Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование интерактивных методов и приемов
в речевом развитии старших дошкольников

Дмитриенко Ирина Александровна
Федеральный государственный образовательный стандарт и система Российского образования на современном этапе развития общества ставят перед педагогом ряд новых задач: воспитать не только физически и психологически здоровую личность, но сформировать личность думающую, интеллектуально-развитую, имеющую способность решать сложнейшие жизненно-важные задачи. Воспитать грамотную, образованную личность  компетентного профессионала, мастера своего дела – вот к чему должен стремиться педагог.
        Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если ученик проявляет познавательную активность, то есть испытывает положительное отношение к учёбе, самостоятельно стремится к познанию, достигает значимого результата. Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения. Одним из таких методов в последнее время принято считать интерактивный.
        Само понятие интерактивного обучения в образовании не является новым для теории и практики обучения, но целостная теория интерактивного обучения, тем более в отношении высшего профессионального педагогического образования, до сих пор не выстроена.
        Отвечая на вопрос «Что представляет собой интерактивное обучение?», мы можем сказать, что «интерактивный» означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие, это один из вариантов коммуникативных технологий, обучение с хорошо организованной обратной связью субъектов и объектов обучения, с двусторонним обменом информацией между ними, это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования. Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку – одна из главных. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Мы всегда стремимся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е.Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом общении.
А ведь часто, общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми.
Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду развитие связной речи, обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
В то же время, известно, что ребенок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей. С одной стороны, в речи создаются условия для выбора наиболее подходящих по смыслу слов, для действительного освоения лексики языка, а с другой - точность и разнообразие словарного запаса является важнейшим условием развития самой связной речи.
В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны.
Речь ребенка должна отвечать современным требованиям. Среди них можно выделить содержательность детской речи, точность и ясность изложенной мысли, выразительность.
Для того, чтобы воспитать физически развитого, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка, необходимо сочетать традиционные методы обучения и современные информационные технологии. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Дошкольное образование призвано обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования, дать возможность стать участниками единого образовательного пространства.
В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста.
Важным условием развития речи дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Традиционные методы развития речи, используемые в дошкольном образовании, требуют творческого подхода, обновления методики их проведения за счёт поиска эффективных приёмов руководства, мотивации детей.
Объект работы– речевое развитие старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении.
Предмет работы– процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста с помощью интерактивных методов и приемов.
Цель работы–выявить влияние интерактивных методов и приемов на формирование связной речи и обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста.
Цель, объект и предмет работы определили необходимость
постановки и решения следующих задач:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогические основы развития
речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить основные интерактивные методы и приемы способствующие эффективности процесса формирования связной речи и обогащения словаря, разработать перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Проанализировать результативность работы по данному направлению.
Гипотеза исследования – целенаправленное использование интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении способствует более эффективному формированию связной речи и обогащению словаря детей.
 
Анализ методико-педагогической литературы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
 
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку нет еще и года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни, начинает понимать и осваивать родной язык. Родители трепетно следят за развитием речи ребенка. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только педагогики и психологии, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. Они отмечали, что в дошкольном возрасте ребенок достигает такого уровня освоения языка, когда язык становится не только полноценным средством общения и познания, но и предметом сознательного изучения. Этот новый период познания языковой действительности Д.Б. Эльконин назвал периодом грамматического языкового развития.
Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, В.И. Логинова, В.В. Гербова, В.И. Яшина. Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, А.Н. Богатыревой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, Ю.С. Ляховской и других.
Развитие словаря детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы методики развития активного словаря дошкольников определены в работах М.М. Кониной, А.М. Леушиной, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой. Проблемы содержания и методов развития словаря детей в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, О.С. Ушаковой и др. Авторами определены цели и задачи развития словаря детей, методические принципы, созданы системы обучающих занятий, рассмотрены специфические условия развития словаря детей.
В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.
Важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста является работа над словом, которая рассматривается во взаимосвязи с решением других речевых задач. Свободное владение словом, понимание его значения, точность словоупотребления являются необходимыми условиями освоения грамматического строя языка, звуковой стороны речи, а также развития умения самостоятельно строить связное высказывание.
Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.
