Декоративно-прикладное искусство в изобразительной деятельности детей 6-7 лет
(на примере дымковской игрушки)
Романенко Варвара Геннадьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 89
Приморского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 89
Приморского района Санкт-Петербурга
Художественно-эстетическое развитие является неотъемлемой частью развития детей дошкольного возраста, важными компонентами которого являются изобразительная деятельность, приобщение к искусству. В связи с этим предполагается развитие и совершенствование умений детей в рисовании, лепке, аппликации, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства.
Одной из составляющих художественно-эстетического развития детей является знакомство с декоративно-прикладным искусством. Это род пластических искусств, произведения которого, по мнению Н. А. Курочкиной, художественно формируют окружающую человека материальную среду и внося в нее эстетические образные начала, призванные украшать, облагораживать и преобразовывать ее.
Декоративно-прикладное искусство близко восприятию детей и понятно им в силу особенностей образов народного искусства: конкретной предметности, обобщенности и упрощенности образов, яркости, нарядности, простоте, завершенности форм. Н.А. Курочкина пишет, что о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: они отмечали, что это искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Т.С.Комарова пишет, что народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности и эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. Оно также обладает большими воспитательными возможностями, несет в себе эстетический и нравственный идеал. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Одним из примеров декоративно-прикладного искусства, с которым мы знакомим детей, является дымковская игрушка.
В преддверии праздника 8 марта воспитателем совместно с детьми было принято решение приготовить подарки для мам и бабушек. Из предложенных детьми вариантов (открытки, цветы, рисунки, посуда, игрушки) выбор был остановлен на игрушке, но игрушке не простой, а связанной с народно-прикладным творчеством, - дымковской. Ведь и раньше дымковские глиняные расписные игрушки делались заботливыми руками, чтобы порадовать сына или дочку, а в нашем случае – мам.
Предварительно была проведена работа по ознакомлению детей с характерными особенностями: пластикой, орнаментом, цветовым сочетанием, формой, материалом изготовления дымковской игрушки; с историей возникновения игрушки, ее значением.
Изготовление игрушки детьми происходило в несколько этапов в течение 3-х дней.
Перед началом работы детям необходимо было выбрать материал, из которого они будут делать игрушку, но так как глину необходимо обжигать, а в условиях группы это невозможно, было предложено использовать пластилин, а так как подарок готовился маме, из известных детям видов дымковской игрушки выбрали барыню.
Технология изготовления формы заключалась в том, что на каркас из пластикового стаканчика из-под йогурта, который являлся основой-юбкой барыни, приемом размазывания наносился пластилин на всю поверхность стакана. Далее изготовляли туловище, руки, голову, волосы, кокошник, оборки на одежде – детали, идентичные и присущие дымковской барыне. Все элементы скреплялись друг с другом приемом примазывания, сглаживания мест соединения.
У детей 6-7 лет имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Это определяется тем, что их кругозор стал шире, продолжается развитие творческого воображения, мелкой моторики рук. Развивается эстетическое восприятие, появляются собственные суждения об окружающих предметах.
К 6 годам у детей совершенствуется изобразительная деятельность: уточняются пропорции, форма становится более законченной, образ дополняется деталями, которые украшают поделку, делают ее более выразительной, индивидуальной. Например, дети сами придумывали прическу барыни, добавляли в волосы ленты, цветы, банты, придумывали форму кокошника; украшали наряд барыни оборками.
Следующим этапом, после изготовления фигуры из пластилина, было создание основы белого цвета игрушки. Дети, попробовав самостоятельно закрасить юбку гуашью, пришли к выводу, что гуашь на пластилин почти не ложится, и покрыть краской фигуру не получается. На этом этапе дети узнали, что для того, чтобы краска легла на поверхность равномерно, нужен дополнительный ингредиент. Отдельные кусочки пластилина дети, по совету воспитателя, попробовали покрыть манкой, мукой, пшеничкой, другими крупами, а затем закрасить белой гуашью, после чего решили, что больше всего подходит мука: краска на ней ложится ровно. Так дети обсыпали фигуры мукой, тщательно ее стряхнули и покрыли игрушки белой гуашью.
Завершающий этап заключался в собственно росписи игрушки. У детей в подготовительной группе развиваются умения создавать узоры по мотивам народных росписей. Важным на этом этапе являлось совершенствование умения детей выделять и передавать цветовую гамму дымковской росписи, элементы геометрического узора, особенности расположения элементов узора, а также составление собственных узоров на основе дымковских. Работа на объемной поверхности требует большей сосредоточенности, аккуратности и точности движений, чем на плоской поверхности листа.
Таким образом, при создании игрушки-подарка, мы решали задачи в следующих областях: познавательного развития (окружающий мир, познавательно-исследовательская деятельность), художественно-эстетического развития (лепка, декоративное рисование), речевого развития (обогащение лексикона детей), социально-коммуникативной (развитие моральных и нравственных ценностей, взаимодействия со взрослыми).
