Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование техники пластилинография
для стимуляции познавательной деятельности ребенка

Кузьмичева Юлия Владимировна,
ГБДОУ детский сад № 67
Приморского района Санкт-Петербурга 
Дошкольный возраст – это период, когда нужно подготовить ребенка к восприятию обучающего материала. А именно, развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, память, мышление, воображение), которые помогут обеспечить успешное овладение учебной программой.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
    Одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Такое понимание познавательного развития дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
    Познавательная деятельность – это процесс поиска и усвоения новых знаний и навыков. Стремление к познавательной деятельности и исследовательской деятельности появляется уже в раннем возрасте, когда ребенок взаимодействует с многообразными предметами и явлениями, определяет их свойства и признаки, начинает различать ощущения, полученные от контакта с различными объектами. Для старших дошкольников такой тип познавательной деятельности является главенствующим – дети стремятся к пониманию того, как устроены те или иные вещи, узнают новое о привычных явлениях и пытаются упорядочить свои знания.
    Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
    Существует многообразие различных игр, занятий способствующих развитию познавательной деятельности, но меня заинтересовала такая техника нетрадиционного рисования, как пластилинография.
    Пластилинография – это процесс создания объемных картин из пластилина без применения кисточек, красок и бумаги.  Эта техника представляет собой очень занимательный процесс, способный удивить своим результатом и благоприятно воздействовать на ребенка. Занятия с пластилином стимулируют познавательное начало в ребенке. Сложно найти ребенка, который бы не любил лепить что-нибудь из пластилина. Причем абсолютно не важно, что конкретно лепить – заданную фигурку или что-то по памяти. Главное, сам процесс. Детям полезно чувствовать себя изобретателями чего-то нового и неизведанного. Особенно это актуально для детей, посещающих старшие группы детского сада. Это связано с тем, что старшие дети, создавая свои шедевры, проявляют фантазию и все свое воображение, тогда как младшим проще повторить действие за взрослым. Нередко дети дошкольного возраста придумывают целые сочинения и стихи, занимаясь пластилинографией. При создании картин в данной технике можно использовать не только пластилин, но и украшать свои работы бисером, семенами различных растений, либо другими природными материалами. Можно создавать целые картины, рисуя основу красками, а предметы, которые находятся на переднем плане, изображать при помощи пластилина.
    Работа над пластилиновой картиной помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев рук (что очень способствует развитию речи). Ребенок постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца, потому что ему очень интересно увидеть конечный результат своего труда.
    Технику пластилинография в непрерывной образовательной деятельности можно использовать и при интеграции образовательных областей. Я решила активно использовать эту технику не только в области «художественно – эстетическое развитие», но и в других образовательных областях, в том числе и в области «познавательное развитие». Знакомиться с техникой пластилинография с детьми начали в средней группе. Начинали в области «Художественно-эстетическое развитие». Затем  стали использовали и в области «Познавательное развитие» при изучении числового ряда. Использование пластилинографии в этой области способствует увеличению сенсорно-чувствительного опыта при экспериментировании с размером, формой, цветом. Что приводит к лучшему запоминанию информации у детей кинестетиков, которые, как известно, воспринимают всю информацию через тактильные ощущения. Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает. Например, при знакомстве и изучении формы квадрата, предлагала ребятам закрасить  пластилином заготовку. Таким образом, ребенок не только увидел и услышал, но и «прощупал» данную форму. К старшей группе у ребят уже имеются свои карточки с цифрами (от 1 до 5), которые они выполнили сами с помощью данной техники. В этом году мы продолжим наш числовой ряд.
    Занятия пластилинографией решают следующие задачи:
  • ребенок учится выполнять задуманное, идти к конечной цели, сосредотачиваться
  • развивается абстрактное мышление у детей, они создают образы, задействуют свои творческие способности
  • ребенок получает знания о различных формах и цвете, он учиться различать свойства предметов и фактуру на ощупь
  • создавая поделки, дети применяют свои знания и умения, чтобы получить желаемый результат
  • работа с пластилином помогает показать ребенку его уникальность, выявить творческие способности и развить их
  • развивается мелкая моторика рук, которая благоприятно влияет на развитие речи
  • повышается концентрации внимания, усидчивости и целеустремленности.
    Мой опыт показал, что овладение техники пластилинография доставляет детям истинную радость. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается действие, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы:
1. ФГОС ДО
2. Г.Н. Давыдова "Пластилинография" Издательство "Скрипторий, 2003г.
3.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа» «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА 2009 г.
 
 
 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»