Программы обучения в дошкольном образовательном учреждении определяют круг речевых умений и навыков старших дошкольников. Усвоение лексического запаса не может происходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в детском саду является упорядочивание словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессом обогащения словаря дошкольников. Также необходимо учитывать, что ребенок может понимать слова и выражения, но не употреблять их в своей речи.
Большое значение в системе обогащения лексического запаса у старших дошкольников в организованной деятельности по развитию речи имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Как отмечает А.Н. Леонтьев, что овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и, прежде всего в значениях слов.
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста
В шесть лет ребенок активно совершенствует как связную, так и монологическую речь. Активный словарь насчитывает более 3000 слов. Он уже может без подсказки взрослых пересказать содержание сказки, мультфильма, рассказа. Также способен самостоятельно описать события, в которых он принимал участие. В этот период формируется умение связно описать содержимое рисунка, хотя в процессе рассказа он все еще уделяет большее внимание главным его деталям, а второстепенные часто пропускает.
Речь детей в этом возрасте насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.Дети умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.
Свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.
Дети также могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ – инсценировку по набору игрушек.
Ребенок семи лет, продолжая активно развивать речь, расширяет и обогащает свой словарный запас, усложняет фразеологию и грамматику, осваивает литературный язык. Словарь дошкольника может достигать 8000, а иногда и 10000 слов. Основную часть его занимают не только существительные, но и количество глаголов, прилагательных и наречий постоянно увеличивается. Отношение конкретных существительных к отвлеченным составляет 80%, из-за того, что ребенок чаще мыслит категориями и опирается на наглядные свойства предметов.
В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.
В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и не полной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных.
Интерактивные методы и приемы в речевом развитии старших дошкольников.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня всё большее признание и используются не только в процессе обучения и воспитания детей, но и в работе с их родителями. В этой связи представляется необходимым осмысление качественного своеобразия активных форм и методов обучения.
Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact». «Inter»-«взаимный», «act» - действовать. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком).
Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Использование интерактивных технологий является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний, а также помогает ребенку полноценно овладеть родным языком. Дети учатся ясно, лаконично выражать свои мысли и чувства, учатся подбирать нужные слова, у них развивается чуткость к языку.
Рассмотрим некоторые, наиболее используемые сейчас в детских садах интерактивные методы и приемы.
Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию. Синквейнна сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
Интеллектуальные карты– это уникальный и простой метод запоминания информации. Автор этого метода известный психолог Тони Бьюзен. Регулярное использование интеллектуальных карт позволяет сделать привычным использование образов. Метод интеллектуальных карт дает возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи.
Работа со сказками. Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Существует много интересных форм и методов работы со сказками, которые активно используются педагогами с целью развития речи дошкольников. Это и «Салат из сказок», «Измени конец сказки», «Перевирание сказки» и т.д.
Организация работы с детьми по речевому развитию.
Система работы по речевому развитию включает в себя – создание условий для речевого развития, планирование деятельности с детьми, взаимодействие с семьей, организация предметно-развивающей среды.
Моя деятельность была направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Одним из условий речевого развития является создание предметно-развивающей среды. При ее создании я обращала внимание на игры, пособия и материалы. Важно, чтобы они были направлены на развитие всех сторон речи: произносительную, грамматический строй, развитие словаря, слоговую структуру и связную речь. Для этого используем: наборы дидактических предметных и сюжетных картинок по основным лексическим темам, комплекты игрушек, печатные дидактические игры. Так же в речевом уголке имеются пособия и материалы, необходимые для развития речи детей: зеркала, картинки и картины, картотека артикуляционных упражнений, поддувалочки, пособия для развития мелкой моторики, картотека речевых упражнений и т. д.
В развитии речи большую роль играет ознакомление с художественной литературой. В моей группе организован книжный уголок в форме библиотеки с использованием формуляров, книжных разделителей и т.д. и действующие тематические выставки, например, «В краю родном», «Моя сказка», «Военная техника» и т.д. которые создаем вместе с детьми и родителями. Выбираятему этих выставок, мы опираемся на интересы, возраст детей и тематическое планирование, которое мы используем при организации образовательной деятельности. Книги, журналы, подборки иллюстраций, а далее и распечатки изинтернет- ресурсов приносили, в основном, дети. Так мы не только получали дополнительные знания по определенной теме, но и учились искать нужную информацию. А общение с родителями, во время сбора информации, доставляло детям дополнительные минуты радости, а нам дало возможность привлечения родителей к участию в жизни группы.
