Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семейный клуб в детском саду как форма эффективного
взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС

Фомина Светлана Николаевна,
педагог-психолог высшей кв. категории
ГБДОУ «Детский сад №30»
Приморского района Санкт-Петербурга
        Трансформация мышления всех участников образовательного процесса в детском саду медленно формирует общее поле взаимодействия семей воспитанников и  государственного образовательного учреждения, где родители чувствуют себя не просто «получателями» образовательных услуг или услуг «присмотра за детьми», а являются соавторами организации жизни детей в детском саду. При этом педагоги отказываются от роли  руководителей и экспертов, становятся помощниками и сотрудниками общего дела. Наилучший контакт во взаимодействии «педагог-родитель» на сегодняшний день достигают те воспитатели, которые стали лицами, замещающими родителей на время их отсутствия, которые вошли в поле доверия родителя, а следовательно и ребенка. Однако, процесс этот еще сложен для многих педагогов и родителей. Сблизиться и стать партнерами в воспитании и развитии детей можно на совместных «площадках» общих интересов. Одной из таких «площадок» в нашем детском саду стал Семейный «Клуб успешных родителей».
       Семейный клуб, организованный как площадка психолого-педагогической поддержки семьи, сближения педагогов и родителей и передачи позитивного родительского опыта, возник исходя из запроса родителей на получение информации о разных аспектах организации жизни детей. Актуальные вопросы родителей были сгруппированы и преобразованы в направления работы Семейного клуба.
      Так, важными отдельными направлениями стали встречи «Родитель+» о трудностях воспитания в неполной семье для родителей в одиночку воспитывающих детей. Здесь формируется группа поддержки для решения социальных, психологических трудностей и рассматриваются вопросы компенсации отцовских функций матерью, особенности конструктивного взаимодействия с отцом детей.
      В направлении работы «Мой малыш» предлагаются группы взаимодействия по преодолению адаптационных трудностей. Родители постепенно знакомятся с тем, как можно по-новому взаимодействовать с детьми.
      Для тех родителей, которые не могут оторваться в рабочие часы, предлагается онлайн-клуб «На связи». Родители получают возможность прослушать записи информации с практическими материалами, задать вопросы и получить обратную связь в следующем выпуске.
      Изучив мнение родителей через анкету - опрос разработано планирование встреч Семейного клуба, составлено положение о клубе, продуманы средства предоставления информации родителям о предстоящих заседаниях. Хотелось бы поделиться опытом планирования Семейного клуба в разных направлениях.
 
«Утверждаю»
Заведующий ГБДОУ детский сад 30
________Богданова С.Г.
_______2021г.
 
 
 
