Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Семинар для старших воспитателей

Формирование предпосылок финансовой
грамотности у детей дошкольного возраста

(Из опыта работы)
Петросян Рипсиме Вараговна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад №72
Кировского района Санкт-Петербурга
 
СЛАЙД 1
Добрый день уважаемые коллеги! Хочу поделиться небольшим опытом работы по направлению «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» или как иначе называют данное направление – экономическое воспитание дошкольников.
СЛАЙД 2
Данная тема правительством была затронута еще в 2011 году - Распоряжение Правительства от 12 февраля 2011 года № 180-р «О реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
На основании реализации проекта разработана «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг.» утвержденная и введенная в действие Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р.
Именно в этой Стратегии указано о необходимости формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп, в том числе и для дошкольников.
Придерживаясь данной стратегии Минобрнауки России совместно Банком России разработали парциальную образовательную программу «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (вы видите на экране)
Программа ориентирована на детей в возрасте от 5 до 7 лет.
СЛАЙД 3
Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.
Включение в образовательную деятельность именно основ экономического воспитания поможет родителям в решении этой воспитательной задачи. По крайней мере так однозначно думал наш коллектив изучив данную тему. После прохождения курсов повышения квалификации несколькими педагогами, на очередном педагогическом совете было принято решение апробировать направление экономического воспитания, как решение одной из задач ФГОС (формирования общей культуры личности детей.) Ведь под финансовой грамотностью, в дошкольном возрасте понимается воспитание у   ребенка: 
- формирование таких нравственных качествах, как бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности;
 - рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда;
 - формировании правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные, взвешенные решения.
СЛАЙД 4
 
В 2019-2020 году эта тема была реализована как долгосрочный проект, цель которого было расширить экономический кругозор дошкольника, дать представление о таких
экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность, но в связи с пандемией не получилось реализовать в полной мере. В этом учебном году  рабочей группой была разработана уже рабочая программа «Веселый Рублик» с  тематическим планированием
 
СЛАЙД 5
И естественно, прежде чем начать работу необходимо было узнать мнение родителей о внедрении нового направление в образовательный процесс.
Было проведено соответствующее анкетирование, результаты некоторых ответов вы видите на экране. Как не парадоксально, изначально большинство родителей с большой настороженностью отнеслись к внедрению данного курса. Только 23 % однозначно положительно отнеслись к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности. Но как не странно, более 70 % родителей относятся положительно к желанию детей иметь копилку, и именно эти данные явились отправной точкой для организации консультации для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников». Ведь сами родители отвечая на вопросы такие как:
  • Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?
  • Как ребенок относится к труду?
  • Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
  • Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
  • Знают ли дети профессии родителей?
  • Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?
понимали, важность предложенной темы именно в дошкольном возрасте.
СЛАЙД 6
Результаты освоение программы, предполагает, что ребенок  должен понимать:
1.         Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2.         Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3.         Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести .
4.         Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5.         Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6.         Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7.         Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8.         Финансы – это интересно и увлекательно.
СЛАЙД 7
Формы, методы и приемы работы в данном направлении такие же как и в классических направлениях. Это и сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, тематические занятия, беседы и т.д., о которых я скажу позже…
СЛАЙД 8
Итак, программа по экономическому воспитанию дошкольников имеет блочную структуру, и первый блок посвящен понятиям «Труд и продукт труда (товар)». Основные понятие, которые должны освоить дети:
  • труд, работа, продукт, продукция;
  • заработная плата;
  • рабочее место, рабочее время;
  • профессия; предметы труда;
  • товар, торговля;
  • деньги.
 
СЛАЙД 9
Здесь дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.
 
СЛАЙД 10
Хочу рассказать, как на примере сказки «Петушок и бобовое зернышко» дети познакомились с Экономическими категориями - труд, продукт, сырье, материал, приобрели социально-нравственные качества: доброта, готовность к взаимопомощи, отзывчивость, заботливость.
После того, как воспитатель прочитал детям сказку, дети должны были ответить на вопросы:
Почему курочка попросила у хозяйки маслица?
?  Как герои сказки помогли петушку?
?  Каким образом получился продукт их труда?
?  Что было бы, если бы кто-то отказался выполнить просьбу курочки?
?  Почему все герои сказки помогали петушку?
?  Смог бы петушок один справиться со своей бедой?
Обсудили  пословицу «Не имей ста рублей, а имей сто друзей».
Был сделан вывод: с петушком случилась беда, но в результате труда курочки, хозяйки, коровы, хозяина, кузнеца получился продукт – масло, которое помогло петушку. Доброта и взаимопомощь спасли петушка.
 
СЛАЙД 11
С помощью дидактических игр и создания проблемных ситуаций дети закрепляют приобретённые знания
Например, проблемные ситуации:
Письмо Ослику Ослик получил от своих друзей – Пятачка, Вини-Пуха и умного Кролика – письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Вини-Пух строит дома, а Кролик – сочиняет сказки для детей. Где работают друзья Ослика, и какие у них профессии?
 
