Конструирование в детском саду
Рябыкина Ольга Вячеславовна,
воспитатель ГБДОУ 99 Санкт-Петербурга
В современном дошкольном образовании особое внимание уделяется конструированию, так как этот вид деятельности способствует развитию фантазии, воображения, умения наблюдать, анализировать предметы окружающего мира, формируется самостоятельность мышления, творчество. Конструирование в детском саду проводится с детьми всех возрастов, как в образовательной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей, в игровой форме.воспитатель ГБДОУ 99 Санкт-Петербурга
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO-конструирование. Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО), потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.
- формировать познавательные действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
В нашем дошкольном учреждении используем разнообразный LEGO. Работая в группе младшего возраста, с детьми 3 лет, используем конструктор Кроха с магнитами (22 элемента). Его функционал - создание условий для развития речи, творчества, благоприятного влияния на эмоциональную сферу ребёнка.
Конструктор применяем в совместной деятельности с детьми по трем этапам.
Первый этап – использование конструктора по показу, по словесной инструкции, по наглядным дидактическим материалам под руководством воспитателя. При выполнении построек по словесному описанию и наглядному действию, дети учатся справляться со сложными, поэтапными постройками. Выбор конструктивной задачи определяется игровой проблемной ситуацией: например, в сказке « Друзья», герои строят плот, и для постройки плота используем конструктор МагМастер.
Второй этап – использование конструктора в организованной деятельности, но с включением детского воображения и развития эстетического вкуса, логического мышления и творческих способностей. А именно, включение в деятельность только первичных сведений о будущей постройке из кубиков и других деталей. На данном этапе воспитатель берет на себя роль – партнера, помощника. Вот из таких фигурок с магнитами дети собирают домики, гаражи, машины, парковки, дворцы и прочие шедевры, таким образом, у ребёнка появляется возможность создать собственный образ построек.
Третий этап – самостоятельное использование конструктора МагМастера в свободной и самостоятельной деятельности детей. Включение конструктора в игровые сюжетные игры между детьми. В работе дети выбирают различные элементы конструктора, подчёркивая свои индивидуальные качества.
Конструктор способствует развитию и обогащению социально-личностного опыта посредством включения его в сферу межличностного взаимодействия между участниками педагогического процесса. Конструктор МагМастер был использован в современной образовательной технологии – в проектном методе, а именно в реализации творческого игрового проекта совместно с родителями « Театр и конструктор - единое целое». Сказки помогают формировать у детей жизненный опыт, знания об окружающем мире. Сказка учит ребенка сопереживать, жалеть, быть отзывчивым, слушать и познавать, сравнивать и мыслить, учит доброте и помощи. С помощью сказок ребенок учится самостоятельно анализировать поступки героев, разделяя их на положительные и отрицательные. Посредствам построек для героев сказки, ребёнку легче раскрыть свои индивидуальные особенности. Конструктор стал инструментом при рассказывании детям сказок. Родители совместно с детьми придумывают сказки, затем мы с детьми их обыгрываем в пространстве детского сада. Детям очень нравится придумывать постройки для сказочных героев из конструктора.
Хочется отметить, что конструктор, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет обучаться в игре. Театрализованная деятельность детей становится более интересной, развивается интеллектуальный и творческий потенциал детей: самостоятельность исполнения и передача образа сказочных персонажей, взаимодействие в коллективе, воображение, речь, а также личностные качества.
Эффективность используемой технологии заключается в том, что у детей оттачиваются навыки конструирования, развиваются пространственное и конструктивное мышления, пополняются знания об окружающем мире, формируются умения думать, сотрудничать со сверстниками, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться, создаётся установка на самостоятельный поиск, а это – главные составляющие успешности их дальнейшего обучения в школе.