Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Кувшинова Надежда Александровна,
ГБДОУ Детский сад № 28
Калининского района 
Санкт-Петербурга
Недостаточное развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является поводом для серьезного беспокойства педагогов и психологов. Ведь общение является обязательным атрибутом, без которого становится невозможным развитие человеческой личности.
      Коммуникативные навыки людей позволяют им выражать свои чувства, мнение, идеи. Они также необходимы человеку для понимания значения того, что было сделано для него или сказано ему. Согласно суждениям специалистов в области психологии, коммуникация является способностью общения индивида с окружающими вне зависимости от их возраста, культурного и социального образования, развития и уровня жизненного опыта. Помимо этого такие навыки относят еще и к навыкам эффективного общения. Подобные умения выражают степень легкости установления контактов между отдельными людьми или же целыми их группами. Коммуникативные навыки также иллюстрируют способность человека поддержать разговор, отстоять свои законные права и договориться о чем-либо.
      Общение — это взаимная передача информации при совместной деятельности людей. Общение дает возможность человеку оценить и познать самого себя через посредство других личностей. Коммуникация — это действие между партнерами по общению, состоящее во взаимном обмене информацией. Всеобъемлющим средством коммуникации предстаёт речь. С помощью речи обмениваются сведениями, высказывают свое мнение, спорят, люди, участвующие в общении, взаимно воздействуют друг на друга, используя речь. Со дня своего рождения грудничок впитывает всю информацию, предоставляемую ему родителями. Наблюдая за поведением мамы и папы, за их поступками, словами, кроха получает знания, на основе которых будет формироваться его культура поведения, будут заложены коммуникативные навыки общения. Формирование основ общительности ребёнка во многом зависит от отношений в семье. Дружелюбные, открытые, расположенные к общению родители передадут своему малышу положительный настрой, уверенность в себе, что поможет ему легко находить друзей, адаптироваться при незнакомой обстановке. Благодаря развитым коммуникативным навыкам, маленький человечек сможет давать оценку возникшим ситуациям при общении и находить выход из затруднительных ситуаций.
      Способности к общению не развиваются сами по себе. Помочь ребёнку развить общительность нельзя за короткий период времени, поэтому родители должны как можно раньше начать развивать кроху, направляя по верному пути. Тогда в будущем у него не будет проблем с общением, поиском друзей в школе, институте или при поступлении на работу. Социально -  коммуникативное развитие детей дошкольного возраста поможет подрастающему поколению занять значимое место в социальном обществе. ФГОС выпустило новые требования, утверждающие приоритет коммуникативной направленности всего учебного процесса. Эти требования также относятся к детским дошкольным учреждениям.
Поставлены следующие задачи для успешной социализации дошкольника: овладение нормами морали, нравственности, одобренных обществом; воспитание самостоятельности в выборе решений; освоение правил общения; создание положительного отношения к труду, творчеству.
     Межличностные контакты в детском коллективе младших дошкольников.
      Помимо общения с педагогами и родителями дети нуждаются в коммуникации со сверстниками. При этом личностное взаимодействие в группах раннего возрастного периода также обладает динамикой. Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста еще пока недостаточно хорошо развиты. Именно поэтому в таких группах нередко можно наблюдать то, что малыши осуществляют свою деятельность рядом, но при этом не вместе. Подобная стадия называется предсотрудничеством. Общаясь со сверстниками, каждый из малышей при этом осуществляет процесс предметно-отобразительных действий. Они водят только свою машинку, укачивают только свою куколку и т. д. По мере развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста между ними постепенно возникают совместные действия. Тем не менее, на первом этапе это является лишь механическим слиянием и соучастием, при котором взаимное согласование выражено в минимальной степени. По мере развития социально-коммуникативных навыков у детей все их совместные действия в группе начинают приобретать элементы сотрудничества. Проявляется это в установлении избирательных и эмоциональных контактов со своими сверстниками. Объединение детей при этом происходит на основе общих игровых интересов. Важная роль в правильной организации такого общения принадлежит взрослым. Развитие коммуникативных навыков у детей рождает у них субъективное отношение к сверстникам. Они становятся партнерами по совместной деятельности, играть без которых уже просто неинтересно. В этот период у ребенка происходит активное развитие осознания себя как субъекта, участвующего в совместной деятельности. Более всего заметен этот процесс в играх сюжетно-ролевого типа. Именно в них дошкольники ориентируются как на сюжет, так и на своего сверстника с его уровнем умений и возможностей, со сферой интересов. По мере формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  можно наблюдать стремление наладить сотрудничество для того, чтобы придти к общей цели. При этом создаются первые в их жизни игровые объединения, носящие в большинстве случаев весьма неустойчивый характер.
      Основное требование, которое предъявляется к сверстнику перед тем как принять его в совместную игру, состоит в его владении необходимыми навыками. При этом каждый ребенок определяет свое отношение к сверстнику основываясь более на эмоциональных, чем на рациональных мотивах. Поступки другого оцениваются довольно просто. Дал игрушку - хороший. Производить оценочные суждения, а, следовательно, и строить оценочные отношения, помогают детям взрослые. Младшие дошкольники нередко обращаются к ним, чтобы уточнить правила взаимодействия. К пятому году жизни связи, имеющие место между детьми, еще более укрепляются, становясь более устойчивыми. В них начинают проявляться симпатии и антипатии. Социально-коммуникативные навыки детей в младшем дошкольном возрасте имеют, как правило, эмоционально-практическую форму. Основным поводом для общения друг с другом являются совместные игры, занятия, а также выполнение различных бытовых обязанностей. Дошкольники стремятся привлечь к себе внимание, а также получить свою оценку. При этом заметна и избирательность в общении.
      Малыш детсадовского возраста должен получить всю необходимую информацию об основах безопасного поведения. Эта информация должна одной из основ коммуникативного поведения дошкольника. Основы безопасности касаются поведения самого ребёнка, а также взрослых, которые могут пострадать от проделок маленького человечка. Безопасность должна соблюдаться в городе, на природе, дома и в учебных заведениях, на улице и в общественном транспорте. Выполнение поставленных задач означает, что социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста справилось со своей целью. Подготовило дошколят к поступлению в школу, где у ребятни не возникнет проблем по социальной адаптации к новой среде обитания.
      Как развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
      Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий. С рождения человека в наше время окружают компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, подменяя собой живое общение. Неумение, нежелание общаться среди подрастающего поколения заставляет бить тревогу всех заинтересованных взрослых, особенно переживают, волнуются родители. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает первоочередной статус для решения этой проблемы.
       Начало формирования коммуникативности у дошколят.
      Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это та необходимая деталь, без наличия которой не возможно создание, воспитание полноценной самодостаточной личности ребёнка. Малыши раннего возраста развития, примерно до 2 — х лет, дружелюбны, охотно идут на контакт со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Они пытаются общаться: открыто улыбаются, показывают свои игрушки и делятся ими, угощая понравившегося взрослого человека или ребенка каким-то вкусным кусочком. Очень часто под влиянием значимых взрослых, ребёнок взрослея, теряет желание заводить новые знакомства, строить дружеские отношения. У него теряются коммуникативные навыки. Обычно такое поведение ребенка обусловлено тем, что взрослые, занятые финансовым обеспечением семьи, перестают уделять своему отпрыску внимание. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает вырабатывание способности эффективного активного общения, а также совместной деятельности с людьми, создание, развитие навыков коммуникации.
      К таким навыкам относятся: - сопереживание,
- способность представить себя на месте другого человека;
- умение сочувствовать, заботиться о других людях;
- умение сдерживать свои эмоции,
- не допускать оскорблений собеседника или его родственников;
- умение спокойно выслушивать другое мнение,
- принимать во внимание, что люди все разные, каждый человек имеет право отстаивать свою точку зрения.
 Развитие, формирование этих навыков у дошколят происходит во взаимодействии со значимыми родственниками, а также в яслях, детсадах под влиянием воспитателей.
       Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это развитие непростого процесса, результатом которого станет обретение ребёнком способности устанавливать, поддерживать длительный период времени связь с целью различных видов совместной деятельности с окружающим миром и людьми, готовность маленького человечка к совместному труду, различным мероприятиям, отдыху.
