Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Если в группе гиперактивный ребенок

Муртазина Любовь Александровна,
воспитатель логопедической группы
ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района города Санкт-Петербурга
 
Замечая, что ребенок через чур бойкий, многие из нас склонны считать, что он гиперактивный, особенно, если его чрезмерная активность и неусидчивость начинают ярко проявляться в общественных местах или дошкольном учреждении.
В настоящее время многие педагоги и родители считают, что гиперактивность, это проблема поведения или результат неумелого воспитания ребенка. Почти каждого подвижного и неусидчивого ребенка в группе детского сада взрослые относят к разряду гиперактивных детей, но это не совсем верно, так как синдром гиперактивности, это медицинский диаг­ноз, право на постановку которого, имеет только специалист.
Слово гиперактивность, это часть медицинского диагноза, который звучит как «синдром дефицита внимания и гиперактивность» (СДВГ).
Первые проявления гиперактивности у детей можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Чем же активные дети отличаются от гиперактивных детей?
Если говорить об активных детях, надо говорить с точки зрения нормального развития ребенка, нормальной физиологии ребенка. Дети должны быть активными. Ребенок должен двигаться. Конечно, идеально, когда ребенок сидит в уголочке, лепит, рисует, что-то собирает, потом тихонечко переходит в другой уголок, тихонечко покушал, тихонечко идет спать – идеальный ребенок, но неправильный. Так не должно быть. Для нормального развития всех систем, для нормального развития физического и психического, ребенок должен совершать не менее 10000 движений в сутки. Только в этом случае ребенок будет развиваться соответственно возрасту.
Что происходит сейчас? Ребенку дарят телефон или планшет, сажают перед телевизором, чтобы смотрел мультики и не докучал.
Что хотим от детей? Чтоб дети нам не мешали, меньше двигались, меньше причиняли беспокойства.
Какие-то дети в силу своего характера, своих особенностей могут продолжительное время сидеть в телефоне, часами сидеть за компьютером или за планшетом, часами собирать конструктор. Взрослые спокойны, наступила тишина! Они считают, что так развивают ребенка.
Но не все дети могут сидеть, и просто себя сдерживать. Здесь надо понимать, что им мешает.
Это может быть, например, темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик). Дети рождаются с определенным темпераментом. Темперамент не меняется с течением жизни. Если ребенок родился холериком, то соответственно импульсивность, активность, подвижность, это нормальное состояние его психики, его нервной системы, а мы его пытаемся усадить за планшет, за рисование. Не получится.
 Или если ребенок разбалован, если ему до определенного возраста разрешали все подряд, то усадить его за настольные игры не реально – волевые качества не сформированы.
И не получится, если у ребенка действительно есть серьезное заболевание (СДВГ).
У ребенка с СДВГ присутствует постоянная говорильня, он не может усидеть на месте, нет концентрации внимания, отвлекается на все, отвечает на вопрос, не дождавшись конца вопроса. Он импульсивен, не может ждать, не может долго стоять на одном месте, не может сопротивляться желанию. Если понравился какой-то предмет, то он должен получить его немедля.
СДВГ явление распространенное. Примерно от 5 до 10 процентов детей в возрасте до 12 лет страдают дефицитом внимания и синдромом гиперактивности. У мальчиков синдром гиперактивности проявляется в три раза чаще, чем у девочек, и сопровождается чрезмерной активностью и импульсивностью. Синдром дефицита внимания проявляется в равной степени, как у мальчиков, так и у девочек, особенно в более позднем возрасте.
Чем же трудны эти дети для взрослых?
Особенность таких детей в том, что процессы возбуждения в центральной нервной системе у них преобладают над процессами торможения. Преобладание возбуждения над торможением у дошкольников – физиологическая норма. Но у детей с СДВГ – возбуждение выражено сильнее, чем у других детей.
Причем, возбуждение начинает расти, если этот ребенок находится в коллективе. Если он один – он более спокоен. Чем больше вокруг него детей – тем более он возбужден.
