Нетрадиционные техники рисования в группе раннего возраста
Вороная Алина Александровна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 81
Выборгского района Санкт-Петербурга
Пояснительная запискавоспитатель ГБДОУ детский сад № 81
Выборгского района Санкт-Петербурга
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к увиденному. Ребенок, в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Занимаясь рисованием с малышами, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У детей ещё не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу нажима на бумагу (на карандаш нажимают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение.
Нетрадиционные техники рисования — это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Например, какому ребенку будет не интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров.
Когда дети рисуют пальчиками, они не только становятся более ловкими, но ребенок получает новые тактильные ощущения. Очень полезно рисовать не только указательным пальчиком, но и всеми остальными на обеих руках, поэтому можно на каждый пальчик наносить свою краску. Дети могут рисовать не только подушечками пальцев, но и фалангами, костяшками, кулачками, боковой стороной кистей рук.
Отпечаток ладошки дополняется недостающими элементами, и превращают его в цветочек, птичку, рыбку и т. д. Когда ребёнок рисует прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек.
Актуальность проблемы.
Изобразительная деятельность является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Она пробуждает у малышей эмоционально-творческое начало.
Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у детей раннего возраста художественно-образное мышление, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить малышей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных красок передавать своё настроение.
Цель моей работы – Создание условий для развития творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник и приемов рисования.
Задачи в работе с детьми:
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Развивать воображение, мышление, внимание.
- Воспитывать аккуратность.
Моя задача - научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
С детьми раннего возраста можно использовать:
- рисование пальчиками;
- печать ладошками;
- оттиск печатками из картофеля;
- тычок жесткой полусухой кистью.
Рисование пальчиками
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.
Тычок жесткой полусухой кистью
В данной технике изображение получается путем опускания кисти в гуашь, после чего ребенок ударяет, вертикально держа кисточку по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск поролоном, печатками из картофеля
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку.
Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
- Игра, которая является основным видом деятельности детей;
- Сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости;
- Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому тому, кто просит о помощи, им важно почувствовать себя значимыми;
- Музыкальное сопровождение и т. д.
- словесные (беседа, объяснение, сказка);
- наглядные (образцы, рисунки);
- метод наблюдения (экскурсии, прогулки);
- игровые (дидактические, развивающие, подвижные)
· Социально-коммуникативное развитие
· Познавательное развитие
· Речевое развитие
· Художественно-эстетическое развитие
· Физическое развитие
Форма и методы реализации программы:
·Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми;
· Выставки творческих работ в группе;
· Консультации для родителей;
· Участие в конкурсах;
· Оформление предметно-окружающей среды.
Заключение.
Занятия с использованием нетрадиционных методов, не утомляют малышей, у детей сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на рисование.
Нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.