Технология детского портфолио в практике работы ДОО
Сазонова Татьяна Владимировна
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и, конечно, технологий. Всё чаще мы слышим о таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения». На наш взгляд именно технология детского портфолио позволяет увидеть и оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам и в первую очередь самому ребёнку.
Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.
Задачи:
- создать ситуацию успеха для ребёнка,
- содействовать максимальному раскрытию его индивидуальных особенностей,
- развивать и расширять круг познавательных интересов,
- формировать установку на творческую деятельность,
- формировать положительные нравственные качества личности,
- способствовать приобретению и развитию умений рефлексии,
- создать условия практического применения приобретённых знаний и умений,
- наблюдать картину значимых образовательных достижений ребёнка.
- мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),
- в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),
- использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),
- уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),
- портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),
- портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),
- и, наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).
Ребёнок должен чётко осознавать, зачем ему портфолио.
Не бывает двух одинаковых портфолио, как не бывает двух одинаковых детей, каждое портфолио индивидуально и отличается от других оформлением, названиями и количеством рубрик и конечно содержанием.
Работа над детским портфолио обязательно ведётся в системе, недопустимо красиво оформить обложку и убрать на шкаф, забыв про него. С другой стороны, на наш взгляд, нельзя и определить, как часто портфолио будет пополняться (1 раз в неделю, в месяц или в квартал), всё зависит от ситуации.
Для ребёнка дошкольного возраста большое значение имеет внешняя привлекательность объекта или предмета и поэтому портфолио дошкольника должно быть красочным и ярким.
И последнее условие – детские портфолио не должны находиться в приёмной на кабинках или в шкафу воспитателя, они должны быть в доступном для детей месте, для того, чтобы в любой момент ребёнок мог еще раз пережить приятные моменты собственных достижений, успехов с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты, рисунки, фотографии
Практика работы выявила типичные ошибки педагогов при работе с детским портфолио:
- нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;
- перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
- превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т.д.;
- изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
- хранение портфолио в недоступном для детей месте;
- перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста, а 80% всего остального;
- портфолио – это не законченный документ, с которым уже не надо работать: мы стремимся к соблюдению принципа преемственности между детским садом и начальной школой, школа как преемник дошкольного уровня должна подхватить достижения дошкольника и продолжать развивать накопленный им потенциал; портфолио дошкольника – портфолио школьника.
Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно; затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала); вместе с ребёнком и родителями намечается структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.).
Два последних шага (определение критериев, способов оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио) необходимы для того, чтобы данная работа стала именно технологией.
Алгоритм запуска технологии детского портфолио:
1 шаг – мотивация к работе над портфолио, осознание ребенком, зачем ему портфолио;
2 шаг – определение времени работы над портфолио (как правило, до выпускного бала);
3 шаг – определение структуры портфолио вместе с ребёнком и родителями;
4 шаг – определение критериев оценивания;
5 шаг – определение способов оценивания и представления портфолио (презентации).
В качестве критериев мы выбрали всего три позиции: полнота и разносторонность представленных материалов; степень участия ребёнка в формировании и оформлении собственного портфолио и единство стиля, эстетика и оригинальность оформления.
Этапы работы:
I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)
II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)
III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.
Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.
Примерный рубрикатор:
- «Здравствуйте, это я»
- «Моя семья»
- «Моя группа» (детский сад)
- «Мои друзья»
- «Я люблю»
- «Моё творчество»/«Золотые ручки»
- «Расскажи обо мне»
- «Мои успехи в обучении»
- «Мои достижения»
- «Мой город»/«Мои любимые места в городе»
- «Размышления вслух» и т.д.
Наиболее распространёнными и удобными являются печатные портфолио с готовыми титульными листами и разделителями, «пустографами», куда можно заносить информацию. И, конечно, можно сделать полностью рукотворное портфолио.
С чего начать?
Рассказать родителям о планируемой работе, максимально доступно объяснив цели и прогнозируемый результат. Показать детям уже готовые образцы, тем самым мотивируя их к совместной деятельности. Предложить родителям самостоятельно оформить первый раздел портфолио (рубрики «Здравствуйте, это Я», «Моя семья», «Мои друзья», «Мой детский сад/моя группа»).
Продолжить формировать детское портфолио, оформляя вместе с ребёнком рубрики: «Я люблю», «Моё творчество», «Мои достижения», «Мои успехи в обучении». Вести работу в системе, постоянно пополняя детское портфолио не только его рисунками, но и фотографиями, образцами речетворчества (рассказы, стихи, сочинённые ребёнком), записями интересных случаев, произошедших с ребёнком в детском саду, фиксацией его успехов.
Постоянно обращаться к родителям с напоминанием о необходимости пополнения портфолио, помня о том, что портфолио – важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «воспитатель-ребёнок-родитель».
Формы работы с детьми в технологии детского портфолио:
- самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т.д. (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);
- мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.
- технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
- коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;
- инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;
- форма работы с детьми;
- форма работы с семьёй.
Список литературы:
- Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н.Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)
- Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И.В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)