Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экологическое воспитание дошкольников в ДОО

Мочалова Екатерина Николаевна
В наш век проблема экологии стала особенно актуальна. И это не удивительно; ведь с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось. На сегодняшний день оно грозит стать глобальной опасностью для человечества.
Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем. Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и ...логия), наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость. До некоторой степени условно факторы эти можно разделить на «абиотические», или физико-химические (температура, влажность, длина светового дня, содержание минеральных солей в почве и др.), и «биотические», обусловленные наличием или отсутствием других живых организмов (в том числе, являющихся объектами питания, хищниками или конкурентами).
Большинство  неблагоприятных сторон современной экологической ситуации связаны с  традиционной культурой человека. Поэтому будет уместным сказать, чтобы создать гармониные отношения человека с природой, нужно начинать с воспитания собственного нравственного облика.  Лишь только когда человек переосмысливает все основные мировоззренческие вопросы, поднимается над своими интересами ради интересов более широких общественных  слоев, стремится действовать во ися сохранения природы, происходить становление экологического сознания. Таким образом, экологическое сознание — это форма общественного сознания, находящаяся в стадии формирования, включающая в себя совокупность идей, теорий, взглядов, мотивации, отражающих экологическую сторону общественного бытия, а именно — реальную практику отношений между человеком и средой его жизни, между обществом и природой, включая регулятивные принципы и нормы поведения, направленные на достижение оптимального состояния системы «общество — природа».
Содержание экологического сознания раскрывается через понятия «экологические отношения» и «экологическая деятельность». Оно включает в себя как закономерности взаимодействия общества и природы, так и различного рода эмпирические знания, взгляды, традиции той или иной культуры, имеющие важное экологическое значение, а также ценностный момент в отношении к природе, систему регулятивных принципов нравственного характера.
Важный момент в роли развития нравственного облика играет воспитание. Уже детьми нас приучают бережно относиться к природе.  Однако, у большинства младших школьников интерес к природе характеризуется неустойчивостью. В основном знакомство с экологией в школе происходит на уроках природоведения, естествознания, биологии, географии. Но почему бы не познавать окружающую среду через  предмет изобразительного искусства.
Зная об экологических проблемах, каждый ученик может внести свои вклад, научиться бережному отношению к природе, стать ответственным гражданином.
Объектом моего исследования является изучение современных форм внеурочной художественно- эстетической деятельности по эко – арт.
Предметом моего исследования является проект как форма художественно- эстетической внеурочной деятельности. 
  1. Экология и изобразительное искусство.
Факторов , приводящих к загрязнению окружающей среды довольно много. Но я хочу уделить особое внимание утилизации отходов. Самые известные способы переработки –это превращение использованныхпродуктов в компост; или же вторичное их использование.
Подобныеметоды рециклирования отходов известны и детям в школе. Каждый ребенок знает, что можно сдавать макулатуру, стекло и многое другое. Также с глубокой древности используются в сельском хозяйстве органические сельскохозяйственные и бытовые отходы.
Экологическое воспитание осуществляется , начиная с младшего дошкольного возраста и заканчивается лишь в старших классах. Основная задача педагога состоит в том, чтобы научить детей вести экологичный образ жизни. Конечно, учащиеся должны понять, что это требует от человека сознательного отказа от некоторых удобств цивилизации и потери части комфорта. Но взамен этого человечество приобретет чувство собственной значимости в деле сохранения планеты, а также каждый человек получит уверенность в том, что делает важное и нужное дело, в том числе не только для себя лично, но и для будущих поколений. Начинать экологически воспитывать учащихся нужно как можно раньше. Именно в младшем школьном возрасте ученики готовы воспринимать экологические нормы. Чем раньше поймет ребенок, что мусор нужно выкидывать только в урну, тем проще ему будет в дальнейшем поддерживать экологически правильный образ жизни.
Способов научить ребенка бережно относиться к окружающей среде очень много.  Возможно проведение занятия по экологическому воспитанию на природе.  Кроме того, можно провести занятие по экологии в ближайшем парке.
На сегодняшний день во многих садах рассматривается вопрос введения экологии как отдельного предмета.Экология человека возникла и сформировалась на пересечении многих наук,с которыми она до сих пор тесно взаимодействует. В антропоэкологических исследованиях используется терминология, некоторые элементы теории и методы «материнских наук». Из этих же наук специалисты по экологии человека«черпают» необходимую информацию.
                При изучении территориально-экологических аспектов жизни населения исследованию и характеристике подлежит как внешняя среда, так и специфика процессов жизнедеятельности населения, в особенности демографического поведения  и  нарушений здоровья.  В рамки этой проблемы вовлекаВ первую очередь это  - физическая география и обширный круг наук, которые приобрели статус самостоятельных дисциплин и в то же время продолжают рассматриваться в рамках географии: геология, геоморфология, климатология, гидрология, почвоведение (география почв), геоботаника (география растительности), зоогеография (география животных), геохимия, геофизика, гидрохимия. Особое значение для антропоэкологических исследований имеет комплексная информация о природных особенностях геосистем, получаемая из ландшафтоведения. Важная роль здесь принадлежит философии.
Экология человекатесно связана с большинством общественных наук. Знание о социальных, экономических, политических, производственных особенностяхтерритории экология человека черпает из социально-экономической и политической географии, географии промышленности и географии сельского хозяйства.Медицина представлена общейгигиеной,коммунальной гигиеной,организацией здравоохранения,эпидемиологией и др.; биология - антропологией,генетикой, микробиологией, ботаникой, зоологией, почвоведением.В общем, любой аспект жизни, которого бы мы не коснулись тесно связан с экологией.
Предметы гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры дошкольников, это связано с их особой чувствительностью к яркому, эмоциональному слову, богатству красок и форм. Искусство вообще и изобразительное искусство, в частности, дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.
Эстетическому воспитанию и восприятию природы с древних времен уделяли особое внимание и философы, и педагоги, начиная с Платона и Аристотеля. Особое внимание эстетической ценности природы придавал Жан Жак Руссо, отмечая роль рисования в общем развитии ребенка. Он говорил: «Я хочу, чтобы у него не было другого учителя, кроме самой природы…». С неменьшим вниманием к проблеме эстетического восприятия и освоения в процессе изобразительной деятельности явлений природы относились и выдающиеся деятели русской педагогики – К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко и др. Отмечая огромную роль художественно-графических средств в естественном стремлении детей выразить свои чувства, свое отношение к окружающему миру, В.А. Сухомлинский подчеркивал: «…детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты».
 
