Роль нетрадиционных техник рисования
в развитии детей раннего возраста
Ковалева Татьяна Леонидовна,
воспитатель
Содержаниевоспитатель
Введение...................................................................................................................3
1. Теоретическое обоснование……. …………………………….……...……….5
1.1. Изобразительная деятельность ее особенности и функции ………………5
1.2. Виды нетрадиционных техник рисования………………………..………...9
2. Методическая часть…………………………………………..……………….14
2.1. Опыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста……..…………....14
2.2. Результат развития сенсорных способностей детей раннего возраста….21
Заключение……………………………………………………………………....24
Список используемой литературы......................................................................25
Приложения……………………………………………………………………...27
Введение
Проблема сенсорного развития детей раннего возраста обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. Развитие всех познавательных процессов в раннем возрасте начинается с восприятия. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Нетрадиционное рисование при грамотной организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.
Цель работы: поиск эффективных методов и приемов использования нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Задачи:
- способствовать развитию восприятия у детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования;
- создать условия по усвоению детьми сенсорных эталонов;
- помочь родителям осуществить сенсорное развитие в домашних условиях посредством нетрадиционного рисования;
- наладить сотрудничество и общение с родителями, осуществлять их вовлечение в воспитательно-образовательный процесс.
1. Теоретическое обоснование
1.1 Изобразительная деятельность ее особенности и функции
Изобразительная деятельность играет важную роль в раскрытии творческого потенциала дошкольника. Т. С. Комарова отмечает, что «изобразительная деятельность – художественно-творческая деятельность, целью которой является отражение жизненных впечатлений человека, показ его отношения к изображаемому».
Все дети любят рисовать. Достаточно дать малышу краски и он обязательно их потрогает пальцем, а если ему показать, как макать кисточку в краску и оставлять след на бумаге, то он с радостью будет проделывать это снова и снова, наслаждаясь яркими цветами, переливом оттенков, возможностью самому менять цвет белого листа бумаги на радужный оттенок. Если малышу предоставить возможность пользоваться красками без ограничительных инструкций со стороны взрослого, то ребенок получит настоящее наслаждение от того, что перепачкает бумагу, руки и все вокруг. Он будет удовлетворен от созерцания буйства красок. Почему такое происходит?
Краски сами по себе и рисование в целом имеют следующие функции:
- релаксационная (посредством рисования человек имеет возможность успокоиться, настроиться на позитивный лад);
- компенсаторная (посредством рисования человек может компенсировать недостаток тех или иных ресурсов, скажем, многие дети с ограниченными возможностями здоровья подолгу рисуют, изображают себя счастливыми, бегущими по лугу, плавающими в море и т.д.);
- когнитивная (рисование развивает познавательные способности ребенка, он учится экспериментировать с красками, цветами, формами, тем самым развиваются его познавательные и сенсорные способности);
- социализирующая (посредством рисования ребенок учится изображать себя в социальном мире, получает опыт взаимодействия с людьми);
- экспрессивная (эта функция позволяет показать отношение ребенку к миру, к человеку, она выдает его чувства и эмоции).
Данный момент имеет главное значение для воспитания нравственности и духовности подрастающего поколения.
Процесс рисования, как отмечают психологи, представляет собой отличное средство психотерапии (арт-терапию), с помощью которой можно формировать у ребенка позитивное отношение к миру, снижать страхи и тревожность, развивать уверенность в себе, самооценку.
Рисование в понимании Ж. Пиаже «представляет собой частное проявление символического мышления ребенка» [8].
Л. С. Выготский отмечал, что «рисунки – это формы социальных знаков, а овладение рисованием — изучение и исследование средства культурного развития, которое позволяет возникнуть высшим психическим функциям». [3]
Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или мелком на обоях. Как известно многим взрослым, что осознанные движения пальцами рук приводят к активации речевой деятельности. Чем больше мы будем уделять внимания этому, тем быстрее будет идти процесс постановки речи. В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое сам создаёт, огорчается, если что-то не получается. Соединяя и комбинируя простые элементы, наши малыши развивают фантазию, пространственное и образное мышление. При пользовании нетрадиционными техниками рисования, работают обе руки, и это позволяет отлично развивать координацию.
