Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение здоровьесберегающих технологий в укреплении
физического и психического здоровья дошкольников

государственного учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
 

Московская Светлана Михайловна,
методист 
Действительностью современной России является сохраняющаяся неблагоприятная динамика показателей состояния здоровья детей, несмотря на активное внимание общества и государства к данной проблеме и постоянно совершенствующийся уровень медицинской помощи детскому населению.  Состояние здоровья воспитанников учреждений интернатного типа имеет свои особенности, отличаясь в худшую сторону от здоровья детей проживающих в семье, к чему предрасполагает высокий уровень неблагоприятных факторов - биологических, социальных, психологических. Так, в нашем центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 100 % детей имеют проблемы со здоровьем, а детей  с первой группой здоровья на 100 человек- один.  Особенностями поведения воспитанников интернатных учреждений являются гиперреактивность, расторможенность, неусидчивость, часто повышенная конфликтность. Одной из важных причин нарушений здоровья детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, является депривационный синдром, формирующийся за счет материнской, эмоциональной, сенсорной, социальной депривации, потому значительное место в структуре реабилитационной работы с детьми-сиротами занимает коррекция психоэмоционального статуса. Мероприятия, направленные на решения данной проблемы не ограничиваются лишь работой социального педагога, психолога, медикаментозным лечением. Остро стоящие проблемы психологической и социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в совокупности с низким уровнем здоровья, отсутствием навыков ведения здорового образа жизни, делает особо актуальным применение здоровьесберегающих  технологий.
Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Ещё в рукописных памятниках  древне – русской литературы «Гражданство обычаев детских», 12 век) упоминается о важности физического здоровья детей. С развитием российской педагогической науки решению проблемы здоровья ребёнка уделяется всё больше внимания (Ломоносов М. В., Бецкой Л. И., Новиков Н. И.,  Венцель И. А. (1800г.), Ободовский А. Н. (1835г.); Гориневский В. В., Кащенко В.П., Сухомлинский В. А., Амонашвили Ш. А.). Поэтому естественным было появление термина «здоровьесберегающие технологии», которые родоначальник данного понятия,
Смирнов Н. К., определил как: «… системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Здоровьесберегающие технологии хорошо изучены и сгруппированы. В нашем центре для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей используются следующие:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы и др.);
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (занятия физической культурой, проблемно-игровые занятия, игровой самомассаж и др.)
3.  Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика и др.)
Компонентами педагогической технологии выступают:
- концептуальная основа (научная база технологии,  психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент);
-  содержательная часть (цели и содержание обучения и воспитания);
- процессуальная часть (формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результат).
            Применительно к ребенку-сироте  – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника  и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
-   знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
- валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения,
- задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи. Целью внедрения в практику и применение здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей дошкольной группы и валеологическому просвещению всех работников.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) это :
1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье дошкольников и педагогов;
3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
            С детьми дошкольного возраста в нашем центре применяются следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- медико-профuлактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка-сироты;
- здоровьесберегающие образовательные технологии;
-  технологии валеологического просвещения.  
Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании – это  технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала  в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии:
- организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации здоровья;
- организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания;
- организация профилактических мероприятий в группе;
- организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНа; 
- организация здоровьесберегающей среды в группе.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
- развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры,
-  закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
-  профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,  
-  оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах,
-  воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др. 
Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-сироты дошкольного возраста. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми, обеспечение социально-эмоционального благополучия. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов учреждения, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в дошкольной группе – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью в жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. К наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.
            В центре для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  используются  здоровьесберегающие технологии по следующим направлениям:
- сохранения и стимулирования здоровья,
- обучения здоровому образу жизни,
- коррекционные технологии.

 
Педагогические здоровьесберегающие технологии
Технологии сохранения и стимулирования здоровья Технологии обучения здоровому образу жизни Коррекционные технологии
 Стретчинг
Динамические паузы
Подвижные и спортивные игры
 Релаксация
Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.)
Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая.
Физкультурные занятия
Проблемно – игровые игротренинги, игротерапия
Коммуникативные игры
Серия занятий «Уроки здоровья»
Точечный самомассаж
Технологии музыкального воздействия
Арт-терапия
Сказкотерапия
Технологии воздействия цветом
Психогимнастика
Фонетическая ритмика
 
Усилия работников направлены на оздоровление ребенка-сироты, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно, именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от условий учреждения,   организации здоровьесберегающей среды, от задач реализуемой педагогами Программы,  от показателей здоровья детей и профессиональной компетентности педагогов.
 
Рекомендации по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий
 
1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
 Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Проводит руководитель физического воспитания, воспитатели.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. 
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп детей. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
В разновозрастной группе детей с ОВЗ мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Проводит руководитель физического воспитания, воспитатели, психолог.
 Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время). Ответственный исполнитель: Проводит воспитатели, психолог.
 Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога, могут проводить все педагоги
 Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры, проводят все педагоги
 Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин, проводит воспитатель.
 Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. Проводит руководитель физического воспитания, воспитатель.
 Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводит руководитель физического воспитания, воспитатель.
 
2. Технологии обучения здоровому образу жизни:
 Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю в спортивном зале. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Проводит руководитель физического воспитания, воспитатель.
 Проблемно-игровые игротреннинги, игротерапия – в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть организовано незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Проводят воспитатели, психолог.
 Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Проводят воспитатели, психолог.
 
Занятия из серии «Уроки здоровья» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста. Могут быть включены в НОД в качестве познавательного развития. Проводят воспитатели, психолог.
 Самомассаж. В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы
Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму
Проводят воспитатели,  медсестра.
Точечный массаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста. Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания. Используется наглядный материал (специальные модули). Проводят воспитатели, медсестра.
 
3. Коррекционные технологии:
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Проводят все педагоги.
Арт-терапия. Сеансами 10-12 занятий по 30-35 мин начиная со средней группы. Программа имеет диагностический инструментарий и предполагает ведение протоколов занятий. Проводят воспитатели, психолог.
 Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста. Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения. Проводят все педагоги.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Проводят воспитатели, психолог.
Психогимнастика – 1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Направлена на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.
Ответственный исполнитель: воспитатели, психолог.
Фонетическая ритмика – 2 раза в неделю с младшего возраста в физкультурном или музыкальном залах. Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Проводят воспитатели, логопед, руководитель физического воспитания.
Используемые в учреждении для детей-сирот здоровьесберегающие технологии формируют у детей стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, а  педагоги, применяющие  в работе с детьми здоровьесберегающие педагогические технологии, повышают  результативность воспитательно-образовательного процесса, формируют ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей-сирот с ОВЗ,   создают условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий, вносят необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий и  обеспечивают  индивидуальный подход к каждому ребенку.
Список используемых источников и литературы:
1. Алексеева, Н.П. Проблемы здоровьесбережения в дошкольном образовании / Н.П.
Алексеева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г
2. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. Л., 2000.
3. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.А. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сб. науч. Материалов VIII Всероссийской научно-практич. конф. / под ред. Е.В. Коротаевой.
4. Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов риска детского населения // Школа здоровья. 2003.
5. Левина, М.И. Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ / М.И. Левина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 12.  С. 51
 6. Скрипникова А. В., Беляева Н. И., Немухина А. В. Проблема здоровьесбережения в
условиях современной дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2018. №44. С. 290-292.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»