Развитие воображения у детей дошкольного возраста
Смоленская Ирина Анатольевна
ГБДОУ д/с № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Дети дошкольного возраста любят фантазировать, мечтать и играть. Можно даже сказать, что дети живут в двух мирах. Воображаемый мир ребенка – это мир сказок, грез и историй, выдуманных самим ребенком. В этом мире живут разные выдуманные герои и персонажи, разыгрываются необыкновенно сказочные истории и события, где сам ребенок выступает в роли главного героя.
Через игру и выдуманные события ребенок познает мир взрослых. Воображая себя моряком, капитаном, космонавтом он старается быть похожим на выбранного героя поступками, характером, поведением, героизмом, благородством.
Воображение – это психическая способность ребенка воссоздать те или иные ситуации, предметы, образы или придумывать их, даже если они не существуют на самом деле. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения, память и мышление неразрывно связаны друг с другом.
Воображение бывает:
· Воссоздающее – это способность создавать образы на основе прочитанных книг или историй. Т.е., ребёнок воображает и представляет то, о чём ему читали или то, что он услышал.
· Творческое – это способность создавать вымышленные образы, возникающие в воображении без опоры на прочитанные книги и истории, услышанное, увиденное. Т.е., ребёнок самостоятельно создаёт истории и образы с помощью своего мышления.
· Неуправляемое – это способность ребёнка создавать образы и истории, не связанные какой-либо логикой и последовательностью. Ребёнок с таким видом воображения постоянно что-то фантазирует и говорит, что именно так это и было.
Существуют следующие этапы развития воображения у детей дошкольного возраста:
До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. У детей младшего дошкольного возраста в три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
В 4 - 5 лет дошкольник начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
В 6 - 7 лет воображение у детей носит активный характер. Воссоздаваемые ребенком образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. В этом возрасте появляются элементы творчества.
В дошкольном возрасте у ребёнка появляется своя особая внутренняя позиция, а воображение становится самостоятельным процессом. Учитывая тот факт, что воображение развивается в разных видах деятельности, наиболее продуктивным в детстве являются игра и рисование. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано и занимает больше места в его жизни.
Развитое воображение – это залог успешности ребёнка в дальнейшем. Развитое воображение помогает детям легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в разных сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства и техники.
Существует несколько способов развития воображения у детей дошкольного возраста.
В ходе художественно-эстетического развития (лепка, аппликация, рисование, конструирование) можно предложить ребенку нарисовать несуществующий дом, слепить машину будущего. Дополнить их деталями из пластилина или цветной бумаги, которых не хватает в рисунке.
Для развития фантазии детей важную роль играют сказка и чтение книг. Можно попросить ребенка сочинить сказку или завершить окончание сказки. Предложить подумать, что бы он сделал, если бы попал в сказочный мир. Можно попросить ребенка рассказать какие фрукты и овощи растут в сказочном мире, какие животных можно там встретить в заколдованном лесу.
В жизни ребенка огромную роль играют разные виды игр. С помощью игр ребенок познает окружающий мир. В процессе игры с ребенком, можно понять его эмоциональные проблемы и страхи, а также справиться с ними.
Развитое воображение в дошкольном возрасте – это залог успешности ребёнка в будущем. Развитое воображение помогает детям легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в разных сложных ситуациях. Творческое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства