Музыкально-ритмические движения в детском саду
Тюлина Елена Николаевна
Я работаю с детьми дошкольного возраста. А что больше всего любят делать дети? Конечно же, играть, петь рисовать и танцевать.Детские танцы – это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. А, как мы знаем, музыка - искусство синтетическое, в ней оживает все. Движения, приобретают осязательную форму, становятся как бы слышимыми. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а обучение по принципу: "повтори за мной" и "поставь ногу сюда, а эту вот так", не всегда успешно. Сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности, потому столько времени приходится тратить на постановку танца: некачественное и невыразительное исполнение движений не может радовать ни детей, ни зрителей. Как привить детям любовь к обучению музыкально-ритмическим движениям с младшего возраста? Конечно же, через игру, чтобы в занимательной, игровой ситуации ребёнок выполнял движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, чтобы он не стеснялся сделать движение неправильно, а был захвачен игрой, сюжетом, ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз. Что понятно – то выполнимо! И если в музыкально – ритмических движениях игровые приемы не используются, тогда и ребенок теряется интерес к этому виду деятельности.
Музыкально-ритмические движения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.
Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. Наиболее доступным для детей являются естественные движения, к которым относятся так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.
Взаимосвязь музыки и движения как бы перекидывает мост от эмоционально-духовного к конкретно - физическому. Музыкально-ритмические упражнения, помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат пространственной ориентировке, укрепляют основные виды движений, способствуют освоению элементов плясок, танцев, игр, углубляют навыки обращения с различными предметами.
Работа над музыкально – ритмическими движениями предполагает решение следующих задач :
1. Развитие музыкальности :
- Развитие способности воспринимать музыку, понимать её характер.
- Развитие специальных музыкальных способностей музыкального слуха (мелодический, гармонический, тембровый), чувство ритма.
- Развитие музыкального кругозора и интереса к искусству звуков
- Развитие музыкальной памяти
- Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя определённые виды движения (ходьба, бег, прыжковые движения, общеразвивающие упражнения, имитационные движения, плясовые движения)
- Развитие ловкости, точности, координации движений
- Формирование правильной осанки, красивой походки
- Самостоятельно находить свободное место в зале,
- перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом
- Обогащение двигательного опыта детей разнообразными видами движений.
Воспитание потребности к самовыражению в движения под музыку:
- Формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку
- Развитие творческого воображения и фантазии
- Развитие способности к импровизации в движении,
- Умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, игрового образа выразительными жестами, элементарными плясовыми движениями.
- Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике
- Развитие умения начинать и заканчивать движения вместе с музыкой. развитие слухового внимания, способность координировать свои слуховые представления и двигательную реакцию.
- Развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления
- Воспитание умения чувствовать настроение музыки, понимать состояние образа, переданное в музыкальном произведении, и выражать его в пластике.
- Формировать чувство такта и культурных привычек.
Осваивая эту форму музыкальной деятельности,следует учитывать следующие принципы:
-комплексное решение основных задач музыкального воспитания;
-систематичность;
-постепенность;
-последовательность;
-повторность;
Этапы обучения музыкально-ритмическим движениям:
- Начальный этап обучения
- Углубленное изучение
- Закрепление и совершенствование музыкально – ритмических движений.
Показ упражнения происходит в зеркальном изображении. Объяснение техники исполнения упражнения дополняет ту информацию, которую ребенок получил при просмотре. Первые попытки опробования упражнения имеют большое значение при дальнейшем формировании двигательного навыка.
Успех начального этапа обучения зависит от умелого предупреждения и исправления ошибок. При удачном выполнении упражнения целесообразно его повторить несколько раз, закрепив тем самым предварительное представление о нем.
Совместное исполнение движений способствует созданию общего приподнятого настроения, единое ритмичное дыхание регулирует психофизиологические процессы, максимально концентрирует внимание. На такой групповой деятельности оказывается, как бы гипнотическое воздействие, сила которого зависит от звучания музыки и от того, насколько выразителен, артистичен педагога. В этом состоянии дети как бы автоматически копируют все движения в зеркальном отражении (копируют все до мелочей - мимику, тончайшие нюансы исполнения).
Этап углубленного разучивания характеризуется уточнением и совершенствованием деталей техники выполнения упражнений. Основная задача этого этапа сводится к уточнению двигательных действий, пониманию детьми закономерностей движения, усовершенствованию ритма, свободного и слитного выполнения упражнения. Главным условием обучения на этом этапе является – целостное выполнение упражнения. Количество повторений в занятии увеличивается, по сравнению с предыдущим этапом. На этапе углубленного разучивания дети приобретают некоторый опыт в исполнении движений по показу педагога и запоминают несколько композиций. Все это способствует развитию у детей самостоятельно выполнять выученные упражнения в целом.
Этап закрепления и совершенствования характеризуется образованием двигательного навыка и переходом его к творческому самовыражению в движении под музыку. На этом этапе необходимо совершенствовать качество исполнения упражнений и формировать у детей индивидуальный стиль. Этап совершенствования упражнения и творческого самовыражения считается завершенным лишь тогда, когда дети начнут свободно двигаться с полной эмоциональной и эстетической отдачей.
Если следовать формуле, что «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того, чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца.
Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей.