Планирование коррекционной работы
с дошкольниками с нарушением речи
Васильева Дарья Викторовна
Цель коррекционной работы – оптимизация личностного и социального развития дошкольников с нарушениями речи.Задачи коррекционной работы:
1) улучшение показателей эмоциональной сферы дошкольников;
2) повышение самооценки дошкольников;
3) развитие у дошкольников навыков взаимодействия с окружающими.
Тематика коррекционных занятий с дошкольниками
№ | Название | Цель и содержание |
---|---|---|
1 | Привет! | Устранение или ослабление имеющейся у дошкольников тревожности, запуск внутригруппового взаимодействия. Игра «Пригласи инопланетянина», упражнение «Нарисуй свою историю знакомства космонавта с инопланетянином» |
2 | Работа с гневом | Обучение дошкольников выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме. Игры: «Волшебные шарики», «Добрые привидения», «Кляксы» |
3 | Любимый сказочный герой | Коррекция самооценки, снижение уровня тревожности. Игра «Я – сказочный герой», упражнение «Автопортрет «Я – сказочный герой», графика. |
4 | Коммуникации | Развитие чувства взаимопомощи, взаимоуважения; развитие доброжелательности, доверия к окружающим; закрепление моральных представлений. Упражнение «Жужа», «Головомяч», «Злюка и Добрячок». |
5 | Выражение настроения | Снятие физического напряжения, стимулирование спонтанности в выражении актуального эмоционального состояния развитие навыков саморегуляции своего психологического состояния, снижение тревожности. Игра «Танцующие бабочки», упражнение «Настроение бабочки», раскрашивание матриц-фракталов. |
6 | Работа с гневом | Обучение дошкольников контролю собственных чувств и эмоций. Игры «Я – травинка», «Поссорились два петушка», упражнение «Кулачок», «Разыгрывание ситуаций». |
7 | Это Я | Формирование адекватной самооценки; развитие осознания дошкольниками своих положительных черт; способствовать повышение чувства личностной значимости. Игра «Котик», упражнение «Какой я?», «За что меня любит мама» |
8 | Основы взаимодействия | Развитие конструктивных навыков общения; снижение уровня тревожности. Упражнение «Три настроения», «Чертенок», «Тух-тиби-дух». |
9 | Наш город мечты | Развитие конструктивных навыков общения; снижение уровня тревожности. Упражнение «Коллаж «Город дружбы», групповая работа. |
10 | Не будем ругаться! | Снятие вербальной агрессии; заучивания социально принятых норм поведения. Прослушивание и анализ сказки «Как злость Олю и Толю в плен поймала», игры «Меняем Олю и Толю», «Злюка», «Тух-тиби-дух». |
11 | Я оцениваю себя так… | Сплочение дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки. Игра «Клеевой дождик», «Я – лев», «Зайки и слоники», «Ладошки». |
12 | Общение | Формирование конструктивных форм общения, навыков самоконтроля, закрепление моральных представлений и суждений; развитие чувства уважения к ближнему. Упражнение «Тренируем эмоции», «Злюка-звездочка», «Детский футбол», «Попроси игрушку», Прослушивание и анализ сказки «Волшебные очки». |
13 | Моя семейка | Снижение тревожности, связанной с переживаниями за микроклимат в семье, за внутрисемейные отношения. Игра «Позаботься о птенчиках», упражнение «Птички в гнёздышке» (лепка). |
14 | Работа с гневом | Обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева, снятие агрессии. Игры «Охота Бабы Яги», «Беги, злость, беги!», упражнение «Овладей собой», прослушивание и анализ сказки «Котик и петушок». |
15 | Я оцениваю себя так… | Сплочение дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки. Игра «Клеевой дождик», «Я – лев», «Я очень хороший», «Комплименты». |
16 | Понимать других сложно… но можно | Развитие коммуникативных навыков. Упражнение «Как ты сегодня себя чувствуешь?», игра «Разное настроение», игра «Дразнилки», прослушивание и анализ сказки «Иванушка-дурачок». |
17 | Добро и зло | Нейтрализация негативной эмоциональной энергии, формирование адекватных способов реагирования; снятие эмоционального напряжения у дошкольников; закрепление представлений о добре и зле. Упражнение «Кулачок», «Тряпичная кукла», «Волшебная кружка», «Гора с плеч», этюд «Добрый мальчик». |
18 | Я могу… я умею… | Сплочение дошкольников, снижение тревожности, повышение самооценки. Упражнение «Копилка достижений», «Пьедестал», «Выйди в круг». |
19 | Мы – друзья! | Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях, воспитание доброжелательного, толерантного отношения к людям. Игра «Липучка», «Как поступить?», «Овладей собой», Совместные настольные игры. |
Продолжительность курса. 19 занятий по 25 минут ,2 раза в неделю.
Время проведения занятий – вторая половина дня
в течение рабочей недели.
Наполняемость группы: до 10 человек