Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пути устранения заикания у дошкольников

Румянцева Ольга Николаевна,
оспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ д /с № 5
Калининского района Санкт-Петербурга
Существуют два взаимосвязанных метода преодоления заикания:
– лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания);
– коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).
В логопедической практике с заикающимися дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра.
Это источник его нравственного и умственного развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуществлять коррекционное воздействие на речь и личность заикающегося.
Игра и сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние заикающегося, вызывает у него встречную активность, затрагивает его интересы, фантазию, воображение. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной для их возраста длительной неподвижности и помогают чередовать виды речевой работы. Создание целенаправленных игровых ситуаций формирует у детей навыки самостоятельной речи. 
Как воспитатель, для устранения заикания предлагаю активно использовать развитие мелкой моторики.
Совместная деятельность с детьми на разных этапах и наблюдение за детьми в группе, помогает выявить личностные характеристики детей. Это помогает найти интересный подход к каждому ребёнку.
 Опыт работы показывает, что если не создать спокойной обстановки в группе, не научить детей играть вместе, правильно общаться друг с другом, не проводить коррекцию личностных и поведенческих отклонений, то переход к непосредственно речевой работе будет невозможен.
Учёные - занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. В прошлом веке знаменитая Мария Монтессори установила связь между развитием тонких движений руки и речью детей.
Учёные установили, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, тем самым активизируем соответствующие отделы головного мозга, мы стимулируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, это было известно уже во II в. до н. э. в Древнем Китае. Японская акупунктура - еще одно тому подтверждение. Советские физиологи, как и восточные мудрецы подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах показал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики, тем проще осваивать речь.
Знакомство детей с народным творчеством, развивает эстетическое воспитание, через   уважение к художественному мастерству умельцев поможет заинтересовать детей и поможет развить мелкую моторику пальцев рук у дошкольников. Приобрести много знаний из истории дети могут, через каждый вид изобразительной деятельности (лепку, рисование, аппликацию). Усваивая опыт поколений, ребенок развивается. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируются навыки работы двумя руками, активно развиваются мелкие мышцы пальцев.  Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой.
Я, как воспитатель предлагаю обратить внимание на работу с глиной. Таким образом, занятия лепкой могут комплексно воздействовать на развитие ребенка. В XV-XVI веках, когда появилась дымковская народная игрушка, языческие представления славян во многом утратили свое значение.
«-Далеко-далёко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село».
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дыме всё кругом,
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
 Судьбу Дымковской слободы, где собственные залежи глины, пригодной для керамического дела, где так же постепенно сложились особые приемы лепки и росписи помогло сделать местные игрушки узнаваемыми и востребованными, это (барыни и кавалеры), щеголяющие в пышных нарядах, мастера бережно хранят традиции и приемы изготовления этих игрушек, сложившиеся в период зарождения этого искусства. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. 
Работая по этой теме с детьми, я учитывала специфику работы с детьми соблюдая все этапы режимов.
Первый этап.
Развитие детей начала с расширения словарного запаса. Для этого я использовала методику Волкова Г.А. «Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. Автор Волкова Г. А.»
Методика игровой деятельности направлена в первую очередь на воспитание у заикающихся детей правильных форм общественного поведения и таких сторон личности, как подражательность, самостоятельность, общительность, активность, необходимых для социальной реабилитации заикающегося.
Методика игровой деятельности используется в зависимости от возраста ребёнка. Особенностей поведения, проявления заикания, этапов коррекционной работы с учётом дидактических принципов и характера игровой деятельности нормально говорящего и заикающегося ребёнка.»
 Так же развитие детей продолжила знакомство с истории рождения дымковской игрушки.  Для этого использовала художественное слово (стихи о Дымковской игрушке). Рассказала детям принцип работы с глиной, показала в иллюстрациях, как мастера отображали яркие узоры на белом фоне в виде кругов, точек, овалов или в виде клетки. Обращая внимание детей на композицию узора. Через просмотр видеофильмов о «Народных промыслах».
Использовала Д/И «Геометрические узор», «Цветовая гамма для дымковской игрушки».
Второй этап. Режим молчания.
 На этом этапе детям предлагаются индивидуальные занятия и игры по выбору. Во время игр, на прогулках и дома. Основной задачей режима молчания является создание в совместной деятельности с детьми, оптимальных условий, направленных на максимальное снижение нагрузки на речевую функциональную систему ребёнка (снижение активизации речи ребёнка), тем самым способствовать торможению патологического процесса - заикания. Так, один может рисовать, другой - делать аппликацию, третий – выкладывать узор из мозаики Д/ И «Подбери узор», четвёртый – заниматься с лепкой и т.д. На этапе режима молчания детям предлагалось поработать с разрезными картинками с изображением дымковских игрушек: составить различные элементы. Работа с природным материалом или составь узор из крупы. Проводили игры – символы (вместо слов использовали символы) которые выучили заранее; цель- закрепить знания детей об элементах «дымки», «Продолжи рисунок», «Обведи и раскрась». Сложнее соблюдать режим молчания во время игр на прогулках, для этого при помощи символов детям предлагалось по наблюдать за природой (солнце, дерево, облако, птица) и т.д.