Таким образом, изобразительная деятельность представляется весьма важной для психического и творческого развития детей.
Рисование нетрадиционными способами играет большое значение в развитии сенсорных способностей детей.
Перед педагогами и родителями стоит задача развития сенсорных способностей детей. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни.
Изобразительная продуктивная деятельность является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Поэтому необходимо уже в подготовительной к школе группы развивать творческие способности, верить в детей, уважать их желание в достижении успеха [2].
В чем же заключаются творческие способности человека? При всем разнообразии определений творчества, можно сделать вывод о том, что творчество проявляется как способность создавать что-то новое, оригинальное.
Рисование помогает малышам детям познавать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
С помощью нетрадиционных техник дети получают возможность:
- увидеть что-то новое и оригинальное в отпечатке;
- получить опыт в смешивании красок;
- получить наслаждение в создании различных изображений;
- использовать новые художественно-выразительные приемы для создания своих изображений;
- научить создавать художественный образ.
Использование данных техник в рисовании активно развивает сенсорную сферу ребенка через восприятие окружающей действительности и отображения ее на бумаге. При этом ребенок выступает в роли исследователя, он познает окружающий мир, знакомится со свойствами предметов (красок, бумаги, картона, широкого спектра вспомогательных материалов).
Нетрадиционные техники рисования имеют ряд преимуществ:
- они не требуют развитых графических навыков;
- их применение снимает ограничения в способах самовыражения;
- они способствуют развитию собственного видения ребенка.
Особенно полезно комбинирование разных техник рисования с использованием различных подручных предметов. Такая работа стимулирует умственную деятельность, побуждает к использованию эвристического (поискового) подхода, воспитанию самостоятельности при выборе средств с целью создания наиболее яркого произведения на бумаге.
1.2 Виды нетрадиционных техник рисования
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение малышей рисованию нетрадиционными способами имеет важное значение. Учитывая возрастные особенности малышей, овладение различными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования необходимо использовать особенные технические приемы. В ходе рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, пальцами (размазывание, примакивание). При этом взрослому необходимо сопровождать все действия словами одобрения. Малыши с удовольствием изучают возможности своей собственной руки, ведь с помощью одной — единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, заполнить их своими собственными штрихами, превратить в настоящие шедевры.
В ходе работы с малышами используются различные приемы нетрадиционного рисования : пальчиками, ладошками, печатками (штампы от картофеля, печать по трафарету, оттиск смятой бумагой.
Виды техник нетрадионного рисования довольно много. Одной из таких техник является пальцеграфия.
Пальцеграфия.
Вначале обучения данной технике малышей учат оставлять отпечатки ладошкой. Для этой техники подойдет гуашевая краска или пальчикая краска, которую наливают в тарелочку. Ребенку показывают, как обмакнуть ладонь в краску и оставить отпечаток на бумаге.
Воспитатель вначале сам дорисовывает отпечаток, изображает дерево, рыбку, петушка, осьминога. Впоследствии дети могут сами дорисовывать изображения.
Освоив данную технику, переходят непосредственно к отпечатку пальцами. С помощью данной техники можно делать отпечатки, изображая осенний лес, волны на море, капли дождя, цветы на лугу и т.д.
Кляксография
При данной технике рисования на листок наносится клякса краской. Затем с помощью трубочки можно выдуть различные изображения. Ребенка следует спросить на что похоже то или иное изображение и предложить ему дорисовать рисунок.
Оттиск
Истоки техники «оттиск» лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок. Эта техника позволяет много раз делать отпечатки. Педагог заготавливает печати: куски поролона, смятой бумаги, картофель, разрезанный пополам.
С помощью оттиска смятой бумагой хорошо изображать пушистых животных.
Техника тычка
Такая техника под силу детям любого возраста. Сухую кисть макают в краску и делают тычки на бумаге. Для младших детей хорошо использовать разукрашки.
