  в проектной  деятельности и могут  ощутить  результаты совместной  работы. 
Литература:
  1. Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
  2. Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь, 2010. – 95 с.
  3. Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного образования / Авт.-сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.
  5. Синягина Н. Ю., Косарецкий С. Г. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном процессе в условиях модернизации Российского образования // Школьный психолог. 2004 № 1. С. 10.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»