Использование мнемотехники как средства
речевого развития у детей 3-4 лет
Яковлева Мария Леонидовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Петроградского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 32
Петроградского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка
Педагогический проект представляет собой разработку «Использование мнемотехники как средства речевого развития у детей 3-4 лет».
Деятельность педагога направлена на формирование умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
Актуальность проекта
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте, потому что дошкольный период – это возраст наглядных форм сознания (прежде всего это различные наглядные модели, иллюстрации, схемы, таблицы).
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Положительные стороны метода мнемотехники:
- Возможность использования в нескольких областях.
- Возможно использование имеющихся методических и дидактических средств, не требующих финансовых затрат.
- Проявляются и реализуются потенции ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога.
Цель проекта: формирование связной речи у детей в возрасте 3-4 лет посредством использования мнемотехники.
Задачи проекта:
Задачи проекта:
- Изучить научно-педагогическую литературу по использованию мнемотехники для развития связной устной речи дошкольников.
- Создать материальную базу для использования мнемотехники.
- Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п.
- Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.
- Формировать навыки культурного речевого общения.
- Развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации проекта: 01.09.2021-30.05.2022 г.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (сентябрь – ноябрь).
II. Этап внедрения (декабрь-апрель).
III. Результативный (май).
Срок реализации проекта: 01.09.2021-30.05.2022 г.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (сентябрь – ноябрь).
II. Этап внедрения (декабрь-апрель).
III. Результативный (май).
- Подготовительный (сентябрь-ноябрь).
Задачи:
1. Изучение научно-методической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей.
2. Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в ДОУ.
3.Подбор и создание дидактических пособий (мнемодорожек, мнемотаблиц, коллажей, тактильных дорожек (ладошек)).
4. Начальная диагностика.
- Этап внедрения (декабрь-апрель).
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям:
- Работа с детьми.
- Работа с родителями.
- Обогащение предметно - развивающей среды.
Задачи:
- Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц.
- Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей. [2]
- Разработка плана с использованием комплексно-тематического принципа (приложение 1).
- Разработка конспектов НОД по развитию речи с использованием мнемотехники.
- Проработка консультаций для родителей по использованию мнемотехники для развития связной речи дошкольников, которая включает в себя:
•Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотаблиц, мнемодорожек.
• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям».
•Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. [6]
Содержательная часть методики работы с мнемотехникой:
• Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям».
•Совместное изготовление мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. [6]
Содержательная часть методики работы с мнемотехникой:
- Знакомство с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
- Работа с мнемодорожками - это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
- Мнемотаблица – самая сложная структура. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. [1]
Необходимые условия для работы с мнемотаблицами:
- Мнемотаблицы могут быть различными в зависимости от их направленности: простыми и тематическими (речевые, математические, музыкальные, познавательные и др.) [4]
- Мнемотехника, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.
- Количество квадратов не превышает девяти, что соответствует научно обоснованному пределу разовой информации для ребёнка (10 информационных битов). [3]
- Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями т.п.
- Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. (Например, лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д.)) [5]
- Заключительный этап (Май).
Задачи:
- Проведение итоговой диагностики.
- Обобщение и распространение полученных результатов.
- Представление опыта работы по мнемотехнике для педагогов на педагогическом совете.
Ожидаемые результаты: повысить уровень собственного педагогического мастерства. Сформировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при заучивании стихотворений, составлении рассказов и сказок, описании предметов. Повысить заинтересованность родителей в использовании приёмов мнемотехники для развития речи детей дома.
Вывод: использование приёмов мнемотехники в младшем дошкольном возрасте способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического строя и связной речи воспитанников.
Список использованной литературы:
1. Акимова Г. Память – на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001
3. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990. - №10.
4. Ушакова О. С. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
5. Полянская, Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста 2009 ISBN 978-5-89814-493-7 © ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 www.detstvo-press.ru
6. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед» № 4 2008г.