Рисование мятой бумагой
Для этого способа применяют густую гуашь. Кусок бумаги сминают, обмакивают в краску, а затем прикладывают к бумаге, добиваясь определенного изображения. Вот несколько идей, что можно нарисовать таким способом:
Ветки сирени;
Лес
Одуванчики;
Облака;
Заснеженные ели;
Цветущий луг.
Монотипия
Это техника создания изображения с помощью отпечатка. Для этого рисуют рисунок на одной части листа мокрыми красками. Затем складывают лист пополам и промокают. Разворачивают лист и дают высохнуть.
Изобразить в этой технике можно:
Бабочку;
Отражение в воде пейзажа;
Кораблик с отражением;
Вазу с цветами;
Солнце;
Дерево.
Техник нетрадиционного рисования довольно много. Их использование должно развивать воображение и фантазию детей.
2. Методическая часть
2.1. Опыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста
Мною была поставлена цель: способствовать развитию сенсорных способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.
В наши задачи входило обучение детей:
- использованию различных материалов для рисования;
- развитие сенсорных представлений о многообразии цветов;
- развитие мелкой моторики;
- развитие воображения детей путем рассматривания своих рисунков и рисунков других детей;
- развитие творчества в использовании и комбинировании различных техник рисования.
Свою работу начала в 2020 году в группе детей раннего возраста.
Был составлен тематический план работы на 2020-2021 гг., в который мы включили несколько направлений.
Дата
Работа с детьми
Работа с родителями
сентябрь
Сенсорные игры с резиновыми игрушками и природным материалом в песочнице «Найди зверей»
Опыт «Какой песок?» (теплый или холодный).
Нетрадиционное рисование методом тычка «Цыпленок»
Дидактическая игра «Разноцветные жуки»
Памятка для родителей «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста».
Родительское собрание на базе платформы Zoom «Как обеспечить развитие восприятия в раннем возрасте у детей?»
октябрь
Рисование тычками «Солнышко».
Чтение стихотворений, загадок о солнышке.
Показ спектакля «В гости к солнышку»
Игра «Солнечный зайчик».
Дидактическая игра «Спрячь зайку». Цель: формирование представлений о цвете.
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Следы зверей»
Памятка «Как научить детей различать цвета?»
ноябрь
Нетрадиционное рисование пальчиковыми красками «Дождик».
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Шишки для мишки»
Дидактическая игра
«Украсим елочку прищепками»
Памятка «Способы нетрадиционного рисования»
Дискуссия с родителями на базе платформы Zoom «Совместные игры на дома для сенсорного развития»
декабрь
Нетрадиционное рисование пальчиковыми красками «Синие ладошки».
Дидактическая игра
«Подари слоненку цветок»
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Цветочки»
Подвижная игра «Собери красные помидоры» (используется крупный конструктор лего красного, желтого, зеленого цветов).
Мастер-класс «Рисуем вместе с мамой»
январь
Экспериментирование с водой «Разноцветная вода».
Дидактическая игра «Собери яблочко красного цвета» (используются половинки зеленого, желтого и красного цветов).
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Яблочки для зайки»
Подвижная игра «Собери красные яблочки» (используется крупный конструктор лего красного, желтого, зеленого цветов).
Дискуссия с родителями на базе платформы Zoom «Как обеспечить сенсорное развитие детей с помощью нетрадиционного рисования»
Февраль
Нетрадиционное рисование «Сосульки»
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Колеса для машинки»
Дидактическая игра «Подбери колеса к автобусу».
Буклет «Сенсорное развитие детей замой»
Март
Подвижная игра «Собери зеленые огурцы» (используется крупный конструктор лего красного, желтого, зеленого цветов)
Дидактическая игра «Цветочки»
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Морские камушки»
Буклет «Развитие сенсорных эталонов в раннем возрасте»
апрель
Наблюдение за травкой.
Опыт «Какая травка?» (теплая или холодная).
