Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников
Чиркина Оксана Сергеевна
Дошкольное детство занимает очень важный период в становлении личности ребенка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок. Сказка — это устно-поэтический рассказ, который в той или иной степени содержит фантастический вымысел. Язык сказки прост. Сюжет прозрачен, но загадочен, и тем самым способствует развитию детского воображения. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные определенным автором) и народными. Существует классификация сказок по их содержанию:Сказки о животных – это первые сказки, с которыми знакомится ребенок еще в раннем детстве. Здесь постоянные персонажи — это животные, которые взаимодействуют друг с другом, и каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Сказки о животных учат детей вставать на сторону добра, а не силы.
Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. Такие сказки учат детей отдавать предпочтение внутренним качествам человека, смотреть в первую очередь на его способность проявлять доброту, поступать честно и справедливо, помогать друзьям.
Социально-бытовые сказки. Они, если сравнивать их с другими видами сказок, наиболее близки к реальной жизни. Герои показаны с точки зрения их социального положения. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, каждое слово героев всегда наполнено смыслом и ориентировано на нравственное развитие детей. Поступки персонажей открыто поощряются или осуждаются, отрицательные герои высмеиваются и подвергаются наказанию.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказки призваны помочь ребенку найти правильные нравственные ориентиры, объяснить, что хорошо и справедливо, а что плохо. Сказка учит детей отличать добро от зла, смекалку от глупости. Она учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту. Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем. В детстве, когда закладываются основы будущей личности, начинают формироваться цели и идеалы ребенка, в том числе и нравственные. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определяет его личность. Сказка не дает прямых наставлений детям - «слушайся родителей», «уважай старших», «не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен нравственный урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказки «Репка» и «Теремок» учат младших дошкольников быть дружными и трудолюбивыми; сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» предостерегают (в лес нельзя ходить без взрослых; дверь чужому открывать опасно); слушаться родителей учит сказка «Гуси – лебеди». Сказка – это способ общения с ребенком на понятном и доступном ему языке, это первые маленькие безопасные уроки жизни. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Читая и рассказывая сказки детям, мы развиваем их внутренний мир. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь. Сказка, ее сюжет никогда не должны пугать ребенка, вызывать у него негативные эмоции. Эти произведения народного творчества всегда подбираются с учетом возраста ребенка. Очень важной для воспитания детей особенностью сказок является счастливый конец истории. Какими бы трудными ни были испытания, выпавшие на долю героя, он обязательно сможет преодолеть их. В этом заключается моральный посыл сказки: герой, обладающий нравственными принципами, понимающий разницу между добром и злом, поступающий правильно и помогающий другим, всегда победит зло. Это склоняет детей к мысли, что необходимо всегда поступать так, как поступает положительный герой, то есть по законам морали. Такое влияние сказок на поведение детей прививает им нравственные формы поведения. Даже, если ребенок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.
Можно с уверенностью сказать, что сказка играет очень важную роль в воспитании детей. Она, несмотря на всю свою фантастичность, является отражением реального мира, а потому уроки, вынесенные ребенком из этих произведений фольклора, найдут применение в его дальнейшей жизни.