Как подготовить праздник в детском саду
Ахметова Татьяна Николаевна
Дети просто обожают яркие праздники!Главная задача тематических развлечений в детском саду - научить детей эмоционально откликаться на музыкальные произведения разного характера.
Праздники также несут в себе образовательную функцию и благотворно влияют на развитие памяти, внимания, мышления, а также позволяют проявить творческую инициативу и развивают чувство коллективизма.
Музыкальный руководитель, сценарист, режиссер и хореограф в одном лице, так разрабатывает сценарий и подбирает речевой, песенный и танцевальный репертуар, чтобы была выстроена единая логическая линия сюжета и каждый последующий номер праздника плавно вытекал из предыдущего. Тогда спектакль превращается в театральное действие, который «идет на одном дыхании».
Хочу поделиться опытом, как в нашем детском саду проходит подготовка к праздникам в старшей и подготовительной к школе группах:
Годовое планирование мероприятий рассматривается и утверждается на собрании педсовета, также устанавливаются сроки проведения. За 4-6 недель до праздника музыкальный руководитель разрабатывает сценарий и обсуждает его с воспитателями. В нашем коллективе такие обсуждения приветствуются, т.к. педагоги высказывают свои пожелания и щедро делятся идеями. Составляется план репетиций и расписывается график, когда и какой номер будет разучиваться и отрабатываться. В этом случае у музыкального руководителя весь репертуар будет под контролем и он ничего не упустит, а процесс подготовки детей к празднику будет проходить без спешки, не нарушая режим дня.
Необходимо объяснить детям, к какому празднику они будут готовиться и рассказать историю возникновения. Возможно они сами вспомнят прошлогодний утренник. В этом случае можно поговорить о том, что им больше всего понравилось и запомнилось с прошлого года.
Воспитатели распределяют стихотворения с учетом психологических особенностей детей. Детям с хорошей памятью можно давать стихи до 12-16 строчек и репетировать художественное чтение под музыкальное сопровождение, чтобы ребенок тренировался рассчитывать силу голоса. Детям, у которых объем памяти небольшой и есть какие-то логопедические проблемы можно дать небольшие отрывки на 4-8 строчек.
В сценарии должны быть задействованы все дети без исключения, а не только способные и одаренные. Материал распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок поучаствовал в разных видах деятельности – прочитал стих, потанцевал и поиграл на детских музыкальных инструментах. В подготовительной группе даже роль ведущих можно отдать артистичным детям с громким голосом и хорошей артикуляцией. А участие взрослых на празднике можно сократить до минимального.
Если в сценарии есть театрализация сказки или пьесы, необходимо познакомить детей с оригиналом произведения и обсудить характеры персонажей. На главную роль можно провести кастинг и попробовать 2-3х детей. В условиях здоровой конкуренции у кандидатов будет мотивация стараться и выполнять все задания качественно.
Песни и танцы, в которых принимают участие все дети, разучиваются и отрабатываются на групповых занятиях. А сольные номера, сценки и танцы с малым количеством детей (по 6-8 человек) лучше репетировать во второй половине дня, распределив детей по подгруппам. Работу над выразительностью исполнения и над отдельными фрагментами спектакля, лучше проводить индивидуально.
Репертуар тщательно отрабатывается и отшлифовывается. Нужно добиваться от детей чистого исполнения, без показа и подсказок педагогов. Все нюансы и корректировки, которые выявляются в ходе репетиций, вносятся в сценарий. Окончательный вариант сценария рождается накануне праздника.
Важно уделить внимание генеральной технической репетиции, когда прогоняется весь ход мероприятия без пауз. Общие номера нужно проходить полностью, а сценки и сольные номера только вход и выход персонажей, без проигрывания. Такую репетицию лучше проводить не более 1-2х раз, в костюмах и со всеми атрибутами. Так у детей появится полное понимание происходящего и они привыкнут к общему объему мероприятия.
С особым вниманием нужно отнестись к оформлению зала. Оно должно быть эстетичным и понятным детям, а также создавать нужное эмоциональное настроение. Еще один важный вопрос – это подготовка и изготовление костюмов. Они должны быть в первую очередь удобными, красочными, а также соответствовать возрасту и росту актеров.
Отдельную работу нужно провести с родителями. Многие родители, не зная специфики работы в детском саду, считают, что не обязательно водить ребенка на репетиции и музыкальные занятия. «Что там репетировать, - думают они, - два притопа, три прихлопа» и глубоко ошибаются.
Чтобы праздник удался, у детей должно быть четкое понимание:
- в какой последовательности идут номера,
- в каком месте сценария нужно встать на полукруг или перестроиться в шахматный порядок,
- где взять атрибуты и куда их положить после выступления.
Лучше заранее, еще на этапе написания сценария продумать последовательность и продолжительность номеров. Они должны быть короткими, разноплановыми и яркими по содержанию, чтобы у участников возникало ощущение «эмоциональных качелей». Такие насыщенные праздники запоминаются надолго и детям, и взрослым. Общая продолжительность праздника не должна превышать 1 часа, иначе все устанут.
Успех праздника во многом зависит от согласованного и продуманного участия взрослых. Нужно заранее распределить, кто за что отвечает – кто переодевает детей, кто включает и выключает свет, кто выставляет и убирает реквизит и т.д. Если воспитатели не справляются, то можно привлечь на помощь родителей.
И конечно же самая важная роль на празднике роль ведущего, который задает тон праздника. Внешний вид должен быть безупречным, настроение искрящимся, голос громким с хорошей артикуляцией. Праздник должен идти в хорошем темпе. Паузы утомляют детей и зрителей, теряется логическая линия сюжета. Ведущий должен быть находчивым и вовремя отреагировать, чем заполнить непредвиденную паузу. Можно подготовить на этот случай загадки для детей и взрослых или рассказать веселую историю из жизни детей в группе. Конечно же ведущий должен досконально знать всю программу, последовательность номеров и нюансы исполнения – вовремя сказать нужные слова, отправить детей переодеваться, подсказать детям слова песни или стихов, если забыли и показать им танцевальное движение. Лучше выучить весь текст наизусть или сделать себе эстетично оформленные подсказки. Накануне праздника воспитатели проверяют наличие всех атрибутов, раскладывают их по местам, расставляют стульчики по количеству детей.
В день праздника в группе создается праздничное настроение - ее можно украсить шарами, цветами и тематическими атрибутами.
На протяжении всех этапов подготовки и особенно на самом празднике, важна согласованная работа педагогов и музыкального руководителя. Они должны буквально понимать друг друга с полуслова и вовремя приходить друг другу на помощь.