Нетрадиционное рисование «Сирень»
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Листочки на дереве»
Мастер-класс для родителей
«Как развивать наблюдательность у детей»
май
Чтение стихотворений, загадок об одуванчике.
Рассматривание одуванчика.
Беседа «Сохраним одуванчик».
Дидактическая игра «Найди желтый одуванчик».
Нетрадиционное рисование методом тычка «Одуванчик»
Сенсорные игры с пальчиковыми красками «Я рисую цветочки»
Буклет «Сенсорные игры с пальчиковыми красками»
Тематический план работы на 2021-2021 гг. представлен в приложении.
Основные направления деятельности:
1.Обогащение развивающей среды материалами для продуктивной деятельности детей, стимулирующей инициативность и сенсорное развитие.
2.Организация совместной деятельности с детьми и самостоятельной деятельности детей.
3.Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.
4.Проведение работы с педагогами по обмену опытом.
Первый этап деятельности - обогащение развивающей среды. В группе был организован «центр творчества». Основная цель этого центра состояла в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности, развитии творческого воображения, развитии самостоятельности.
Был подобран разнообразный материал - инструменты и материалы для изобразительной деятельности: кисточки, перья, пробки, зубные щетки, пленка, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, листья, бросовый материал и т. д.
Работы детей используются для украшения группы, что позволило дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности. На стенде так же представлены работы других авторов.
Совместно с родителями приобрели технологические пооперационные карты по рисованию, изготовили альбомы «Наши художники», Были разработаны компьютерные презентации «Нетрадиционные техники рисования». Подобраны дидактические игры «Волшебные цвета», «Вкусная палитра», «Природа рисует», «Подбери палитру к картине», «Кто есть кто» и д.р.
Формирование у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности мы осуществляли в интеграции - через создание игровых ситуаций, игр на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Рисуем колобков»);
Использовали упражнения, способствующие развитию умений выполнять рисование (мазки, линии, штрихи); упражнения с элементами арт-терапии.
Мы использовали такой прием как сотворчество (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций.
Игры и упражнения, способствующие развитию сенсорных способностей потенциала:
•тактильное обследование предметов;
•рассматривание игрушек;
•рассматривание и чтение сказок с иллюстрациями.
•беседы.
В работе использовались различные виды нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, дорисовка.
Детям очень нравится организовывать выставки своих работ.
С детьми были проведена непосредственно-образовательная деятельность: «Цыплята», «Рыбка», «Солнышко», «Дождик», «Сосульки», «Одуванчик» и др.
Было замечено, что самые первые изменения обнаружились уже в самом принятии задачи. Не было ни одного ребенка, отказавшегося выполнять задание. Дети с самого начала легко принимали задание на воображение.
Положительным моментом таких занятий было то, что они проводились всегда в игровой форме.
При помощи сюрпризных моментов, атрибутов мы создавали эмоционально-радостное настроение, атмосферу погружения в сказку, мультфильм, в игру. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей. Подготовлена информация, памятки, буклеты. Был проведен мастер-класс для родителей «Обучение детей нетрадиционным техникам рисования». Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью развития сенсорных способностей детей.
Провели консультацию для родителей «Роль изобразительной деятельности в развитии сенсорных способностей детей раннего возраста».
Было замечено, что нетрадиционное рисование способствовало:
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию мышления;
- развитию мелкой моторики;
- развитию графических навыков;
- возникновению у детей устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;
- использованию детьми приобретенных навыков в самостоятельной деятельности.
2.2. Результат развития сенсорных способностей детей раннего возраста
В начале учебного года была проведена диагностика уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Рис.1. Результаты мониторинга развития сенсорных способностей детей в 2020-21 гг.
На начало учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 11%
Средний уровень – 41 %
Низкий уровень - 48%
На конец учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень -53%
Средний уровень- 47%
Низкий уровень – 0%
В начале 2021 года была продолжена работа в новой группе детей раннего возраста. В сентябре была проведена диагностика уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Рис.2. Результаты мониторинга развития сенсорных способностей детей в 2021-21 гг.