Положение
о клубной деятельности с родителями
 
 
1. Общие положения
 1.1. Клуб для родителей «КЛУБ УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» (далее – Семейный клуб) создан с целью установления сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания, развития детей дошкольного возраста, профессиональной поддержки в решении трудностей воспитания и развития детей.
1.2. Семейный клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, уставом ДОУ, настоящим положением.
 1.3. Участниками Семейного клуба являются родители, дети дошкольного возраста, педагоги.
 1.4. Основными принципами работы Семейного клуба являются добровольность, компетентность, соблюдение педагогической этики.
1.5. Семейный клуб собирает участников по интересам в вопросах детско-родительских отношений, поэтому выделены направления «КЛУБ УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ», «РОДИТЕЛЬ+», «МОЙ МАЛЫШ», «НА СВЯЗИ».
2. Цель и задачи клуба
 2.1. Целью функционирования клуба для родителей является реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в семье:
«КЛУБ УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» - детско-родительские отношения в полных семьях,
 «РОДИТЕЛЬ+» - детско-родительские отношения в неполных семьях,
 «МОЙ МАЛЫШ» - преодоление адаптационных трудностей детей и родителей,
«НА СВЯЗИ» - онлайн-клуб для родителей, желающих получать психолого-педагогическую поддержку дистанционно.
2.2. Задачи:
 - выявить и использовать эффективные организованные формы взаимодействия с семьей;
 - оказать консультативно-методическую помощь родителям;
- повысить уровень педагогических знаний  родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;
-пропаганда положительного опыта семейного воспитания детей дошкольного возраста;
- популяризация деятельности ДОУ среди населения.
3. Участники клуба
3.1.Квалифицированные заинтересованные педагоги детского сада (воспитатели групп, педагог-психолог и другие специалисты);
3.2.Дети дошкольного возраста, посещающие детский сад, и их родители;
4. Права и обязанности участников клуба
4.1. Родители (законные представители) имеют право: на получение квалифицированной консультативной помощи по уходу за ребенком, проблемам адаптации, воспитания и обучения ребенка в ДОУ и дома; на получение практической помощи в организации занятий, досуговой деятельности, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций с детьми дома; на высказывание собственного мнения и обмен опытом воспитания детей.
4.2. ДОУ имеет право: на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; на внесении коррективов в план работы Семейного клуба в зависимости от возникающих обстоятельств, проблем, интересов и запросов родителей.
 4.3. ДОУ обязано: организовать работу Семейного клуба в соответствии с планом, утвержденным заведующим ДОУ и учетом интересов и потребностей родителей; предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
5. Организация деятельности клуба
5.1. Работа Семейного клуба осуществляется на базе детского сада.
5.2. Заседания клуба проводятся для родителей и детей бесплатно.
5.3.Формы организации работы Семейного клуба: психологические тренинги, практикумы, экспериментальная деятельность, проектная деятельность, конкурсы, видео просмотры по организации жизни детей в ДОУ, консультации, разработка информационных буклетов.
5.4. На итоговом заседании Семейного клуба обсуждаются результаты и эффективность работы.
5.5. Работа Семейного клуба длится в течение учебного года (с сентября по май). Заседания Семейного клуба проводятся частотой 1 встреча в месяц. Ожидаемые результаты: - увеличение доли участия семьи в жизни детского сада и в вопросах воспитания ребенка;
 - повышение знаний родителей в вопросах развития и воспитания ребенка дошкольного возраста;
- обобщение и трансляция педагогического опыта взаимодействия с семьей;
- изготовление информационных бюллетеней для родителей. Формы определения результативности функционирования клуба: анкетирование родителей, опрос, отзывы родителей, разработка информационных буклетов.
 
Перспективный план мероприятий клуба для родителей
«КЛУБ УСПЕШНЫХ РОДИТЕЛЕЙ» на 2021-2022 год

 
№ п/п Название мероприятия Форма проведения, участники Содержание Сроки
1 «Юбочный возраст» Арт-тренинг
 
Мл.гр
Упражнение-рисунок «Мой ребенок»
Информирование о кризисе 3 лет
Нетрадиционные техники рисования. Разновидности способов рисования (ватные палочки, кисти, ладошки и т.д.).
Памятка «развитие творческих способностей у детей».
сентябрь
2 «Удивительная песочница» Мастер-класс по использованию кинетического песка, крупы в игре.
 
Мл.гр
Программа с использованием информационно - коммуникативных технологий, крупа, кинетический песок, просмотр мультфильмов по теме. октябрь
3 «Играем вместе» Тренинг с элементами игры
 
Сред гр
Придумывание и создание игр из подручных материалов. Создание игровых ситуаций на заданную тематику. ноябрь
4 «Братья и сестры» Групповой тренинг
 
 
 
 
 
Сред гр
Упражнение «Социограмма».
Разбор кейсов ситуаций.
Информирование об улучшении взаимоотношений между братьями и сестрами.
Придумывание сказок, сказкотерапия.
декабрь
5 «Трудности воспитания близнецов» Обмен опытом воспитания близнецов
 
 
Все группы
Упражнение «Родительское сочинение».
Информирование о ловушках воспитания близнецов.
январь
6 «Дошкольный возраст: почему он нежный?» Мастер-класс
 
