Взаимодействие педагогов и родителей дошкольного
образовательного учреждения в современных
социально-экономических условиях
Комкова Татьяна Александровна,
почетный работник общего образования
Российской Федерации, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 14
Приморского района Санкт-Петербурга
Современный детский сад – это место, где маленький человечек проходит первый этап социализации и развивает свои способности. Каким он должен быть подробно раскрывается в содержание ФГОС ДО и позволяет воспитателю повысить качество дошкольного образования, организовать образовательный процесс так, чтобы он был полезен и интересен всем его участникам: детям, родителям, педагогам. Этот документ позволяет организовать учебную работу таким образом, чтобы дети не испытывали больших трудностей при переходе на новый уровень образования, а были оснащены необходимыми и достаточными знаниями, имели определенный уровень психологической подготовки. И, конечно же, здесь очень важна роль семейного воспитания, которая требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения, построенных на сотрудничестве и взаимодействии.почетный работник общего образования
Российской Федерации, воспитатель
ГБДОУ детский сад № 14
Приморского района Санкт-Петербурга
Наш детский сад выбрал новую модель развития отношений между педагогами и семьей, открытую для партнерского и конструктивного взаимодействия. Необходимое условие успешной работы, это согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в дошкольном учреждении.
Сегодня для того, чтобы ребенок рос полноценной, гармоничной личностью важен тесный контакт садика и семьи малыша. Только в этом союзе можно добиться по-настоящему высоких результатов.
Родителям нужны рекомендации по адаптафции ребенка к условиям детского сада, знакомство с педагогами, группой, экскурсии по групповому помещению, знакомство с режимом группы дошкольного учреждения.
Родители хотят всё знать о ребенке, где находится он находится, что делает, а мы педагоги демонстрируем им, где дети играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются детям в саду, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей дома. Показываем родителям игрушки, учебные пособия, детские книги для ребенка.
Пропаганду педагогических знаний в группе ведем через информационные стенды, социальные сети, интернет, личные лендинги, сайты, где размещаем консультативные, методические материалы, фото и видеоотчеты.
Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания. Мы же, стараемся проводить нетрадиционные родительские собрания с привлечением родителей, за проведением совместных мероприятий, мастер-классов. Организуем с родителями фотовыставки и чередуем их с выставками рисунков, поделками, выполненными вместе с детьми, а в конце учебного года отметим благодарственными письмами активных родителей за сотрудничество, взаимодействие и творчество.
И в такой неформальной, теплой, семейной обстановке папы и мамы чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами. Родители видят в воспитателе помощника, хорошо узнают друг друга, активно предлагают свою помощь в делах группы.
В работе с родителями используем разнообразные формы и родительских университетов: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы. Консультации на медицинские темы проводят медицинские работники, приглашенные из детской поликлиники.
Еще одна распространённая форма в группе, это анкетирование. Через анкеты выявляем степень вовлеченности семей в образовательный процесс, уровень родительских требований, педагогической культуры семьи, семейные традиции и делаем выводы о взглядах родителей на воспитание детей. Нам важно знать, над чем работать в течение года, опыт каких семей пригодится.
В работе с семьями детей удачно зарекомендовали себя такие формы, как:
выпуск журнала для родителей; сайт ДОУ; лендинг группы
Посещение детей и их родителей на дому – одно из важных для нас направлений во взаимодействии с семьей. Цель - установление тесного контакта с ребенком и его родителями. Современные родители живут в своем закрытом мире и не всегда впускают в него посторонних. Но в нашем ДОУ данный вопрос решен. Родители приносят фотографии с изображением домашнего уголка ребенка, места, где он спит. Воспитатели приходят в гости к своим воспитанникам, играют с ними, пьют чай, видят условия, в которых воспитывается ребенок и затем, оказывают необходимую помощь родителям в воспитании ребенка, если они в таковой нуждаются.
В январе 2021 года создан лендинг группы, где размещаются видео и фотоматериалы о буднях детей. О буднях детей в группе родителей информируем и через WhatsApp, родители видят, чем занимаются их дети в стенах детского сада. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке. И им это очень нравится.
Родители с удовольствием просматривают фото и видеоматериалы детей в социальных сетях, оценивают поведение детей в ситуации, отличной от семейной, а также перенимают у педагога приемы обучения и воспитательные воздействия.
В группе организуется совместный досуг детей, педагогов и родителей. На совместных игровых занятиях родители имеют возможность увидеть, как ведет себя малыш в новых, неизвестных ему условиях, в новой обстановке, узнают о его способностях.
В общении с родителями у нас выстраиваются доверительно деловые отношения. Воспитатель и родители – деловые партнеры, собеседники, единомышленники, союзники.
Мы хотим добиться таких результатов, как повышение уровня родительской компетентности, гармонизации семейных и родительско -детских отношений, повышение ответственности родителей за судьбу ребенка и активности в отношениях с сотрудниками детского сада. Проводимая работа по повышению педагогической компетентности родителей - показывает свою эффективность.
Следовательно, выбранная модель работы с родителями детей группы отличается от существовавших ранее моделей. Ее особенности заключаются в следующем: создается единая воспитательная среда, важная для ребенка и его родителей, родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия, родители принимают рекомендации специалистов и, что ценнее всего, – претворяют их в жизнь.
Эффективность взаимодействия между родителями и детским садом напрямую зависит от психологического настроя, который возникает в процессе повседневных контактов членов семьи ребенка и членов педагогического коллектива.
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир, и мы не будем останавливаться на достигнутом, будем продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.