Также в речевом уголке имеются детские книги, хрестоматии произведений, картинки для составления рассказов, иллюстрации по темам, интересующим детей. Большой интерес вызывают у детей книги-самоделки с рассказами и сказками, которые мы изготавливаем сами. Книги мы оформляли как по имеющимся уже сказкам, так и по сказкам собственного сочинения. Дети с большим удовольствием выбирали и наклеивали картинки для своих книг. А затем представляли их детям. Рассказы по началу были простые и очень короткие. Ребята предпочитали выстроить последовательный сюжет уже существующих сказок, ведь их не надо было придумывать и рассказывать было легче. Так, работая в группах по 4 человека, мы создали подборку книг-самоделок по русским народным сказкам: «Волк и лиса», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой» и др. Потом выяснилось, что картинок на воспроизведение уже знакомого сюжета сказки не хватает - пришлосьрисовать самим, также это подвигло детей заменять героев сказок, а впоследствии и составлять сюжет сказки самостоятельно по имеющимся картинкам. Чаще в своих рассказах дети использовали простые, односложные предложения, но впоследствии, с каждым разом, слушать детей становилось все интересней. Показателем работы в данном направлении, на мой взгляд, стало то, что дети, выбрав понравившиеся картинки, сюжет сказки продумывали перед тем какнаклеить их в книгу в нужной последовательности. Так в нашем книжном уголке появились книги: «Приключения цыпленка Пика», «Мой друг щенок», «Путешествие друзей» и др.
Для систематизации работы по речевому развитию, на основе мониторинга было составлено перспективное планирование деятельности, которое включает в себя, как традиционные формы развития речи, так и нетрадиционные технологии (приложение № 3)
Работу с детьми по развитию связной речи мы осуществляли посредством организации разных форм деятельности. Основные формы – это игра и организация образовательных ситуаций общения.
Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!
Особенной любовью детей пользуются творческие игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь каждого ребенка. В нашем детском саду имеется большое разнообразие видов театра, атрибутов для театральной деятельности. Ребята с удовольствием участвуют в драматизации произведений, используя уголок ряженья. Устраивают показы сказок с помощью настольного и кукольного театров. Свою изюминку внес и повысил интерес детей к сказкам красочный театр на дисках и деревянных ложках. Пальчиковый театр ребятам давался труднее, но все участники представлений старались говорить правильно, последовательно, понятно и выразительно. Все это подготовило детей к участию в тематической неделе «Театра». Совместно с родителями в группе мы организовали «Музей ТЕАТРА». Из дома ребята принесли много интересного: маски, куклы, атрибуты к сказкам, фотографии и вырезки о театральных представлениях. Большое впечатление произвели на ребят диски с музыкой к произведениям и театр игрушек из шоколадных яиц на карандашах, собранный специально для нас семьей Секериных. В течение всей недели дети ходили на спектакли других групп детского сада, на которые проходили по пригласительным билетам и были зрителями, как в настоящем театре. И конечно, показывая на сцене свое представление, примеряли на себя роль актеров вдраматизации сказки «Путешествие в страну Светофорию».
Настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей. Содержание настольных игр в группе очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты), с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года), о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»).
В группах оформлена картотека речевых игр, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр. Очень нравятся детям пальчиковые игры в воде, которые, также являются и частью закаливающих мероприятий.
Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с применением «пальчиковой» гимнастики улучшают работу мозга, способствует более быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности
Пальчиковые игры с водой для детей более интересны и эмоциональны– это замечательный способ развития мелкой моторики и возможность познакомить ребенка со свойствами воды, разных материалов и предметов, а значит расширить активный и пассивный запас слов детей. Летом игры с водой мы проводили на свежем воздухе. В другое время года в группе. Воду наливали в различные ёмкости, естественно только пластмассовые, использовали баночки и бутылочки разного размера, вида объёма. Начинали с простых игр «Лодочка», «Рыбка», «Медуза» и др., затем постепенно текст игр увеличивался, а движения становились сложнее «Морской ёж», «Рано-рано поутру» и др. Использовали воду в других видах совместной деятельности с детьми. Считали - сколько маленьких стаканчиков поместится в большой бутылке. А что будет, если опустить пустую незакрытую бутылку целиком под воду? А что, если закрыть бутылку и опустить в воду или кинуть в воду другие предметы? Пробовали все это, пытались объяснить и делали выводы. В конечном итоге, с помощью этих игр я решала много задач –развивался познавательный интерес детей, без помощи речи невозможно было сделать вывод, а значит - развивалась речь, становилась более выразительной, ребята лучше стали запоминать стихотворные тексты.
