Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние русского народного творчества на развитие
творческих, коммуникативных и познавательных
способностей детей 3-4 лет

Мартынова Елена Михайловна
 
Как сказка – мир,
Сказания народа,
Их мудрость тёмная,
но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запала в душу мне.
К.Д. Ушинский
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главной задачей педагога, в области развития речи детей младшего школьного возраста, является помощь в освоении разговорной речи и родного языка.
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора велико, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это – детский фольклор.» (Т.С. Виноградов.)
В дошкольной педагогике имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Знакомство человека с произведениями искусства должно начинаться с первых лет его жизни, так как этот период является определяющим этапом в развитии человеческой личности.
Младший дошкольный возраст является богатейшим по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. В этом возрасте дети очень быстро и активно начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное овладевать средством человеческого общения – речью. Познавательное, воспитательное и эстетическое значение фольклора очень велико, так как он формирует и расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой культуре своего народа.  
Основным из средств развития творческих, коммуникативных и познавательных способностей является сказка. Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей дошкольного возраста развитию речи. Язык сказок очень красив: певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей в дошкольном возрасте. С любимыми сказочными героями ребенок, незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями. Сказка с дарит детям радость, веселье, счастье. Сопоставляя себя со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно – следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь.  Например, такие сказки р. н. сказки «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса», «Колобок» - учат детей основам безопасной жизнедеятельности; сказка «Заюшкина избушка» помогает узнать о свойствах льда и дерева; а сказки «Теремок» и «Репка» знакомят детей с нормами поведения в коллективе.
При помощи детского фольклора взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком, формирует эмоциональное общение. Богатство фантазии, яркие художественные образы, интересное содержание привлекают внимание ребенка, оказывают на него свое воспитательное воздействие и в то же время доставляет ему радость.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес к народному слову и народным обычаям, внимание и заинтересованность к окружающему миру, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь ребенка, начинают формироваться нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Оригинальные, яркие, доступные по форме и содержанию приговорки, дразнилки, заклички, легко запоминаются и могут использоваться детьми в играх. Они веселят, радуют и забавляют ребенка и вместе с тем, обучают навыкам поведения.
Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку
познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти
произведения станут прекрасным дополнением к содержанию.
Приобщение ребенка к народному творчеству– очень важная, благородная задача. Нужно шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В русском фольклоре каким – то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность и веру в благополучное будущее.
Таким образом, фольклор оказывает повседневное влияние на эстетическое и этическое воспитание детей. Значительная роль фольклора заключается в том, чтобы формировать мировоззрение детей, развивать творческие и коммуникативные способности, вызывать познавательный интерес, обогащать речь детей яркими образными выражениями. Песни и поэзия воспитывают у детей высокую идейную убежденность, любовь к Родине.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»