Художественное воспитание, со своей стороны, развивает в ребенке чувство гармонии, присущей всем природным объектам и явлениям. Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников. Причем здесь важен не просто просмотр картин, репродукций, а непосредственное наблюдение за окружающей действительностью, которая дает возможность использовать по максимуму закономерности, явления, нужные для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.
 
Изобразительное искусство способствует решению еще одной важной задачи – формирования целостного восприятия ребенком окружающей действительности. Рисуя, ребенок пытается выразить свое понимание окружающего его предметного и пространственного, природного и социального мира. Во время рисования он как бы формирует, создает объект заново, осмысляя свой опыт и знания о нем. В этот момент в его сознании происходит превращение образов зрительного восприятия, опыта общения с миром и мысли – в конкретное изображение.
 
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства. Организованное восприятие, осмысление и прочувствование образного смысла произведений различных видов искусства, результатов детского творчества помогает ребёнку ощутить себя творцом, способным тонко чувствовать красоту природы, ощущать сопричастность с ней.

2.Эко – арт как одна из форм современного искусства.
«Экологически чистое искусство» - новый взгляд на утилизацию сырья. Преобразование ненужных вещей в полезные и красивые – занятие необыкновенно творческое, а главное – важное для сбережения ресурсов, семейных и природных.
За рубежом в качестве отдельного направления в искусстве существует эко- арт. Считается, что центр экологического творчества находится в Сент- Луисе.
Автор диссертации «Художественная деятельность в экологическом воспитании подростков: метод проектов» , Е.О. Козина наблюдает в работах, представленных художниками, которые считают себя сторонниками  эко- арта приверженность к некоторым направлениям пост- модернизма:
Аккумуляция – одна из разновидностей «искусства объекта». Одинаковые или различные предметы собираются в рельефоподобную композицию или вкладываются в коробку из плексигласа.
Арте- повера – разновидность искусства объекта. Представители этого вида оперировали простейшими материалами, полагая, что подобные демонстрации провоцируют в зрителе критическую рефлексию поп поводу типичной материальной среды современной действительности.
Ассамбляж – представляет собой комбинацию предметов на плоскости или в пространстве.
Лэнд арт – направление в модернизме конца 60- 70 годов. Художники рассматривали свою деятельность как форму протеста против искусственности жизни в современных городах, пытались обосновать свои акции актуальностью экологических проблем.
Акционизм – обобщающее название для ряда проявлений современного модернизма, заменивших художественное произведение простым жестом, событием (хепенинг, перфоманс, флюксус, искусство процесса, ивент, искусство демонстрации ).
Несмотря на то, что впервые эко – арт появился за рубежом, он также нашел отклик и у российских зрителей. Одним из направлений стало искусство плаката.
Сфера экологического искусства растёт и приобретает популярность среди сотен художников из самых разных уголков мира и каждый привносит в него частичку себя, своих взглядов и понятий. Но фундаментальным для всех является одно общее понятие, которое подразумевает улучшение отношения человека к природе посредством воздействия самых разных форм искусства. Они могут включать в себя даже мусорные выставки, одну из которых художник Тадаши Кавамата посвятил цунами, накрывшему Японию в марте 2011 года.
Чаще всего экологическое искусство представляет собой работы, призванные сообщить людям о проблемах окружающей среды. Избегая традиционных границ того, что принято считать искусством, своим участием в проблемах реального мира, эко-художники наделяют искусство ещё большей функциональностью, чем оно обладает обычно. По сути, своим творчеством эти люди устраняют пропасть между искусством и реальной жизнью, повышая ценность природных ресурсов, используемых человеком в обычной жизни.
Эко-творцы: художники, поэты, дизайнеры — бросают вызов традиционному человеческому восприятию жизни с помощью метафор, символов, изображений, повествований, воплощающих в себе идею экологичности мира. Они, как никто другой способны видеть самые незаметные мелочи, которые мы ежедневно упускаем из виду. Метафора, как основной элемент экологического искусства, делает существующие образцы отношений человека и природы очевидными. Ведь искусство, как уже понятно, может быть не только изобразительным. Кто-то столы из теннисных мячей делает, а кто-то портреты из старых пробок создаёт.
Именно эко-арт способен проложить путь к новой парадигме экологического сознания общественности. Потому, что именно он обладает возможностью затронуть не только сердце, но и ум.
Исходя из всего выше сказанного напрашивается следующее: почему бы не учить детей экологии через предмет изобразительного искусства.
Метафоричность произведений искусства сама по себе стимулирует образность мышления. Учитель выступает одновременно и в роли художника, и сказочника, и поэта. Конечно, не просто всякий раз самому создавать литературно-художественные образы. Вот здесь как раз и пригодятся уже упоминавшиеся ИКТ, открывающие доступ к поиску и обработке литературно-художественного наследия всех времён и народов. Но все же главным оружием учителя, несмотря на все новшества, остаётся слово. Яркая, образная, метафоричная речь учителя обостряет наблюдательность детей, пробуждает фантазию. Например, в диалоге можно спросить учащихся: как выглядят деревья зимой? Вопрос прост и совершенно понятен, но если метафоризировать его и попросить детей рассказать, в какие одежды холодная королева-зима укутала деревья, суть будет не менее понятна и даже более близка ребёнку, потому что в таком вопросе присутствует сказка - неотъемлемая часть мышления ребенка, которую психолог и философ В. Зеньковский называл детским мифологизмом.
