Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация занятий по физической культуре в группе
для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
 

Суслина Анна Александровна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад № 23  комбинированного вида
Петроградского района Санкт-Петербурга
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях-одна из актуальных задач современной педагогики.
Работая инструктором по физической культуре, специалисты сталкиваются с такой проблемой: как организовать физкультурные занятия с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи? Анализ состояния здоровья детей данной группы показал, что 86% детей группы состоят на диспансерном учёте у врача-невролога. Такие дети быстро пересыщаются любым видом деятельности (быстро устают), им свойственна раздражительность, двигательная расторможенность. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется, у многих детей выявляются различные двигательные нарушения.
Кроме того, 25% детей в данной группе имеют нарушения осанки и плоскостопие. Нарушения осанки не являются заболеванием: они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается. При своевременно начатых оздоровительных мероприятиях нарушение осанки не прогрессирует и является обратимым процессом. Поэтому вопросы ранней диагностики и профилактики нарушений осанки у дошкольников заслуживают особого внимания.
Как работать с такими детьми? Как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса? Как добиться положительной динамики в физической подготовленности детей? Как поддержать интерес к занятиям по физической культуре? Как найти подход к каждому ребёнку?
Эти и многие другие вопросы подтолкнули на поиск новых методик проведения физкультурных занятий, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических и физических проблем. Эти методики должны способствовать не только развитию физических качеств, но и снятию психического и эмоционального напряжения. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами.
Методика проведения занятий с фитболами была разработана А.А. Потапчук (канд.мед. наук, доцент, доцент) и Т.С. Овчинниковой (канд. педаг. наук, доцент). Авторы рекомендуют использовать фитболы для профилактики нарушений осанки и коррекции движений у дошкольников с проблемами в развитии. Высокая эффективность данной методики была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга.
Гимнастика с использованием фитболов-новая форма занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей-позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать у детей физические качества.
Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", используемый в оздоровительных целях. Шар, форму которого имеет мяч , посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий. 
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей: это и размер, и цвет, и его особая упругость.
Фитболы оказывают вибрационное воздействие на все органы и системы человека. Например, непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе, а прерывистая вибрация-возбуждающе. При занятиях с детьми фитбол-гимнастикой используется преимущественно легкая вибрация в спокойном темпе (сидя, не отрывая ягодиц от мяча). Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное-формируют навык правильный осанки, который в обычных условиях вырабатывается сложно и длительно.
Цель настоящей методики-развитие двигательных и функциональных возможностей, профилактика нарушений осанки и плоскостопия, снятие психологического и эмоционального напряжения. 
Для реализации поставленной цели определили следующие задачи:
1. Удовлетворять органические потребности детей в движении через повышение двигательной активности, использование элементов фитбол-гимнастики и фитболов в подвижных играх.
2. Развивать физические качества детей: силу, выносливость, ловкость.
3. Повышать уровень физической подготовленности детей.
4. Укреплять мышцы спины и брюшного пресса, способствовать созданию хорошего мышечного корсета.
5. Воспитывать осознанное отношение детей к закреплению правильного положения тела.
6. Создавать психоэмоциональный комфорт на занятиях.
7. Учить детей снимать мышечные зажимы (расслабляться) через релаксационные упражнения. 
8. Способствовать развитию у детей коммуникативных навыков.
Работу следует строить с учетом следующих принципов:
1. Учёт возрастных и индивидуальных возможностей детей.
2. Вариативность использования содержания упражнений с фитболами (в ОРУ, ОВД, подвижных играх).
3. Систематичность проведения занятий.
4. Усложнение упражнений на занятиях с постепенным увеличением нагрузки на мышцы ребёнка (принцип "от простого к сложному").
5. Использование игрового метода проведения занятий.
Современные программы и технологии базируются на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, поэтому обучение нужно строить с учетом индивидуальных особенностей детей.
Воспитание осознанного восприятия и обучение выполнению движений осуществляются при помощи разнообразных методов и приемов в зависимости от степени формирования двигательного навыка, этапа обучения. В процессе обучения активно использовать такие приемы, как показ, объяснение, поощрение, поддержка, похвала. Интерес к упражнениям и играм с фитболами поддерживать с помощью игровых приемов и таких средств обучения, как карточки и схемы упражнений, схемы расстановки оборудования, картинки для подражательных движений, аудиозаписи мелодий и детских песен, художественное слово. На протяжении всех занятий побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, инициативы, активности. 
Выбирая форму занятий, которая могла бы заинтересовать дошкольников, нужно отдать предпочтение игровым формам, а использование новых упражнений и смена последовательности должна стать одним из способов поддержания интереса детей к продолжению занятий. Увлекательность данным занятиям придают красивые разноцветные мячи, музыка, игровые упражнения, веселые игры и соревнования.
Таким образом, гимнастика с использованием фитболов будет способствовать повышению уровня физической подготовленности детей и коррекции движений у дошкольников с проблемами в развитии, укреплению мышц спины, рук, брюшного пресса, что в итоге решает проблему профилактики нарушений осанки у дошкольников.
Список используемой литературы:
1. Каштанова Г.В. Лечебная физкультура и массаж.-М.:АРКТИ, 2006.
2. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.-СПб.: Речь, 2009.
3. Потапчук А.А. Как сформировать правильную осанку у ребёнка.-СПб.: Речь, 2009.
4. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения.-СПб.:Издательство "Детство-Пресс", 2007.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»