Пластилинография, как одно из средств развития мелкой моторики
Ёда Ирина Игоревна
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития рук. В частности с развития движений кисти и пальцев рук. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль – формирование головного мозга и развитие речи. Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что "истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли".Мелкая моторика — это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Достаточный уровень развития моторики является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков - таких, как письмо, речь, навыки самообслуживания. Без развития мелкой моторики ребенок будет ощущать дискомфорт в современном мире, это скажется как в школе, (проблемы с речью и письмом, так и в быту (застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами и т. д.).
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является изобразительное искусство. Изобразительная деятельность приносит много радости и заложена на генетическом уровне. По мнению Е. П. Пименовой, И. Я. Гинцбург, А. Г. Ковалева изобразительная деятельность является одним из наиболее эффективных средств развития мелкой моторики кисти руки. С помощью изобразительной деятельности ребенок овладевает следующими действиями:
• захватывающими (пинцетный захват - большим и указательным пальцами руки; щепотью - большим, указательным, средним пальцами кисти руки; горстью – всеми пальцами кисти руки) – что говорит о умении держать ручку, пользоваться ей, а значит избежать проблем с письмом в начальной школе;
• соотносящими (удержание в одной руке предмета, манипуляции другой рукой, раскладывание деталей на определенную поверхность, соотнесение частей при шнуровке деталей, застегивании пуговиц, крючков, кнопок, молний и т. п.) – поможет ребенку в самообслуживании;
• интегративными (объединяющими разные движения двух рук при вырезании деталей, наматывании ниток на основу, и т. п.) – обеспечит безопасное пользование ножницами и другими опасными предметами;
• закручивающими (захват двумя пальцами – большим и указательным с проворачивающими движениями относительно друг друга; захват тремя пальцами – большим, указательным, средним с поворотом кисти руки; захват всеми пальцами кисти с поворотом кисти) – умение манипулировать предметами, изучать окружающий мир.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма важна. Ведь изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно-образовательного характера. Изобразительная деятельность, также как и другие виды деятельности, благоприятна для развития речи. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что изодеятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она способствует углублению представлений детей об окружающих предметах, и представляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и пространственной организации.
Рисование – это не только сенсорно-двигательные упражнения. В процессе изотворчества, манипуляций с материалами идёт естественный массаж биологически активных точек расположенных на ладонях и пальцах рук. Кроме того, решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми, тактильными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Изобразительная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря своей наглядности, и прежде всего тем, что ребёнок сам непосредственно действует с предметом. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, так как на занятиях по изобразительной деятельности в качестве наглядной опоры часто используются натуральные объекты
Следует особо отметить, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе изобразительной деятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, регулируемыми и ритмичными. Ускоряется и процесс усвоения навыков изображения. Дети придают нарисованному предмету движение. На основе предметного рисунка, с помощью речи дети создают целый сюжет, оживляют и оречевляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными им словами их диалог.
На занятиях изобразительной деятельностью детей можно познакомить с новыми словами, учить понимать, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов, признаки действий. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий, признаков.
Таким образом, на занятиях, изобразительной деятельностью решаются задачи по развитию речи детей, обогащается словарь, совершенствуется разговорная речь, подготавливается появление связной речи и т.д. Используя различные виды изобразительной деятельности, можно развивать у детей зрительно-моторную координацию движений, их точность, объем и направленность. Таким образом, рисование имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников, способствует эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора.
В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития в целом. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленные на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Эти новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.
Одним из таких методов является использование нетрадиционной художественной техники изобразительного искусства – рисование пластилином – и эта пластилиновая живопись называется пластилинография, которая является— одним из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности. В пластилиновой живописи пластилин используется в виде «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребенка. Пластилинография – один из видов декоративно-прикладного искусства, редко практикующихся в дошкольном учреждении. А в то время данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
В пластилиновой живописи заложены колоссальные воспитательные резервы, огромные педагогические возможности, которые влияют на формирование и развитие художественно-эстетического и образно - пространственного восприятии окружающего мира детьми дошкольного возраста. Авторы, исследующие проблему эффективной работы с пластилином и его влияние на творческие способности детей (Н. Б. Халезова, Б. Б. Косминская, Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова и др., отмечают наличие тесной взаимосвязи между тонкой двигательной координацией и уровнем работоспособности, степенью овладения техническими навыками и успешностью, качеством выполнения работы. Процесс рисования пластилином в изобразительной деятельности вовлекает в работу движения рук (ладоней, пальцев, зрительное восприятие, а также развивает такие психические процессы, как внимание, память, мышление, воображение, речь (Л. А. Венгер, В. С. Мухина, Р. С. Немов и др.)
Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребенок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику. Пластилинографию ещё называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благотворно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.
Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения сложности: начиная с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
В дошкольном учреждении практикуется шесть видов нетрадиционной техники лепки из пластилина, каждый из которых имеет свои особенности выполнения творческой задачи:
- прямая пластилинография — картина оформляется на горизонтальной поверхности (дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, при этом на подложку может быть заранее нанесён контур рисунка) – начиная со второго семестра первой младшей группы;
- витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали выкладываются на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесённым заранее контурам) – дети 5–6 лет;
- контурная лепка — картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины (на основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения — так ему придаётся объём, затем жгутиками выкладываются внутренние элементы картины) – второй семестр второй младшей группы или средняя группа в зависимости от уровня подготовленности детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить пластилин из шприца;
- многослойная лепка — изображение получается последовательным нанесением слоёв пластилина (из «лепёшек» разного цвета делаем «слоёный пирог» от тёмных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали) – старшие группы;
- мозаичная техника — выкладывание картины шариками из пластилина разного размера — вторая младшая, средняя группы;
- модульная лепка — элементы выполняются в разных видах техники («шарики», «колбаски» прямой техники, жгутики контурной и пр.), а затем эти модули собираются в единую композицию;
- фактурная техника — создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф — изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф — образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф — рисунок углубляется в фон) – подготовительная группа.
- наглядность (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);
- словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии)
- практические методы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками.
- раскатывание «колбасок» – кусочек пластилина раскатывается между ладонями;
- скатывание «шариков» – бесформенный кусочек пластилина формируется в шарик кругообразными движениями ладоней;
- отщипывание — от «колбаски» отщипываются кусочки разного размера;
- прищипывание — кусочки соединяются в один элемент;
- оттягивание — кончиками пальцев пластилиновой детали придаётся заострённая форма
- сплющивание в «блинчики» – пластилиновой детали придаётся форма лепёшки.
- размазыванием, когда пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
- примазыванием или придавливанием — соединением деталей для получения цельного сюжета;
- налепливанием — нанесением элементов из пластилина на шаблон;
- заглаживанием — приёмом, когда слой пластилина заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
- смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков — в младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Задачи пластилинографии в детском саду
Первая младшая группа (одно занятие — отработка одного навыка)
- обучение скатывать «шарики», делать «колбаски» и «блинчики»;
- освоение приёма размазывания пластилина по шаблонам с крупными элементами;
- формирование умения работать по образцу (педагог показывает — ребята повторяют).
- развитие умения самостоятельно придумывать сюжеты;
- освоение основ работы в мини-группах, парах;
- формирование навыка давать оценку готовому продукту.
- освоение многоцветных образов (малыши учатся выкладывать картины, в которых детали изображаются 2–3 цветами);
- развитие умения включать в картины крупу, бисер, пуговицы, камешки и пр.;
- воспитание заинтересованности в групповой работе.
- обучение поэтапному созданию полностью самостоятельной коллективной творческой работы (обсуждение замысла, подготовка основы и фона, деталей, соединение элементов в цельную картину);
развитие речи (ребята учатся давать словесные описания образам, созданным из пластилина).
Рекомендации при работе с пластилином и особенности используемого материала.
Пластилин - мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов: - несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
- в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) или положить на доске воле отопительной батареи, следя, чтобы он не расплавился.
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем тли прозрачной плёнкой. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска, влажная салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки влажной салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
Чтобы работа с пластилином доставила ребенку много радости, пластилин должен:
• быстро согреваться в руках и становиться мягким; • не крошиться, но и не размазываться, не таять; • кататься между ладонями и по любой поверхности, не прилипая к ней; • с помощью пластмассовой стеки без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен; • один кусочек пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии; • легко лепиться к бумаге, картону, дереву; • достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств; • легко отмываться с рук теплой водой.
Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию творческого воображения, образного мышления, фантазии дошкольников. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.
Работать можно не только пальцами рук, но и стеками – специальными вспомогательными инструментами, так же подойдут для работы деревянные палочки, колпачки от фломастеров и др.
Для декорирования работ можно использовать семена растений, различные крупы, бисер, природный материал.
Подчеркнуть контур или сделать обводку предмета можно с помощью тонких пластилиновых нитей. Для их изготовления можно использовать пластмассовые шприцы без игл, чеснокодавилку. Выдавленный таким образом пластилин, дети любят использовать в своих картинах.
Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков пластилина и при визуальном восприятии выглядеть, как мозаика.
В воспитании детей нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьезная, на первый взгляд вещь, как пластилин может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы ребенок вырос всесторонне развитой, интеллектуальной личностью! С помощью этой нетрадиционной техники, вспыхивают необыкновенные пейзажи, аппетитные натюрморты и узнаваемые портреты. Эти пластилиновые «сочинения» пронизаны теплом рук юных художников, которые их создавали, и может быть, поэтому они излучают какую-то особенную энергию, похожую на маленькую сказку. И сказка эта открывается только тем, кто умеет впускать её в свой будничный мир, не давая ему зачерстветь, это наши дети.