Для развития диалогической и монологической речи большую роль играют образовательные ситуации общения. Такие ситуации чаще всего возникают спонтанно в ходе рассматривания картин, игрушек, чтения сказок и рассказов, разучивания стихотворений. В них я решала задачу обучения детей умению составлять рассказы о животных, рассказывать сказки и обыгрывать их, умение задавать вопросы и пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на основе прослушанного содержания. Использовала ситуации общения в любое свободное время – утром, вечером, во время прогулки с одним или несколькими детьми. Уловив смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, своими вопросами я побуждаю ребенка к диалогу или более полному высказыванию. Одну ситуацию проигрываем несколько раз с разными детьми. Длится она несколько минут в зависимости от настроения детей.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. И, конечно же – это возможность достичь наибольших результатов.
 
Взаимодействие с семьей.
В детском саду мы - педагоги создаем все условия для успешного развития речи каждого ребенка. Но все наши усилия не принесут положительных результатов если родители не будут принимать активное участие в решении данной проблемы.
В своей педагогической практике большое внимание уделяем работе с родителями, используя следующие формы взаимодействия:
- индивидуальные и фронтальные консультации;
- открытые мероприятия с участием родители;
- совместное творчество детей и родителей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ.
Проводя собрания, беседы, предлагаю консультации по проблемам речевого развития детей. Имеется подборка консультаций для родителей. По данной теме: «Развитие речевого дыхания», «Воспитание сказкой», «Какие книги нужны ребенку», «Будем с пальцами дружить», «Зачем читать детям книги», «Как отвечать на детски вопросы» и др.
В начале года для родителей на родительском собрании по теме «Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет», провела мастер – класс «Ловкие пальчики», где показала родителям, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и рассказала о ее роли в развитии речи детей. Предложила родителям памятку с пальчиковыми играми.
Так же интересно и познавательно прошло родительское собрание, которое было проведено в форме семинара – практикума «Развиваем речь детей». Здесь родители смогли посмотреть и обсудить фрагмент занятия по развитию речи с использованием нетрадиционных методов в работе с детьми. А потом попробовать самим составить стихи – синквейны. Домой, вместе с детьми, родителям было дано задание составить интеллектуальные карты по теме «Такой разный урожай».
Опыт показал, что в результате применения современных форм позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе по формированию речевой культуры дошкольников.Родители группы с интересом отнеслись к новинкам и стали с нами больше сотрудничать. Приняли активное участие в подготовке конкурса чтецов, оказали помощь в организации недели театра: изготовление афиши, сбор материала в музей театра, показ детям инсценировки сказки «Три поросенка» и т.д.
Воспитатели используют разнообразные методы и приемы обучения и воспитания детей, но только с помощью и поддержкой родителей развитие речи их ребенка будет полноценным и всесторонним.
 
 Заключение.
Успеха в воспитании и обучении можно достигнуть только в том случае, если детям будет интересно учиться. Мы, воспитатели, всегда должны помнить об этом и быть в состоянии постоянного поиска новых путей воспитания и обучения и их реализации в своей практике, собирая по крупицам и используя все, что превращает деятельность в радостный акт познания.
Речевое развитие не задерживается, если ребенок получает новые, яркие впечатления и создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Одним из главных критериев развития ребенка является развитие речи. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие.
Как показывает практика работы, использование интерактивных методов, правильно организованная развивающая среда, взаимодействие со сверстниками и активная совместная деятельность детского сада с семьей способствуют становлению опыта речевого общения детей, развитию эмоциональности, активности, самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта. Позволяют ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей.
Главное – почувствовать ребенка, увидеть, услышать, помочь, когда надо, не мешать, когда он сам работает. От педагога зависит, каким будут воспитанники. Не надо принуждать, надо заинтересовать, быть терпеливым и внимательным, дружелюбным и искренним, не упрекать, не критиковать, а одобрять и верить в способности ребенка.
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»