Дети с СДВГ менее послушны, создают шум и беготню, часто падают и ушибаются, что-то роняют, задевают других, так как их движения менее координированы, а внимание рассеяно. Они более агрессивны, часто становятся участниками конфликтов, в которых действуют физически. Кроме того, дети с более высоким уровнем самоконтроля могут легко их спровоцировать на поведение, не одобряемое взрослыми, сами же при этом «выйдут сухими из воды». Дети с синдромом дефицита внимания имеют повышенную потребность в двигательной активности. Поэтому они часто организуют в группе шумные игры, и становятся в группе негативными лидерами, демонстрируя другим не лучшие образцы поведения. Также они плохо спят днем, крутятся, просыпаются, разговаривают во сне и т. д.
Им трудно высидеть всё время занятий, которые проводятся в детском саду воспитателями, им трудно быть долго сосредоточенными на занятии.
        Ряд проблем они создают в обучении, особенно – в подготовке к чтению и письму.
Что же делать, если у ребенка действительно есть серьезное заболевание?
Первое, что нужно делать, это показать такого ребенка психиатру. Это заболевание лучше лечить в дошкольном возрасте. СДВГ само не проходит, если его не лечить, то с возрастом будут более серьезные последствия.
Но если ребенок просто активен, то надо дать возможность выходу его энергии (прогулки, двигательная активность, посещение неагрессивных спортивных секций), т.е. дать ребенку выплеснуть энергию.
Еще один способ помочь детям с очень высокой возбудимостью – это ослабить режим в детском саду, т.е. дать возможность поспать подольше чем другим детям, в течение недели сделать ребенку дополнительный выходной.
Дома ребенок должен отдыхать, поэтому ему необходимо выделить собственное пространство, в котором он будет находиться в безопасности, в одиночестве, или в присутствии небольшого количества близких людей, а не больших компаний гостей.
Еще одной особенностью детей с СДВГ считается «расторможенность».  Это значит, что им труднее, чем другим детям, по команде взрослого приостановить ранее начатое дело. Чтобы таких детей переключить на другое занятие, лучше использовать положительные команды, без частицы «не».
Часто наказания, используемые в детском саду, заключаются в лишении ребенка двигательной активности.  Например, если ребенок подрался или сломал игрушку, его сажают на стульчик. Или, если дети баловались во время тихого часа, им не разрешается вставать с постели, когда другие уже встали.
Наказывать ребенка лишением двигательной активности опасно, так как это может привести к нежелательной двигательной активности другое время дня. Лучше, когда наказание способствует исправлению допущенной им ошибки. Например, если ребенок уронил горшок с цветком, то пусть он соберет землю, подметет пол, пересадит цветок; если сломал игрушку, то пусть починит её вместе с воспитателем или родителями; подрался, пусть нарисует обиженному рисунок.
Третьей особенностью детей с СДВГ является чрезмерная агрессивность. Эти дети драчливее других, поэтому часто создают особые проблемы в группе. Они с легкостью поддаются провокациям и становятся жертвами вольных или невольных «подначек» со стороны других детей.
Как работать с этим качеством ребенка? Нужно не забывать, что с возрастом постепенно агрессивность снижается сама. Но многое зависит от атмосферы, в которой растет ребенок.
Ребенок должен находиться в среде, в которой он:
  • не видел бы агрессивного поведения взрослых,
  • у него не должно быть поводов реагировать на агрессию,
  • необходимо быть внимательным к чувствам ребенка. Все его чувства (печаль, страх, радость, интерес, восхищение, благодарность и т.п.) должны приниматься, и учитываться.
  • ребенок должен чувствовать себя в безопасности, как физической, так и психологической, тогда у него не возникнет необходимость защищаться (например, от обид старшего брата).
  • в семье должна быть спокойная атмосфера.
        Очень важно, чтобы к таким детям в семье не применялись физические наказания. Необходимо выработать одинаковый подход в воспитании детей как в детском саду, так и в семье.
