Особенности организации проектной деятельности
в дошкольном образовательном учреждении
Казакова Ксения Александровна
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература, а также проектная деятельность.Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность. В этимологическом словаре слово «проект» означает «выброшенный вперёд», «выступающий».
Проектная деятельность – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов, установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).
Это метод интегративного обучения дошкольников, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Бордовская Н.В. определила понятие проектной деятельности следующими словами: «Проектная деятельность – это разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий»
Под проектной деятельностью также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса считают, что одна из главных задач, которую призван решить педагог в ходе проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. Авторы также подчеркивают, что пространство возможностей может расширяться как за счет высказываний группы детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком.
Несмотря на то, что реализация проектно-исследовательского метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки.
Однако некоторые особенностей развития детей данного возраста создают необходимость корректировки процесса проектной деятельности, а именно:
- небольшой объем накопленных знаний и опыта;
- постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми;
-трудности в длительном сосредоточении на одном виде деятельности;
- дети ограничены в самостоятельной работе с источниками информации.
В практике современных ДОУ реализуются следующие виды проектов:
- исследовательско-творческие, в ходе которых дети экспериментируют, а затем оформляют свои результаты в виде газет, продуктов творческой деятельности и т. д.;
- ролевые-игровые с элементами творческих игр, в ходе которых дети входят в образ персонажей художественных произведений и решают поставленные проблемы со своей точки зрения;
- информационно-практико-ориентированные, в ходе которых дети производят сбор информации и реализуют её;
- творческие, в которых оформление результата в виде детского праздника, продуктивной деятельности.
Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.
Основное назначение проектной деятельности детей состоит в создании комфортной образовательной среды, позволяющей раскрыть потенциальные возможности личности, освоить культуру и окружающий ребенка мир, применять полученные знания на практике. Кроме этого, участие детей в проектах способствует интенсивному процессу социализации личности, усиливает связь обучения с жизнью, стимулирует активное мышление и формирует познавательный интерес. Метод проектной деятельности комплексно реализует такие педагогические принципы, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей. В основу метода положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности (М. Крупенина).
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность его участников - индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Если говорить о проектной деятельности как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Организация проектной деятельности требует определенной подготовки педагога к активному взаимодействию с его участниками, умению заинтересовать, мотивировать их на совместную деятельность, четко знать этапы проекта, соблюдать определенные требования к использованию этого метода в образовательном процессе. Среди них: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность участников; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий (выдвижение гипотез, обсуждение способов оформления конечных результатов, сбор, систематизацию и анализ полученных данных, подведение итогов, оформление результатов, их презентация, формулирование выводов, выдвижение новых проблем исследования).
Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.
Проектная деятельность позволяет формировать те личностные качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив, и в процессе его деятельности появляется совместный продукт. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения, согласовывать свои действия с действиями других участников группы, анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды, соподчинять собственные интересы интересам общего дела.
В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка.
Следовательно, задачи проектной деятельности следующие:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие творческого воображения;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого мышления.
В каждом возрасте существует своя специфика задач, так в младшем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это развитие умения определять различные методы решения проблемы с помощью взрослого, а также самостоятельно; формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Следовательно, проектная деятельность активно используется в дошкольных образовательных учреждениях, независимо от возрастной группы. Главное, правильно подобрать тему, и соблюсти основные этапы работы:
1.Определение темы.
Задача педагога – помочь детям в выборе темы для более глубокого изучения, при необходимости направить, составить план познавательной деятельности.
2.Определение целей.
Должно соответствовать возрастным и индивидуальными особенностями детей.
3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:
- в каких источниках можно найти информацию;
- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);
- какие материалы и оборудование лучше использовать;
- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.
4. Выполнение проекта – практическая часть.
Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную) .
5. Подведение итогов.
Создание материального продукта, имеющего ценность для детей.
Таким образом, проект – это разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий. Проектная деятельность является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, самостоятельности, познавательной деятельности детей, что дает возможность ребёнку развивается как субъекту с правом свободы выбора.