Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сказка как средство развития временных представлений
у детей шестого года жизни

Кошелева Татьяна Николаевна
Аннотация: Статья посвящена обоснованию эффективности использования сказки в развитии временных представлений детей шестого года жизни.  Проблемы развития временных представлений у детей дошкольного возраста в последнее время является достаточно важной. Несмотря на то, что жизнедеятельность детей изначально протекает во времени, представления о нем складываются у них достаточно поздно. Время не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 48 п. 4) «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности».
Проблема развития представлений детей о времени находит отражение в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утвержденном Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее – ФГОС ДО). В содержании ФГОС ДО п. 2.6 образовательная область «Познавательное развитие» «…предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о себе и других людях, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.)»
Концепция развития математического образования в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р также подчеркивает важность формирования представлений о времени у дошкольников [8].
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» в разделе «Познавательное развитие», рекомендует дать детям шестого года жизни представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра [3; c 69-70].
Исследования представлений ребенка о времени проводились мыслителями и философами, учеными разных направлений на протяжении многих веков (Н.А. Бердяев, В.М. Бехтерев, И. Кант, Я.А. Коменский, К.Маркс, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф. Шеллинг и др.), но и на сегодняшний день у этой проблемы открываются все новые и новые грани.
В работах Л.С. Выготского, А.М. Леушиной, А.А. Люблинской, Т.Д. Рихтерман, С.Л. Рубинштейна, О.А. Фунтиковой, Н.И. Чуприковой, Е.И. Щербаковой и других исследователей отмечается, что восприятие времени осложняют его сущностные характеристики, такие как: непрерывность, текучесть, необратимость, одномерность. Вследствие этого некоторые воспитанники и к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность, с трудом находят отличительные особенности каждого времени года [2,5,6]. Развитие временных представлений волновало умы исследователей со времен античности и до наших дней. Вероятнее всего, главная причина интереса к проблеме времени в том, что оно рассматривается как феномен человеческой деятельности, как «наивысшее проявление человеческого бытия». Смену времен года и ритм человеческой жизни определяет солнце.
Время является универсальной базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения способствует осознанию детьми последовательности происходящих следственных связей между ними.
Время нельзя увидеть, услышать, потрогать. И все же оно есть. Ведь все события в окружающем нас мире протекают во времени!
Время всегда находится в движении. Оно не останавливается ни на один миг! Причем «течет» время всегда только в одном направлении – от прошлого к будущему. Время нельзя повернуть назад, задержать или остановить.
Дошкольный возраст – это начальный этап, на котором закладываются основы математического образования. И поэтому возникает потребность в разработке эффективных средств и методов формирования математических способностей у детей дошкольного возраста. В «Концепции» указывается на низкую мотивацию, связанную с общественной недооценкой значимости математического образования, поэтому для развития интереса к математическим знаниям, детей надо мотивировать в желании узнавать что-то новое и развивать увлеченность процессом математического познания. Сказка – как наиболее любимый ребенком литературный жанр, является одним из лучших средств для мотивации устойчивого интереса к математике. Она обладает целым рядом положительных качеств, которые позволяют говорить о ней как об уникальном педагогическом ресурсе. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. Детей привлекают присущая сказке занимательность, неожиданные повороты событий, необычные персонажи. Вживаясь в сюжет сказки, ребенок как будто становится ее действующим лицом, переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, в то же время ребенок упражняется в решении целого ряда познавательных задач, учится рассуждать, логически мыслить. При этом повышается его познавательная активность, что в свою очередь будет способствовать повышению эффективности обучения. Ребенок непроизвольно и незаметно для себя усваивает необходимые представления. Абстрактные математические понятия, облечённые в образную форму, становятся доступными для детского мышления.
Понимая значимость и эффективность данного средства, целесообразно использовать сказочный жанр в развитии математических способностей детей шестого года жизни. Изучение психолого-педагогической и методической литературы показало, что в настоящее время существует несколько подходов к использованию сказок в работе с детьми.
Народные и авторские сказки как средство математического развития дошкольников, наряду с художественной ценностью несут в себе некоторые математические знания: «День и ночь», «Двенадцать месяцев», «Старик-годовик», «Дни недели» и др. Методика работы со сказками представляет собой сначала слушание сказки, а затем беседа с детьми, в ходе которой им задают вопросы математического содержания.
Переработка уже известных народных и авторских сказок на новый лад (Э.Г. Гельфман, М.Ф. Моисеева, Н.С. Папкова, О. Сорокина, А.И. Федорова и др.). В них фактически сохраняются только герои и частично сюжеты любимых сказок. При этом главное их предназначение мотивировать детей на выполнение математических заданий, сохранение жанровых особенностей сказки уходит на второй план.
Специальное создание авторских сказок, в ходе чтения которых целенаправленно формируются определенные математические представления. В их содержание включена информация и задания, которые требуют актуализации представлений детей о числах, форме и величине предметов, времени и пространстве и др.
При этом персонажи и ситуации сказок конструируются таким образом, что они ярко и доступно показывают содержащуюся в них математическую суть. Еще одной особенностью таких сказок является то, что в них используется прием олицетворения, когда математические симв

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»