На начало учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 15%
Средний уровень – 30 %
Низкий уровень - 55%
На конец учебного года были получены следующие результаты:
Высокий уровень -63%
Средний уровень- 37%
Низкий уровень – 0%
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры, не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
В результате проведенной работы получены следующие результаты:
- формирование у детей знаний о нетрадиционных способах рисования.
- развитие творческих способностей.
- овладение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
- развитие умения у воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования.
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Заключение
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой рисования способствует тому, что многие дети начинают любить рисовать, проявляя выдумку и фантазию.
Процесс рисования является хорошим средством, с помощью которого можно формировать у ребенка позитивное отношение к миру, снижать страхи и тревожность, развивать уверенность в себе, самооценку.
Наша задача состояла в том, чтобы помочь ребенку преодолеть страх перед рисованием, предупредить их появление и обеспечить развитие графических навыков.
В результате проведенной работы получены следующие результаты: у детей расширились знания о нетрадиционных способах рисования, у них наблюдается развитие творческих способностей. Дети овладели простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами. Дети научились самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Произошло повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах рисования с использованием нетрадиционной техники. Мы наблюдаем активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Мы, взрослые, должны помочь ребенку развить творческие способности, которые пригодятся ему в жизни. Рисование с использованием творческих заданий можно сочетать с обыгрыванием рисунков, придумыванием сказок. Нетрадиционное рисование позволяет сохранять у детей высокую активность, работоспособность, интерес.
Таким образом, изобразительная деятельность и нетрадиционное рисование представляется весьма важной для психического, сенсорного и творческого развития детей раннего возраста.
Список используемой литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
2.Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов - СПб.: издательство Буковского - 1994. - 60с.
3.Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997 - 92с.
4.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000
5.Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/ Г.Н. Давыдова, Москва 2007 г.
6.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей [Текст]/ Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004 г.
7.Ермолаева, М. Практическая психология детского творчества [Текст]/ М. Ермолаева.- М.-МОДЕК.-2005 с.303
8.Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст]/ авт. – составитель Р.Г. Казакова – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 128с.
9.Казакова, Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие [Текст] / авт. составитель Р. Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич – Москва: Сфера, 2013. – 128с.
10.Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Старшая группа [Текст]/ авт.-составитель З.А. Ефанова.-Волгоград: Учитель, 2012- 307с.
11.Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /Т.С. Комарова - М., 2005.
12.Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] /Т.С. Комарова М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
13.Кудрявцев, В., Синельников, В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к
14.диагностике творческих способностей.[Текст]/В. Кудрявцев, В. Синельников -1995 № 9 стр. 52-59, № 10.- С. 62
15.Кихтева, Е.Ю. Рисуют малыши [Текст]/ Е.Ю. Кихтева – М. – С. 2008 г.
16.Колдина, Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» [Текст]/ Д.Н. Колдина – М. 2011 г.
17.Кузнецова, Е. Изодеятельность –это творчество[Текст]/ Е.Кузнецова Дошкольное воспитание №4. 2015
18.Левин, В.А. Воспитание творчества [Текст]/ В.А. Левин – Томск: Пеленг, 1993. - 56 с.
19.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.- 2007
20.Лытова, О. Коллективная работа младших детей по рисованию [Текст]/ О.Лытова.// Дошкольное воспитание. - № 6. - 2015
21.Необыкновенное рисование, учебное издание из серии “Искусство — детям, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
22.Погодина, С. Формирование изобразительного опыта детей дошкольного возраста в процессе использования ватных дисков [Текст]/ С.Погодина. //Дошкольное воспитание №11. 2015
23.Утробина, К.К., Утробин, Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет [Текст]/ К.К., Утробина, Г.Ф. Утробин. М. 2007
24.Цквитария, Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» [Текст]/ Т.А. Цквитария - ООО ТЦ Сфера. - 2011 г.
25.Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки [Текст]/ Ярославль, 2004 г.
26. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. [Текст]/ Н.В. Шайдурова - М., 2008.