Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Познавательное развитие дошкольников и формирование
первичных представлений об окружающем мире

Традиционные и нетрадиционные формы работы
по экологическому воспитанию дошкольников

Лазовская Светлана Аркадьевна,
воспитатель 
ГБДОУ детский сад № 6
Красногвардейскюго района Санкт-Петербурга

Содержание
Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение, должны воспитываться с раннего детства, поэтому наш д/сад уделяет большое внимание экологическому воспитанию.
Нами определены следующие задачи:

  • Формирование у дошкольников осознанного отношения к природе.
  • Совершенствование умения и навыков наблюдения за живыми и неживыми объектами природы;
  • Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытно- исследовательской деятельности детей;
  • Воспитывать элементарные нормы поведения по отношению к миру природы и окружающему миру в целом.

Цель экологического образования – формирование основ экологического мировоззрения и экологической культуры дошкольников.
На наш взгляд, экологию можно пропустить через все виды деятельности дошкольника.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, ежедневно мы используем загадки, стихи, пословицы и поговорки.
Важным источником знаний о природе является наблюдение. В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы. У них возникает наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы.
В своей работе по экологическому воспитанию мы используем различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, расширить знания детей, мы используем интерактивную доску. С помощью неё ребята, в силу своей наглядности, красочности и простоты, могут перенестись в разные страны и наглядно познакомится с различными природными явлениями, насекомыми, животным и растительным миром.
 Но все-таки, из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания используем, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе.
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Дидактические игры мы используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в непосредственную образовательную деятельность (НОД), целевые прогулки, а также в экспериментальной деятельности воспитанников. Очень эффективны игры с различными природными материалами, которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.
Особую радость и интерес вызывают у детей Дни здоровья. Где они, вместе со своими родителями готовят фруктовые салаты, делают творческие работы, используя природный материал и вместе с родителями помогают соблюдать чистоту и порядок на территории детского сада.
Так же в своей работе мы используем опытно-исследовательскую деятельность. Это самый увлекательный вид деятельности, т.к. дети, прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Наша задача не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять, привлекая их внимание на проблему ухудшения состояния окружающей среды. Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов различными действиями, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. Опыты проводить можно со всеми детьми сразу.
В центре природы дети систематически наблюдают, ухаживают за комнатными растениями, рассадой. В процессе ухода у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям, получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. Наш детский сад второй год участвует в долгосрочном проекте «Крышечки доброты».
Добрые крышечки" – это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением "ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ" и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Наши воспитанники, вместе с родителями, а также все сотрудники, собирают ТОЛЬКО пластиковые завинчивающиеся крышечки от питьевых продуктов (включая питьевую воду) и крышечки от "Иммунеле". 
Вот как это работает: пластиковые крышечки от бутылок и баночек собираются в контейнере, которые стоят в группах. Затем крупная партия крышечек отправляется на завод по переработке пластика. Завод взвешивает сырье и переводит денежные средства за собранные крышечки на счет БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Кому мы помогаем: У этого проекта «Крышечки доброты, есть подопечные проекта "Близкие люди" – это дети с особенностями развития, которые воспитываются в приемных семьях.  Вот такими, вроде бы, не сложными действиями, наш детский сад помогаем не только уберечь природу, но и помочь людям, которые попали в сложную жизненную ситуацию, а наши воспитанники для них, являются главными добрыми волшебниками.
В теплый период времени, наш детский сад реализует проект «Эколята». Где наши воспитанники в июне 2019г. познакомились с защитниками природы. В гости к детям приходила Лесная фея, которая познакомила ребят со своими друзьями – защитниками Природы: Шалуном, Умницей, Тихоней и Ёлочкой. Они загадывали детям загадки, задавали каверзные вопросы, предлагали сложные задания. Дети прошли все испытания. И тогда Лесная фея сказала, что они достойны стать членами отряда защитников Природы – эколятами-дошколятами. В течении лета и в теплые осенние дни, ребята участвовали в творческих мастерских, викторинах и конкурсах, подчиненных целям воспитания любви, бережного и уважительного отношения к Природе.
Опыт нашей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом.
Спасибо за внимание! Всем благополучия и добра.


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»