Вдохновляемые примером учителя, учащиеся охотнее делают попытки объяснить свои впечатления от той или иной картины, подыскать слова для выражения своих чувств и переживаний, рассказать учителю и товарищам об увиденном. Художественные образы находят отражение в словесных высказываниях и творческих работах.
Совместное парное и коллективное творчество детей на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаивать свою точку зрения, и считаться с мнением партнёра, и ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.
Заинтересованность учащихся, достигаемая особой атмосферой эмоционального проживания тем программы, побуждает их к познавательной деятельности. Так, образ осени, созданный итальянским художником Дж. Арчимбольдо, вдохновил некоторых детей на самостоятельный поиск других картин этого автора, а кто-то захотел сам создать работу в подобном стиле.
        Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе.
Задача современной школы – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Поэтому, стоит задуматься, как сделать процесс обучения более результативным.
Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современной школе применяют многочисленные инновационные технологии: метод проектов, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, « портфолио ученика», модульное обучение и т.д., а также применение этих инноваций трудно представить без технологии мультимедиа. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к урокам ). Так как уроки Изо построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку учителя к уроку, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны. При этом надо учитывать, что компьютер не заменяет учителя, а лишь дополняет.
Использование технологии мультимедиа на уроке сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.
В результате можно определить формы применения компьютера на занятиях ИЗО:
 как источник информации
поддержка воспитателя
организация проектной деятельности учащегося
использование графических программ, в качестве инструмента художественной деятельности.
В соответствии с Законом РК « Об образовании и требованиями к системе образования», возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию ИЗО . Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, народных традиций, фольклора, музыки в рамках регионального компонента.
Занятие становится более результативным , так как в его основу положено следующее:
- привлекательность учебного материала с использованием приемов педагогической техники, повышающих интерес к изучаемой теме;
- принцип сотворчества учителя и учащихся для получения глубоких знаний, и применение полученной информации;
-проведение урока с мультимедиа выступлением;
- выполнение домашнего задания и самостоятельная работа учащихся;
Новое поколение учащихся с интересом вовлекаются в сферу мультимедиа-технологий. Эффективнее развивается исследовательская работа, творческая деятельность, мотивация, самостоятельность, поиск материала, открытия нового.
В зависимости от типологии урока используются различные фильмы-презентации, слайд-фильмы или тестовые задания.
Фильм – презентация – может использоваться на уроках лекциях, беседах об искусстве, вернисаже. Демонстрация фильма сопровождается лекцией или комментариями учителя. При этом предполагается активное общение, имеется возможность задавать вопросы делать пояснения., коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусств.
Слайд – фильм – используется на всех уроках, можно включать в любой этап урока. При просмотре слайд -фильма учащиеся включаются в работу как правило сразу. Идеально подходит на уроках поэтапного рисования.
Компьютер также может использовать и сам учащийся в качестве выполнения домашнего задания ( проект). Тем самым показывая высокий уровень самостоятельности – творческий.
Графический редактор «Paint», чаще всего используется на уроках информатики, когда изучаются темы по компьютерной графике. В результате занятий по компьютерной графикепозволяет учащимся реализовывать свой творческий потенциал в новом виде ИЗО.
Возможности компьютера неисчерпаемы, это действительно мощное средство как в качестве информации, так и в качестве инструмента художественной деятельности.
Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны:
-знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций;
-«посещение» крупнейших музеев мира;
- « погружение» в пространство и время;
-самостоятельная работа учащихся;
- Активизация учебного процесса;
Учить детей радостно, без принуждений – возможно, если в своей работе педагог использует новые технологии. Как говорил Е.И.Рерих « Чем выше и дальше каждый из нас идет, тем яснее видит, что предела достижений совершенства не существует. Дело не в том, какой высоты ты достигнешь сегодня, а в том, чтобы двигаться вперед вместе с вечным движением жизни».
На мой взгляд научить ребенка бережно относиться с окружающей средой можно не только на предметах естествознания, природоведения, биологии , географии, но также и на уроке по изобразительному искусству.