Старш гр
Упражнение «Сильные и слабые стороны ребенка и родителя»
Информирование об особенностях старшего дошкольника, о влиянии привязанности с родителями на его последующую жизнь
февраль
7 «Сложные вопросы детей: о жизни и смерти, о разводе» Лекция-рассказ
 
Старш гр
Информирование о том, как рассказывать детям об эмоционально сложных ситуациях в жизни семьи. март
8 «Детские  и взрослые границы» Тренинг Упражнение «Таможня»
Информирование о понятии личные границы в детско-родительских отношениях
апрель
9 «Школа и семья первоклассника» Тренинг, рекомендации Упражнение «Портфель»
Информирование о психологических аспектах перехода на новую ступень. Просмотр отрывка из худ.фильма «Первоклассница».
май
 
 
Перспективный план мероприятий клуба для родителей
«МОЙ МАЛЫШ» на 2021-2022 год
№ п/п Месяц Мероприятие Участники
1 Сентябрь «Помогаем детям адаптироваться: что важно для этого делать родителям?» Педагог-психолог
2 Октябрь «Сохраняем здоровье наших малышей» Врач детского сада, инструктор по физической культуре, педагог-психолог
3 Ноябрь «Ребенок в обществе: дети и взрослые» Педагог-психолог
4 Декабрь «Семейные традиции» Педагог-психолог
5 Январь «Меню в детском саду: полезное и вкусное» Педагог-психолог, повар
6 Февраль «Как разговорить малыша?» Педагог-психолог, логопед
7 Март «Сенсорное развитие малыша» Педагог-психолог
8 Апрель «Дорожки здоровья» Педагог-психолог, инструктор по физ развитию
9 Май «Игры малышей» Педагог-психолог
 
Перспективный план мероприятий клуба для родителей
«РОДИТЕЛЬ+» на 2021-2022 год
№ п/п Месяц Темы встреч Содержание
1 Сентябрь Знакомство. Я-мама, я-женщина. Диагностика. Входная анкета.
Правила. Знакомство.
Притча.
Упр «Портрет», «Скалолаз», «Мой плакат»
2 Октябрь Материнские позиции и установки Упр «Стаканчик», «Цветные руки», «Техника «Sic Volo», «Мои качества»
3 Ноябрь Материнская любовь Упр «Любовь и ярость», «Сердце любви»,
4 Декабрь Как выразить свои чувства Упр «Я-высказывания», «Продолжи предложение»
Анкета «Умеете ли вы слушать?»
Упр «Рисование по инструкции»
5 Январь Наши обиды Тест «Насколько вы обидчивы?»
Упр «История игрушки», «Копилка», «Комок проблем»
6 Февраль Путешествие в детство Упр «Футбол для осьминога», «Песочница», «Маски»
7 Март Материнская роль и отцовская-в чем отличие? Информирование о содержании отцовской и материнской роли.
8 Апрель Стиль воспитания Упр «Презентация ребенка», «Угадай свой стиль», «Ёжик», «Разбираем ситуации»
9 Май Герб моей семьи. Границы моей семьи. Информирование об укреплении семейных ценностей, традиций семьи.
Упражнение «Герб моей семьи»
Анкета-отзыв
 
Перспективный план мероприятий ОНЛАЙН-клуба для родителей
«НА СВЯЗИ» на 2021-2022 год
№ п/п Месяц Темы
1 Сентябрь «Особенности детей младшего дошкольного возраста»
2 Октябрь «Как прожить маме кризис 3 лет жизни?»
3 Ноябрь «Возраст почемучек»
4 Декабрь «Что важно знать о старших дошкольниках?»
5 Январь «Кризис 7 года жизни»
6 Февраль «Растим успешного ребенка»
7 Март «Близкие люди: выражаем чувства»
8 Апрель «Материнская роль: значение, социальные ожидания, ловушки и чувства»
9 Май «Роль отца в жизни ребенка и семьи»
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»