Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Экологическое воспитание в детском саду  

Планета - наш чистый дом

Павлова Юлия Владимировна,
воспитатель ГБДОУ Детский сад № 28,
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Ученые уже несколько десятилетий подряд бьют тревогу о близкой экологической катастрофе. Необходимо с раннего возраста воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;заложить навыки бережного отношения ко всему живому.
С каждым годом все более актуальным становится вопрос экологического воспитания. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Важно ,что бы у ребенка была любовь к природе, которую он подкрепляет заботой об окружающем мире.Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
 Формирование бережного отношения к природе начинается с младшей группы, в которой ребята знакомятся с временами года и сезонными явлениями в виде снега, дождя и так далее.К.Д. Ушинский считал,что логика природы-самая доступная для детей.Наблюдение за окружающим миром задействует все чувства:зрение(цвета,формы,размеры);слух(плеск воды,шелест листвы,жужжание шмеля);вкусовые ощущения(соленая морская вода,сладкие ягоды);осязание(шершавая кора деревьев,холодный снег,мягкая шерсть животных).Все это интересует ,привлекает и завораживает ребенка.
В средней группе дети учатся наблюдать за окружающим миром, заботиться о растениях и животных.У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, снегом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях .Важно дать понять ребенку ,что человек связан с окружающим миром ,является частью этого мира.
К старшей группе у ребенка появляется понимание ,как человек связан с природой и какие поступки влияют на нее негативно, а какие приносят пользу.Если будешь заботиться о природе ,это будет еще и заботой о будущем для человека.Детям необходимо объяснять ,что человек должен покровительствовать природе, беречь ее.Природа наш общий дом, которому нельзя наносить вред.
Проще всего дать  это понять ребенку можно через игру с "бросовым" материалом.Ежедневно мы выкидываем ненужные нам предметы: коробки, крышки, емкости из-под шампуней, кетчупа, бутылки ,старые полиэтиленовые папки,мешки,коробки.Перечень таких материалов большой, он и называется бросовым.
Его можно использовать для создания дидактических игр, наглядных пособий, детских поделок, игр.Это способствует решению задач умственного ,экологического, эстетического воспитания, конструирование  и ручного труда , исследовательской деятельности ,развитию мелкой моторики.
Работа с бросовым материалом дает возможность детям почувствовать себя  независимым от взрослого так как его всегда можно найти и использовать по своему усмотрению, он разнообразен ,что способствует развитию  фантазии , воображения .
Игрушку сделанную своими руками ,к которой ребенок приложил старания и усилия, он никогда не сломает .Это приучает его к бережному отношению к вещам ,природе ,уважению к чужому труду .
Так же важно отметить, что работа в данном направлении ,должна проводиться не только в детском саду, но и дома у каждого ребенка.
Вот несколько советов ,как это сделать:
1.Наблюдение и исследование .
На прогулке, обращайте внимание ребенка на то ,что его окружает (песок в песочнице с мелкими песчинками, большие и маленькие камушки; увидели жучка-расскажите о нем.Травинки и листья на деревьях? Прекрасно!Расскажите, почему при смене сезонов меняется и их цвет ,почему у елки всегда зеленые иголки.Соберите гербарий, коллекцию камушков или палочек.Так ребенок поймет многообразие природы.
2.Помощь  природе и забота .
Например, во время прогулки в парке ,не плохо обратить внимание на кормушки для птиц.Рассказать для чего они нужны, сделать свою, накормить птиц. Полить цветы на клумбе во время жаркого, летнего дня.Уход за домашними животными -прекрасный и доступный опыт взаимодействия с природой. Посетите субботник и желание раскидывать мусор пройдет.
3.Так же очень важен личный пример.
Ребенок смотрит  и учится на примере своих родителей, как правильно сортировать и выбрасывать мусор, как относиться к братьям нашим меньшим, создавать в природе что-то новое(например посадить дерево)
4.И самое главное-ПОСТОЯНСТВО.
Все ,вышеперечисленные, способы должны иметь постоянный характер.Стать образом жизни. Живя в таком окружении ,ребенок приобретает хорошие привычки. Именно так мы сохраним и сбережем наш "общий дом"-планету ЗЕМЛЯ.

Литература:
1. Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. 
2. О.А.Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа.
3. Формирование экологической культуры у подрастающего поколения. Материалы II международной научно-практической  конференции .12-13 декабря 2014г. Санкт-Петербург
4. С. Н. Николаева Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»