3.Проект как форма внеурочной учебной деятельности.
 
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие, а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Главной особенностью метода проектов, провозглашенного Д. Дьюи, является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.
Проекты можно разделить на две категории : художественно – проектное обучение и художественно – проектную деятельность.
Под первым следует понимать художественное проектирование ( создание дизайн – проект или станковой композиции, индивидуально и под руководством педагога).
Под художественно – проектной деятельностью – процесс осуществления художественного проекта. В числе задач художественного проекта в школе – воспитание различных аспектов личности , повышение мотивации и закрепление полученных навыков на практике.
 
Методика проведения художественной акции на примере эко арт.
Искусство играет первостепенную роль в воспитании человека. Действительно, большую часть информации люди  усваивают визуально. Многие выросли на мультфильмах, книгах, в которых можно увидеть замечательные иллюстрации разных художников. Различные плакаты на социальные темы способны развить моральные и нравственные ценности. Ведь красочная картина звучит гораздо ярче , побуждает к чему-либо убедительнее чем слова. Да и фразу или текст сложнее восстановить в памяти, чем образ или композицию, созданные художником.
В разработке своего эксперимента я опиралась на диссертацию Е.О. Козиной «Художественная деятельность в экологическом воспитании подростков: метод проектов».
Автор посвящает свое исследование проблеме формирования экологической культуры у подростков посредством художественной деятельности.  Актуальность исследования заключается в  применении  метода проектов, что расширяет возможности интеграции художественного образования и природоохранной деятельности подростков. Метод проектов как педагогическая технология вновь востребован в отечественной педагогике в условиях перехода от знаниевой к компетентностной концепции, поскольку предполагает использование полученных знаний на практике.
Осуществление экологического воспитания в форме акций впервые в педагогической литературе описано Л.П.Молодовой. Акция, используемая как форма занятий изобразительным искусством, рассмотрена в № 225, 245 журнала «Kunst und Unterricht» (Германия) и в отечественной художественной педагогике у Т. В. Калининой.
Историю становления этого метода проектов исследовали Дж. Дьюи, У. X. Килпатрик, С. Т. Шацкий, Е. С. Полат, Е. В. Зачесова, И. С. Сергеев, В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов. Применение метода проектов в экологическом воспитании рассматривается И. В. Цветковой, Н. В. Дебрецовым, однако художественная деятельность при этом не предполагается как ведущая.
В работе Е.О. Козиной рассматривается вопрос применения метода проектов в организации экологической акции, соединяющей различные виды художественной деятельности с целью формирования экологической культуры подростков - участников и зрителей.
 
