Наглядные методы и приемы по приобщению
детей к художественной литературе
Степанова Светлана Вячеславовна,
учитель-логопед
Приобщая детей к художественной литературе, педагоги широко используют словесные методы и приемы, но наиболее эффективными являются наглядные и игровые, так как именно они способствуют легкому и свободному запоминанию литературного произведения.учитель-логопед
К наглядным методам относятся театрализованные игры, игры-драматизации, элементы инсценировки, дидактические игры, показ иллюстраций, схемы, составление алгоритма, пальчиковые игры, просмотр видео, аудио фильмов, мультфильмов, оформление выставки, книжного уголка.
Произведения для ознакомления детей с художественной литературой, желательно подбирать с учетом лексической темы недели, опираясь на программные рекомендации, учитывая специфику логопедического дефекта группы.
Рассмотрим наглядные методы и приемы, которые можно использовать при ознакомлении детей с художественной литературой по теме «Дикие животные» в старшей группе детского сада.
Подготовку к пересказу русской народной сказки «Заюшкина избушка» лучше начать с чтения сказки с показом иллюстраций, при этом показ не должен нарушать целостного восприятия текста.
Далее следует рассказывание сказки педагогом с последовательным выкладыванием иллюстраций детьми.
Затем проводится дидактические игры с использованием иллюстраций «Собери картинку» (разрезные картинки), «Сказка в картинках» (перепутав картинки и убрав одну из них, предложить рассказать, какой эпизод исчез), «Герои заблудились» (найти место герою, рассказать фрагмент литературного текста).
Инсценировку сказки «Рукавичка» начинаем с чтения книжки-игрушки с показом иллюстраций.
Далее следует рассказ с использованием игрушек.
Образно-игровые этюды, этюды-загадки пробуждают у детей интерес к деятельности, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения: «Кто лучше изобразит заданное животное», «Отгадай изображенное животное», «Изобрази понравившееся животное». При этом дети сами выбирают наиболее удачные образы.
Сравнение персонажей сказки «Рукавичка» с героями хорошо знакомой сказки «Теремок» позволяет детям лучше понять характер героев, повышает речевую активность детей.
Привлекая родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, предложили украсить «рукавичку», подобрать загадки, стихотворения. Получились замечательные книжки-малышки.
Метод ТРИЗ используется в детском саду для развития творческой изобретательской смекалки. Используя этот метод, провели дидактическую игру «Рукавичка». Вместо героев сказки в «рукавичку» пускают различные предметы, если назвать, чем похож данный предмет, который находится в «рукавичке», в случае правильного ответа, новый предмет становится хозяином «рукавички». Игру можно проводить с различными предметами и животными.
Для ознакомления с волшебными сказками, например, «Царевна-лягушка», хорошо использовать карты Проппа. Владимир Яковлевич Пропп (выдающийся советский ученый, фольклорист), изучив структуру волшебных сказок, сформулировал три принципа:
- Постоянными, устойчивыми элементами являются функции действующих лиц, не зависимо от того, кем и как они выполняются;
- Число функций в волшебной сказке ограниченно;
- Последовательность функций одинакова.
Игры с картами Проппа:
- Коллективное составление историй по специальному набору карт.
- Составление историй по нескольким карточкам, выбранным специально или произвольно.
- Каждому рассказать фрагмент в соответствии с карточкой.
- Придумать по очереди (через одного) историю, поделив набор пополам.
Ознакомление со сказкой С. Михалкова «Заяц-симулянт» можно подготовить в виде показа теневого театра, а рассказ «Как медведь сам себя напугал» по Н. Сладкову выстроить с помощью графической мнемодорожки. После показа детям кукольного спектакля «Волк и лиса» по мотивам русской народной сказки дети могут нарисовать иллюстрации, собрать пазлы , передавая содержание отдельных отрывков.
Рассказывание сказки Ш.Перро «Красная шапочка» сопровождается действиями с игрушками настольного театра. Для развития воображения можно воспользоваться методом «Салат из сказок», когда героем одной сказки, например, Красной Шапочке и Волку добавляют героев из других сказок: Незнайку, Карабаса, Айболита и других. Дети определяют, кому будут помогать новые персонажи в зависимости от характера героя. Для этой цели используют карточки –модели или игрушки и карточку с изображением двух дорожек. Дети сами придумывают развитие сюжета и конец сказки.
В работе по заучиванию стихотворений хорошо использовать мнемотехнику, которая включает:
- Мнемодорожки
- Мнемоквадраты
- Мнемотаблицы.
Для ознакомления с художественной литературой можно использовать:
- Игры с волшебными наклейками
- Парные картинки
- Лото
- Домино
- Различные виды театров: бумажный, настольный, пальчиковый.
У старших дошкольников проявляется выраженный интерес к просмотру фильмов, мультфильмов, спектаклей и к самостоятельному участию в театрализованной деятельности по мотивам литературных текстов.