      Психоэмоциональное состояние ребёнка зависит, прежде всего, от атмосферы в семье. Влияние членов семьи ощущается на скорости развития личности дошкольника. Родные, сверстники, все влияют на характер, темперамент ребёнка. Общение в коллективе сказывается на приобретении привычек, создании новых предпочтений. Желание любящих родственников оградить своего ребёнка от неподобающей компании чревато тем, что он так и не освоит коммуникативные навыки. Даже годовалых детишек можно водить в клубы по развитию таких навыков. Любовь родителей придает малышу чувство защищенности, уверенности. У малыша, чувствующего за спиной поддержку любящих мамы и папы, развита высокая самооценка, такой карапуз не боится общения. В случае возникновения непредвиденных ситуаций в разговоре, воспитанный в гармоничной семье малыш, найдет возможность выйти из трудного положения. Он сумеет сдержать негативные эмоции, попытается погасить конфликт разумными доводами. Когда родители уделяют своему ребёнку внимание, играют с ним, выслушивают его проблемы, обсуждают интересные темы для детей, они создают у подрастающего поколения оптимальные навыки общения.
В последнее время появилось достаточно много семей, в которых родители сводят общение с ребёнком до формальных вопросов, не интересуясь заботами, проблемами маленького человечка. Вместо развивающихся игр, совместных занятий с ним, кроху учат обращаться с планшетом, ноутбуком, телевизором. Такие родители считают, что играя в компьютерные игры, ребенок будет развиваться быстрее и лучше, чем строя башни из кубиков, собирая конструктор. В семьях, где родители сбрасывают ответственность за воспитание своих отпрысков со своих плеч, у детей не появляется образца для нормального, продуктивного общения. Пока родители занимаются своей личной жизнью, работой, зарабатыванием денег, маленький человечек из такой семьи погружается в выдуманный мир компьютерных игр. Ребёнок из подобной семьи погружается в эмоционально закрытый кокон, никого не пуская к себе, не желает выстраивать общение в коллективе. Существуют и семьи, строящие отношения на жестком подавлении личности дошкольника. Интересы ребёнка в семье, где царит диктатура взрослых, никого из членов семьи не интересуют, не учитываются при построении каких либо планов. За любой промах в такой семье дети жестко наказываются, нередко в физической форме. Маленький человечек постоянно переносит насмешки, унижения, оскорбления, часто в присутствии других людей. Атмосфера в таких семьях не создана для развития коммуникативности, навыков общения. Страх, агрессивность, лицемерие, жестокость — вот что узнает на себе кроха в подобной семье. В детских коллективах, воспитанные таким образом, малыши могут использовать 2 линии поведения. Если у дошкольника сильный характер, а жестокое воспитание родителей такой карапуз принял, как норму поведения, то посещая детский сад этот дошкольник будет вести себя агрессивно, пытаться запугивать своих товарищей по группе. Слабохарактерный мягкий ребенок, запуганный, сломленный своими значимыми родными, будет скрытничать, врать, пытаться заискивать перед взрослыми и теми сверстниками, кто сильнее его. Неправильное семейное воспитание ребятни приводит к неумению крохи вписаться в окружающий социум. У детей из семей, с нарушенными внутрисемейными отношениями, не хватает психологической гибкости. Малыши не умеют правильно оценить текущий момент, не способны приспособиться к изменяющимся требованиям ситуации. Психологи выделили несколько причин, мешающих взаимодействию дошколят: агрессивное поведение, провоцирование конфликтов с последующим решением всех проблем силовым путем; развивающиеся болезненные состояния психики детей: возбудимость, нервозность, постоянная смена настроения, страхи, обостренная тревожность, чрезмерная плаксивость; неумение чувствовать эмоции сверстников, эмоциональная глухота; игнорирование всех контактов, замкнутость собственного мира, куда нет хода посторонним.
      Воспитателям и психологам, совместно с родителями придется долго заниматься с такими детьми, чтобы скорректировать поведение дошкольников, подготовить их к переходу в школьный социум. Только общими усилиями можно решить вопрос, как развить коммуникативность дошколят.

    

 
   

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»