Заработанные деньги Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались. Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время – две корзины. У Белочки было два яблока: большое и маленькое. Как Белочке заплатить за работу мышатам?
Кому дать большое яблоко, а кому маленькое?
 
СЛАЙД 12
В процессе изучения темы, большое внимание уделяется обсуждению пословиц, которые  мы классифицировали тоже по блокам: труд, деньги, цена, купля-продажа, товар, бережливость, мотовство, лень, смекалка, добро, договор, жадность, зависть, богатство и бедность
 СЛАЙД 13
Детям очень нравится тематическая раскраска, На экране вы видите рандомную подборку картинок, но это логическо выстроенный ряд раскрасок, сопровождаемый обсуждением, например, следующих вопросов: 
Почему лицо у мальчика сердитое? (потому что приходится просить деньги у мамы и, вероятно, не в первый раз )
На что потратил мальчик деньги? Почему он не обращает внимания на то, что теряет конфеты? (потратил на большое количество сладостей, не замечает потерь, потому что не заработал деньги, не знает им счет).
Зачем родители несут деньги из копилки в банк?
Почему они не оставили деньги дома?  Где бы вы хранили свои сбережения? Почему?
Что делают члены семьи? Почему все довольны? Как вы думаете, куда потратит сбереженные деньги эта семья? Можно ли назвать эту семью дружной? Почему? Какие мечты смогла реализовать семья за счет сбереженных денег? И. т. д...
 
СЛАЙД 14
Следующий блок программы - Деньги и цена (стоимость).
Здесь дети знакомятся с такими понятиями, как: деньги, валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата, бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.
СЛАЙД 15
При изучении данного блока был реализован проект «Путешествие в страну денег»
Основные идеи проекта были:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами - путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги - универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата - цена работы по производству товаров.
5. Цена - количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок - обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет - деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
СЛАЙД 16
 
Был поставлен спектакль «Муха-Цокотуха», где дети узнали экономические категории: покупка, выгода, базар, приобрели социально-нравственные качества: доброта, смелость – трусость.
Ответили на вопросы:
?  Почему Муха-Цокотуха купила самовар?
?  Почему Комар спас Муху?
?  Для чего Муха пригласила гостей?
?  Почему Комар не испугался Паука?
Пришли к выводу, что Муха была хорошей хозяйкой. Когда нашла денежку, то рационально истратила ее – купила самовар, да такой, который долго служить будет ей и ее друзьям. Смелый Комар женился на красавице Мухе да в приданое получил самовар и много друзей. Он действовал бескорыстно, но в результате оказался в выигрыше.
 
СЛАЙД 17
И третий блок –это блок «Реклама».
Основные понятия данного блока: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Здесь затрагиваются очень актуальные задачи - развивать у детей способность различать рекламные уловки;
-учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой.
 
СЛАЙД 18
Сказка «Как старик корову продавал», стала для детей наглядным примером, как работает реклама.
Дети узнали про такие социально-нравственные качества, как: предприимчивость, доброта, экономические категории: реклама, покупатели, продавцы, товар. Ответили на вопросы:
?  Почему старик целый день не мог продать корову?
?  Как старик представлял свой товар?
Каким образом паренек привлек покупателей?
?  Кто был лучшим продавцом: старик или паренек?
?  Почему мужик передумал продавать корову?
?  Что такое реклама? Где вы видели рекламу?
?  Для чего нужна реклама?
?  Какими качествами обладал паренек?
?  Почему паренек помог старику?
Сделали вывод: старик не мог продать корову, потому что всем говорил, что корова старая и не дает молока. Паренек был предприимчивый, сделал корове хорошую рекламу, поэтому и появилось много покупателей.
 
СЛАЙД 19
В конце учебного года планируется провести диагностическое обследование выявления уровней сформированности финансовой грамотности у ребят, на основании выделенных в учебном пособии Смоленцевой А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» уровней развития
 
СЛАЙД 20
Центра по финансовой грамотности включает в себя
- Медиатеку из презентаций
- Медиатеку интерактивных игр
- Ребусы
- Лабиринты тематические
- Игры-путешествия
- Банковские карты
- Ненастоящие деньги
- Банкомат
- Дидактические игры «Какой товар лишний?», «Что угодно для души», «Деньги», «Дорого – дешево», «Потребность – возможность», «Бюджет» и другие.
- Металлические устаревшие деньги
- Альбом «Эволюция денег»
- Кроссворды
 
СЛАЙД 21
Взаимодействие с семьей, в этом направлении, также предполагает анкетирование, родительские собрания (к сожалению очно пока не удается провести), консультации, и привлечение родителей в обогащении развивающей среды.
 
СЛАЙД 22
 
Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.
 
Спасибо за внимание!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»