 
Разработка авторского проекта по изобразительному искусству  по теме «эко арт».
Задачи:
Образовательные – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
Воспитательные – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
Развивающие – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
Гипотеза:  Зная об экологических проблемах, каждый ученик может внести свои вклад, научиться бережному отношению к природе, стать ответственным гражданином. Ученики познакомятся с новым способом утилизации сырья на примере эко арта. Данная методика позволит  увидеть, что даже из  мусора « можно делать красивые и интересные вещи.
Формы работы над проектом:
экологические беседы;
наблюдения в природе;
уроки доброты;
экскурсии в природу;
целевые прогулки;
экологические акции;
чтение художественной литературы;
ситуации морального выбора;
детские проекты;
«Красная книга природы», открытые уроки для родителей;
ведение фенологического творчества на уроках окружающего мира;
выставки и экспозиции;
экологические развлечения, досуги, праздники;
экологические игры (дидактические, имитационные, игры – моделирование экосистем, игры –путешествия, сюжетно – ролевые игры, соревновательные, подвижные);
экологические сказки;
инсценировки, театрализации
Итоговый результат: цикл занятий «Вторая жизнь фантика»
Эксперимент.
В качестве эксперимента я разработала проект « Красота спасет мир».
Предметная область: декоративно - прикладное искусство, технология, экология.
Целевой возраст: дошкольный возраст 6-7 лет.
Современный образовательный процесс предполагает поиск новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность. В основу метода проекта положена идея о направленности учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.
Проект представляет собой цикл занятий на тему « Вторая жизнь фантика».
Задачи:
1. Развитие способностей в творческой работе, навыкам и умениям в этой области.
2. Способствовать воспитанию экологической культуры.
3. Научить различным приемам работы с фантиками.
4. Создание атмосферы необычности и праздничной эмоциональной насыщенности.
Занятие предполагает создание композиций из фантиков на листе бумаги или картоне. Увидеть в этом разноцветном хаосе конкретный образ или композицию – интереснейшая задача. Примерные темы композиций: «Золотой петушок», «Экзотические рыбки», «Воздушные шарики», «Ваза с цветами», «Таинственный замок» и пр.

Анализ эксперимента.
В ходе проведения эксперимента я заметила, что детям очень важно понимать, каким будет конечный результат, также ощущать собственную значимость, осознавать свой вклад в общее дело, знать зачем он совершает то или иное действие.
Также стоит обратить внимание на то, что дети не обладают достаточным количеством  умений и навыков, для выполнения творческих проектов, поэтому встает необходимость подготовительного этапа, в течение которого школьники освоили бы приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. Таким значимым средством является обучение дошкольников решению творческих задач, которые будут включать ребенка в активную творческую деятельность и способствовать развитию творческих способностей, так как проектная деятельность является творческой по своей сути.
Одним из заданий  было распределение детьми фантиков по цвету , фактуре, размеру. Они с интересом справились с этим заданием, аргументируя свой выбор.
Далее было предложено выполнить одну композицию, используя фантики, цветную бумагу и картон.  Сложность заключалась в приемах работы с фантиками, цветной бумагой. Однако у многих получились очень интересные композиционные сюжеты.
В целом дети были заинтересованы. Более всего, конечно, их привлекла необычность материала. Яркость и разнообразие фантиков некоторым даже мешала сосредоточиться на выполнении задания. Дети порой настолько увлекались самим разглядыванием, выбором и распределением оберток, что зачастую уже не слушали советы воспитателя. Так или иначе у всех получились получились очень интересные аппликации.
 В конце занятия был проведен опрос. Многие усвоили чему был посвящен в первую очередь урок.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»