Третий этап. Шепотная речь.
- воспитание спокойного темпа и плавности речи;
 - развитие спокойного плавного выдоха;
 - развитие общей и мелкой, мимической, артикуляторной моторики с использованием приёмов релаксации;
 - воспитание темпа и ритма движений в сочетании с речью;
 - развитие слуховое и зрительное внимания, словесной и зрительной памяти;
 - воспитание навыка коммуникативного взаимодействия в коллективе.
Основной задачей режима шепотной речи является воспитание спокойной ненапряжённой речи шёпотом. В этот период проводятся следующие виды коррекционно-развивающей деятельности. Умение выслушивать своего товарища, говорить по очереди, не перебивая собеседника. Дети и окружающие в детском саду говорят шёпотом. Детям давались задания на закрепление цвета, формы элементов дымковской росписи. Например, «Подбери по цвету», «Подбери по размеру», «Чередуй большие и маленькие кольца, кружки». 
Четвёртый этап. Сопряжённая и отражённая речь.
В период вопросной – ответной речи, учились задавать и отвечать на вопросы, связные с дымковской игрушкой.
На период пересказа детям предлагались небольшие рассказы о дымковских игрушках и в спонтанной речи, дети самостоятельно составляли описательные рассказы о дымковской игрушке. 
 Проводила игры «Укрась фигурку», «Укрась лошадку», «Подбери узор». Для этого сначала проводила работу по подготовке руки к росписи. Давала раскрашивать геометрические фигуры (круги, овалы и т.д.) в одном направлении. Штриховку сначала с лево на право, затем сверху вниз. Учились закрашивать краской в дно направлении прямые и волнистые дорожки, кольца различной ширины. Работали над грамматическим строем речи. Вылепив игрушку, мы подбирали красивые слова (т.е. прилагательные). Например, барышня какая? (Красивая, пластилиновая, изящная, стройная, высокая и т.д.).
         Закрепляли формы родительского падежа. Например, много каких игрушек? (Козлов, баранов, коней, и т.д.)
   Работала над развитием внимания игры «Что изменилось», «Убери лишнее».
Проводила игры поручения. Например, «Отнеси козлика в огород», «Барышню к колодцу».
 К праздникам, для родителей были сделаны и расписаны руками детей, подарки – «Дымковские игрушки».
Однако не сразу у детей получалась результативная работа, т.к. пальцы были плохо развиты, даже такие простые элементы рисования, как точки, мазки, кружки, не ложились ровно, красиво. Но постепенная тренировка пальцев, массаж пальцев перед началом совместной деятельности, разно которых писалось ранее, привела к хорошим результатам и в рисовании, и в лепке.
В конце года детям предложили нарисовать и оформить книжку – открытку с любимыми игрушками.
                      Сначала дети рисовали на силуэтах «дымки (конь, олень, баран, водоноска, индюк), а затем переносили узоры на вылепленные ими игрушки. Взаимосвязь разных видов изобразительности (рисование, лепка) и аппликация помогает детям легко усваивать общие задачи по цвету, использовать элементы. Понимать композицию. Таким образом дети приобрели навыки изобразительной деятельности. Желание найти и показать что-то своё индивидуальное.
Мы оборудовали уголок изо творчества с образцами, отвели место для демонстрации детских работ. Для закрепления знаний об игрушке, мы сделали д/ игры: «Укрась барышню» - цель, разложить готовый орнамент на силуэт, или самостоятельно придумать его.
 Или игра «Подбери хвосты и рога» - к силуэтам раскрашенных баранов и коней, подобрать по цвету и форме хвосты и рога. У нас в группе появилось много интересных, ярких, красочных игрушек. О чем говорит история преданий, слухов и легенд о чудесных выздоровлениях и избавлении от заикания? Хорошие результаты в лечении заикания, как правило, не связывают с успехами официальной медицины. Земля полнится слухами, что жили на Руси какие-то бабушки, старушки, дедушки, старцы и знахари, которые действительно лечили и вылечивали заикание, и человек при этом в течение года обретал свою нормальную речь.
 Значит, все же дело в личности человека, способного помочь страдающим людям, в его таланте, даре, неординарных способностях. Возможно, понимание механизма этого заболевания действительно выходит за рамки существующей современной медицинской науки и с помощью материалистического научного подхода и химических препаратов невозможно восстановить нормальную работу речевого аппарата в случае заикания.
 Что можно посоветовать человеку, который не отчаялся, не сложил руки, а продолжает искать помощи в освобождении от своего недуга? Случаи чудесного выздоровления действительно существуют!
Заикание — это не какое-то обособленное и непонятное явление.  Заикание — это одно из следствий проявления психосоматического заболевания.
И вы обнаружите в себе огромный запас жизненных сил, эмоциональный всплеск и огромной силы приятные эмоции. И вы почувствуете себя здоровым человеком.
Литература: Москва Журнал. «Дошкольное воспитание». 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»