Еще одной особенностью детей с СДВГ является то, что они не усидчивы. Они с трудом высиживают всё занятие. Ребенок вертится, встает, отвлекается, или задевает сидящих рядом, разговаривает особенно тогда, когда продолжительность занятия выходит за рамки возрастных норм. Недопустимо увеличивать длительность занятия с детьми.
        У многих детей с СДВГ проблема со сном. Некоторые долго не засыпают, другие просто днем не спят. Тихий час для них превращается в каторгу, т.к. лежать спокойно они не могут. Дети страдают. В этом случае вопрос решается индивидуально: если ребенок не может лежать спокойно во время тихого часа, он должен быть выведен из спальни в другое помещение (в игровую).
Среди гипервозбудимых детей встречаются и такие, у которых гипервозбудимость приводит к ночному и дневному энурезу. Дневной и ночной энурез не перевоспитываются, а лечатся у невропатолога или психотерапевта. Самое главное нельзя будить ребенка в середине сна, для посещения туалета, иначе, у него не произойдет глубокое погружение в сон, мозг его не отдохнет, что приведет к увеличению перевозбуждения днем, а следовательно состояние ребенка ухудшится.
Помним, что дошкольники с синдромом дефицита внимания и гиперактивности очень беспокойны, недисциплинированны, у них часто возникают вспышки гнева, злости. У таких детей отсутствует концентрация внимая. Они не подчиняются правилам, в том числе и игровым.
Невнимательность у детей с СДВГ проявляется так:
  •  Дети не могут удерживать внимание на деталях, ошибаются при выполнении задания.
  • Им трудно сохранять внимание во время игр и занятий.
  • Создается впечатление, что дети не слышат обращенную к речь.
  • Дети не слушают задание и не доводят до конца начатое дело.
  • Им сложно самостоятельно выполнить задачи в разных видах деятельности.
Импульсивность гиперактивность проявляется в следующем:
  • Дети выполняют беспокойные движения руками, стопами ног, извиваются сидя на стуле.
  • Во время занятий встают со своего места.
  • Для них характерна бесцельная двигательная активность (пытаются куда-то залезть, хаотично бегают).
  • Спокойно играть или организовать свой досуг они не могут
  • Такие дети болтливы.
  • Не дослушав вопрос до конца, выдают ответ.
  • Им трудно подождать, когда наступит их очередь в игре или получении игрушки, или права отвечать на вопрос на занятиях.
  • Часто перебивают взрослых и детей, вторгаются в игры, не спросив разрешения, без спроса пользуются вещами других людей.
Требовать от детей с СДВГ концентрации внимания или организованности невозможно. Таким детям нужен внешний постоянный контроль.
Как помочь гиперактивному ребенку?
Для таких детей важно:
  • похвала
  • режим
  • разумно выбранный спорт
  • четкое планирование
  • отдых
  • акцент на плюсах
Работая с гиперактивными детьми, нужно помнить:
  1. Не ждите результата сразу. Сначала нужно отрабатывать только одну задачу. Например, если мы работаем над вниманием, то не стоит обращать особого внимания на ерзание на стуле, так как он будет контролировать свои действия и не сможет сосредоточиться на задании. Только через продолжительное время, можно требовать выполнения задания и общепринятого поведения.
  2. Не допускать переутомление и возбуждение ребенка. Необходимо переключать его на другие виды деятельности.
  3. Необходимо соблюдать режим дня. Организовать ребенку спокойную обстановку и полноценный сон.
  4. Обеспечить постоянный контроль ребенку, так как гиперактивным детям трудно себя контролировать. Все поощрения и наказания должны совершаться вовремя, так как ребенок ждать долго неспособен.
  5. Занятия с гиперактивным ребенком лучше проводить индивидуально. И только через некоторое время постепенно вводить его в групповые занятия и игры.
  6. Игры, которые используются в коррекционной работе, подбираются  в таких направлениях:
  • Игры на развитие внимания
  • Игры на снятие мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)
  • Игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления)
  • Игры, способствующие закреплению умения общаться.
Подведем итог.  Что нужно помнить в общении с гиперактивным ребенком?
  •   Гиперактивный ребенок тянется ко всему неожиданному, новому, поэтому чем более театрален воспитатель, тем легче ему справляться с проблемами ребенка. Необычность поведения взрослых меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.
  • С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно, стараться не «замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается.
  • Такие дети не восприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Похвала и позитивная реакция взрослого очень необходима этим детям.
  • Указания ребенку должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов. Лучше давать указания порциями. Их выполнение необходимо контролировать.
  • Запретов должно быть немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком. Ребенок должен четко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета. В общении недопустим попустительский стиль поведения, т. к. гиперактивные дети сразу же чувствуют ситуацию и начинают манипулировать взрослыми.
  • Гиперактивному ребенку трудно переключаться с одного действия на другое. Поэтому необходимо заранее предупреждать ребенка о начале новой деятельности.
  • Усталость этих детей выражается в двигательном беспокойстве, часто принимаемом окружающими за активность. Утомление приводит к снижению самоконтроля. Поэтому стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей.
  • Одно из важных условий успешного взаимодействия с гиперактивными детьми – соблюдения режима дня. Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребенку.
  • Желательно выработать с ребенком систему поощрений. Например, за каждое хорошо и своевременно выполненное действие ребенок получает жетоны, которые затем меняются на награды: право поиграть с новой игрушкой, встать в первой паре на прогулку, помочь в подготовке к занятию, совместное чтение, по желанию ребенка. При неудовлетворенном поведении рекомендуется легкое наказание. Но оно должно быть немедленным (словесное неодобрение, временная изоляция от общения, лишение привилегий).
  • Стараться как можно реже использовать частицу «не» (вместо «не кричать – вести себя тихо» или «разговаривать спокойно»)
  • Необходимо развивать у ребенка осознанное торможение. Перед тем как что-либо сделать, ребёнку необходимо подумать, представить свои действия.
  • Гиперактивным детям нельзя участвовать в играх, где сильно выражены эмоции: соревнования, командные игры (футбол, баскетбол), показательные выступления. Им рекомендуют заниматься танцами, хореографией, плаванием.
  • Во время прогулки, если ребенок перевозбудился, вовлечь его в лёгкий бег: «Давай с тобой пробежимся по площадке. Во время бега можно менять его виды: змейкой, челночный бег и т. д. После бега нервное напряжение оставляет ребёнка.
  • Гиперактивные дети плохо засыпают, с трудом просыпаются. Нужно сесть рядом с таким ребёнком, держа его за руку или поглаживая плечико, голову, пока он не уснёт.
  • Нужно призывать ребёнка поддерживать во всём порядок. Помним, что беспорядок и раскиданные вещи – очень характерная черта жизненного пространства гиперактивного ребёнка. Он так быстро переключается с одной деятельности на другую, что времени и внимания, для того чтобы положить взятую вещь на место, просто не оказывается. В то же время беспорядок сильно дезарганизует внимание, мешает сосредоточиться.
Все перечисленные мероприятия не избавляют ребёнка от гиперактивности, но позволяют ему облегчить жизнь в детском саду, а воспитателю держать ситуацию под контролем.
        
 
Литература
  1. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещение, 1991.
  2. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. М.: Медпрактика-М, 2002.
  3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.- М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.-96 с.
  4. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1997.
  5. Добсон Дж. Непослушный ребенок. – М.: издательство Т-оно, 1992.
  6. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб., 1997.
  7. Иванец И. И., Ингерлейб М. Б. Трудный ребенок. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  8. Раттер М. Помощь трудным детям. – М.: Прогресс, 1987.
  9. Симонис В. К. Ребенок до семи лет / Пер. с нем. СПб.: «Деметра», 2002.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»