Список использованной литературы:
Одной из составляющих художественно-эстетического развития детей является знакомство с декоративно-прикладным искусством. Это род пластических искусств, произведения которого, по мнению Н. А. Курочкиной, художественно формируют окружающую человека материальную среду и внося в нее эстетические образные начала, призванные украшать, облагораживать и преобразовывать ее.
Декоративно-прикладное искусство близко восприятию детей и понятно им в силу особенностей образов народного искусства: конкретной предметности, обобщенности и упрощенности образов, яркости, нарядности, простоте, завершенности форм. Н.А. Курочкина пишет, что о роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: они отмечали, что это искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Т.С.Комарова пишет, что народное искусство было положено в основу различных видов художественно-творческой деятельности и эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания, которые важны для овладения различным содержанием знаний не только в детском саду, но и в школе, и на основе которых у детей формируются разнообразные художественно-творческие способности. Оно также обладает большими воспитательными возможностями, несет в себе эстетический и нравственный идеал. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Одним из примеров декоративно-прикладного искусства, с которым мы знакомим детей, является дымковская игрушка.
В преддверии праздника 8 марта воспитателем совместно с детьми было принято решение приготовить подарки для мам и бабушек. Из предложенных детьми вариантов (открытки, цветы, рисунки, посуда, игрушки) выбор был остановлен на игрушке, но игрушке не простой, а связанной с народно-прикладным творчеством, - дымковской. Ведь и раньше дымковские глиняные расписные игрушки делались заботливыми руками, чтобы порадовать сына или дочку, а в нашем случае – мам.
Предварительно была проведена работа по ознакомлению детей с характерными особенностями: пластикой, орнаментом, цветовым сочетанием, формой, материалом изготовления дымковской игрушки; с историей возникновения игрушки, ее значением.
Изготовление игрушки детьми происходило в несколько этапов в течение 3-х дней.
Перед началом работы детям необходимо было выбрать материал, из которого они будут делать игрушку, но так как глину необходимо обжигать, а в условиях группы это невозможно, было предложено использовать пластилин, а так как подарок готовился маме, из известных детям видов дымковской игрушки выбрали барыню.
Технология изготовления формы заключалась в том, что на каркас из пластикового стаканчика из-под йогурта, который являлся основой-юбкой барыни, приемом размазывания наносился пластилин на всю поверхность стакана. Далее изготовляли туловище, руки, голову, волосы, кокошник, оборки на одежде – детали, идентичные и присущие дымковской барыне. Все элементы скреплялись друг с другом приемом примазывания, сглаживания мест соединения.
У детей 6-7 лет имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Это определяется тем, что их кругозор стал шире, продолжается развитие творческого воображения, мелкой моторики рук. Развивается эстетическое восприятие, появляются собственные суждения об окружающих предметах.
К 6 годам у детей совершенствуется изобразительная деятельность: уточняются пропорции, форма становится более законченной, образ дополняется деталями, которые украшают поделку, делают ее более выразительной, индивидуальной. Например, дети сами придумывали прическу барыни, добавляли в волосы ленты, цветы, банты, придумывали форму кокошника; украшали наряд барыни оборками.
Следующим этапом, после изготовления фигуры из пластилина, было создание основы белого цвета игрушки. Дети, попробовав самостоятельно закрасить юбку гуашью, пришли к выводу, что гуашь на пластилин почти не ложится, и покрыть краской фигуру не получается. На этом этапе дети узнали, что для того, чтобы краска легла на поверхность равномерно, нужен дополнительный ингредиент. Отдельные кусочки пластилина дети, по совету воспитателя, попробовали покрыть манкой, мукой, пшеничкой, другими крупами, а затем закрасить белой гуашью, после чего решили, что больше всего подходит мука: краска на ней ложится ровно. Так дети обсыпали фигуры мукой, тщательно ее стряхнули и покрыли игрушки белой гуашью.
Завершающий этап заключался в собственно росписи игрушки. У детей в подготовительной группе развиваются умения создавать узоры по мотивам народных росписей. Важным на этом этапе являлось совершенствование умения детей выделять и передавать цветовую гамму дымковской росписи, элементы геометрического узора, особенности расположения элементов узора, а также составление собственных узоров на основе дымковских. Работа на объемной поверхности требует большей сосредоточенности, аккуратности и точности движений, чем на плоской поверхности листа.
Таким образом, при создании игрушки-подарка, мы решали задачи в следующих областях: познавательного развития (окружающий мир, познавательно-исследовательская деятельность), художественно-эстетического развития (лепка, декоративное рисование), речевого развития (обогащение лексикона детей), социально-коммуникативной (развитие моральных и нравственных ценностей, взаимодействия со взрослыми).
Список использованной литературы:
- Курочкина Н.А. Пути развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к русскому декоративно-прикладному искусству // Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.- С. 70-85.
- Народное искусство в воспитании детей /Под ред.Т.С. Комаровой. – М.: ПОР, 2000 – 256с.