Педагог-психолог в ДОУ: опыт сопровождения детей
и педагогов в ходе проектной деятельности
Васильева Марина Геннадиевна,
педагог-психолог ГБДОУ детский
сад № 43 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Проектная деятельность широко применяется в современном образовании и представляет значительный интерес, так как в ней соединяются исследовательские, образовательные, социально-преобразующие компоненты.педагог-психолог ГБДОУ детский
сад № 43 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Так как в сфере деятельности педагога-психолога ДОУ занимают совместные формы работы с детьми, родителями, педагогическим коллективом и администрацией ДОУ,то используется метод проектной деятельности с раннего возраста.
Какова же роль педагога-психолога?
Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и взрослыми, направленная на создание реального продукта , основным условием является объединение единым контекстом и получение реального материального продукта (поделка, выставка, альбом, презентация, тематический праздник и т.п..).
.
Метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические задачи:
- создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника проекта с учетом его интересов, возможностей;
- создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия (семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и взрослыми);
- реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели;
- удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта;
- получение реального продукта в реальном времени.
1) содержание и способы социализации детей в группе сверстников: расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях; формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.;
2) индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост: формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр.
Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
В 2020-2021 году мною был реализован проект «Здравствуйте,это Я!»
Описание проекта на тему: «Здравствуйте ,это Я»
Предназначен для детей 5-6 лет.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, педагог-психолог.
Цель: формирование представлений о себе и окружающем мире, развитие навыков самостоятельности через игру, формирование адекватной самооцеки.
Задачи:
- Формирование самостоятельности в режимных моментах –что я умею самостоятельно;
- Снижение эмоционального напряжения в период адаптации в детском саду;
- Снижение тревожности у детей и родителей при расставании на время посещения детского сада;
- Профилактика дезадаптации к новым условиям, социализация в новом детском коллективе.
Продуктом данного проекта может являться: папка-портфолио, стендовая газета или плакат, альбом с рисунками или фотографиями, и т.п.
Примерное распределение тем и содержания проекта «Здравствуйте ,это Я !».
- «Мое имя»: написать или нарисовать с мамой (близким взрослым) свое имя;
- «Мой день рождения»: в какое время года, в каком месяце, непосредственно день рождения. Можно вместе с мамой найти фотографии с первого дня рождения, рассмотреть их, одну вклеить в альбом, папку-портфолио и подписать дату рождения (подписывает мама или человек, которому ребенок доверяет);
- «Какой я?»: к примеру, можно обвести в детском саду на занятии ладошку ребенка, заинтересовать его данной темой, чтобы дома он попросил маму и папу нарисовать их ладошки в его альбоме для сравнения и чтобы при этом родители назвали лучшие качества ребенка.
- «Какой я был? Какой я стал?»: сравнить свой фотографии и рисунки, найти отличия во внешности.
- «Моя семья»: изучаем членов семьи, можно их нарисовать, принести фотографию и рассказать о каждом, написать рассказы (с маминой помощью) о каждом родственнике или только о самых близких, и т.д.
- «Моя любимая игрушка»: принести ее в детский сад и рассказать о ней, нарисовать, сфотографировать, слепить, сделать аппликацию, и т.д.
- «Мои любимые животные»: данная тема позволяет больше узнать об окружающем мире, домашних животных. Например, те дети, у кого нет домашних животных, могут с мамой посмотреть энциклопедии о животных, также каждый может рассказать о животном, которое ему больше всего нравится, нарисовать его.
- «Мой дом» или «Моя комната» :где ребенок может поделиться своими ценными событиями или моментами из жизни вне ДОУ.
– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.
На этапе планирования -- беседа психолога с педагогом.
Психологу необходимо объяснить не только все плюсы данной технологии, но, и показать как проект затратен по времени, требует от педагога терпения, уважения к ребёнку, веры в его возможности, каких-то новых навыков Поэтому, объяснив всё это нельзя воспитателя принуждать к внедрению технологии проектного обучения. Решение педагога должно быть взвешенным, самостоятельным И именно в этом может помочь психолог.
На следующем этапе, когда педагог принимает положительное решение необходимо поддержать его. Наметить вместе с ним варианты собственного развития с учётом требования времени, личностных возможностей, оказать поддержку ( появится опыт работы над проектом, рост в глазах своих коллег, повысится самооценка, работа над проектом позволит вам вырасти профессионально и т. п.) Конечно, в этот момент стоит развенчать все страхи педагога, поработать над самооценкой, повысить уверенность в себе.
Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.
В психологическое сопровождение проекта входит и обследование детей на этапе планирования проектной деятельности .
Перед началом работы над проектом возможна совместная игра педагога-психолога с детьми или игровое упражнение, направленное на определение темы данного проекта, в том случае, если дети не высказали значимой для себя в исследовательском и творческом плане проблемы
Задача педагога-психолога заинтересовать его, давать мотивацию к дальнейшему изучению тем проекта, давать идеи для совместной работы с мамой или близким взрослым. Проектная деятельность должна протекать в формате исследования.
Ожидаемые результаты проекта:
- Понимание и осознание ребенком себя;
- Формирование представлений о ближайшем окружении;
- Пополнение словарного запаса, развитие связной речи;
- Развитие творческих навыков;
- Налаживание контакта с родителями;
- Профилактика дезадаптации к новым условиям через игру, рисунок и исследовательскую деятельность.
Литература:
- Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 208 с.
- Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь, 2010. – 95 с.
- Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика / Сост. Т. В. Меркулова и др. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного образования / Авт.-сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.
- Синягина Н. Ю., Косарецкий С. Г. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном процессе в условиях модернизации Российского образования // Школьный психолог. 2004 № 1. С. 10.