Консультация для педагогов
Современные технологии речевого развития детей
в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
Алышева Надежда Николаевна
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний,
на завтрашний день детского развития, Только тогда она
сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы,
которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.
на завтрашний день детского развития, Только тогда она
сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы,
которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития.
Л.С. Выготский
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в моей деятельности. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Факторы, влияющие на речевое развитие ребенка:
1. Эмоциональное общение с ребенком с момента рождения.
2. Создание условий для общения с другими детьми.
3. Совместные игры взрослого и ребенка.
4. Речь взрослого – пример для подражания.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Удовлетворение любознательности ребенка, ответы на все его "почему".
7. Чтение художественной литературы.
8. Разучивание стихов.
9. Рассказывание стихов руками.
10. Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Целью работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера, нами сделан анализ и в своей дошкольной организации:
- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
НАИБОЛЕЕ АКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС:
Здоровьесберегающие технологии
Информационно – коммуникационная технология
Технология развития критического мышления
Проектные технологии
Игровые технологии
Групповые технологии.
Личностно-направленные.
Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей воспитание культуры общения и речи;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
АЗБУКА ОБЩЕНИЯ
Цели технологии: формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений, эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям; создание опыта адекватного поведения в обществе и подготовки ребенка к жизни.
Первая технология - это «Азбука общения». Основные авторы программы Людмила Михайловна Шипицына, Оксана Владимировна Защиринская (соавторы Алла Воронова, Татьяна Нилова).
Использование технологии «Азбука общения» позволило развить навыки межличностного взаимодействия детей от 3 до 6 лет со сверстниками и взрослыми.
Результатом внедрения технологии «Азбука общения» стало понимание и принятие идеи - научись детей любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека - у тебя будут проблемы. Центральной идеей для нас стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами.
Для решения названных задач в работе используются следующие формы образовательной деятельности: - развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованные); - этюды, импровизации; - наблюдения, прогулки, экскурсии; - моделирование и анализ ситуаций общения; - сочинение историй и др.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ
(АВТОР Г. С. АЛЬТШУЛЛЕР)
Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ — область знаний о механизмах развития технических систем и методах решения изобретательских задач.
ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ-РТВ
(АВТОРЫ: Н. Н. ХОМЕНКО, Т. А. СИДОРЧУК)
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
2. «Тайна двойного»
3. Разрешение противоречий
(при помощи игр и сказок).
Также хочется отметить, что наиболее эффективными являются технологии развития речи детей, разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и РТВ (развитие творческого воображения)
Автором технологии ТРИЗ является советский (российский) изобретатель и патентовед Генрих Саулович Альтшуллер, который был убеждён в возможности выявить из опыта предшественников устойчиво повторяющиеся приёмы успешных изобретений и возможности обучить этой технике всех заинтересованных и способных к обучению. Сейчас его технологией пользуемся и мы, педагоги. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС дошкольного образования.
Основные этапы методики ТРИЗ
1. Поиск сути
Перед детьми ставится проблема (вопрос, который надо решить.) И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.
2. «Тайна двойного». На этом этапе мы выявляем противоречие: хорошо-плохо
Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь
3. Разрешение этих противоречий (при помощи игр и сказок).
Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.
Так же детям можно дать задания для размышления, например:
• Как перенести воду в решете (изменить агрегатное состояние- заморозить воду) ; (ОТВЕЧАЮТ)
Следующая технология – это синквейн.
Синквейн - нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое могут составить абсолютно все. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Детям синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить словарный запас для составления краткого пересказа; помогает развить речь и мышление посредством игрового приема. Составление синквейна используются как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
Придумать пример
МНЕМОТЕХНИКА - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Данная система методов способствует развитию разных видов памяти
(слуховой, зрительной, двигательной, тактильной);
мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.
Активно в работе используются методы наглядного моделирования «Мнемотехника»
Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов. Более того, проведенный мониторинг показал нам эффективность внедрения методов и приёмов Мнемотехники и в познавательной деятельности, и в развитии правильной самооценки детей.
Авторы: Валентина Константиновна Воробъева, разработавшая сенсорно-графические схемы; Татьяна Александровна Ткаченко, автор предметно-схематической модели; Вадим Петрович Глухов, который предложил использование блок-квадратов; Татьяна Васильевна Большева ввела коллаж в «Мнемотехнику», Людмила Николаевна Ефименкова, предложившая схему составления рассказа. На экране представлены основные авторы мнемотаблиц. Вы вполне можете составлять свои.
«Мнемотехника» использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, ёлочка- зелёная. Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам.
Для читающих детей можно предложить запоминание стихов или сказок по ключевым словам.
Лингвистические игры
- «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т. д.).
- «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т. д.).
- «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т. д.).
- «Чем похожи и чем отличаются?» (кит – кот; кот-крот; кот-ток и т. д.).
- «Антидействие» (карандаш – ластик, грязь – вода, дождь – зонт, голод – пища и т. д.).
- «Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, жёлудь – дубом, семечка – подсолнухом и т. д.).
- «Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, стол – деревом и т. д.).
- «Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье и т. д.).
- «Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть и т. д.).
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой
совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Использование лингвистических игр, представленных в этой технологии, позволяет развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Задание для аудитории: назовите полностью пословицу (по 2 данным словам)
Например, уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.
Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.
ЩЕЛЧОК – Семья, душа
ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте
ЩЕЛЧОК – Дом, стены
ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают
ЩЕЛЧОК – Кормит, портит
ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит
ЩЕЛЧОК – Время, час
ЩЕЛЧОК – Делу – время, потехе – час.
Замечательно!
Предлагаю вам выполнить лингвистическое задание.
Каждое слово нужно заменить противоположным по значению и получить название сказки.
ЩЕЛЧОК – Пес без шапки, ЩЕЛЧОК - кот в сапогах
ЩЕЛЧОК – Красные усы, ЩЕЛЧОК – синяя борода
ЩЕЛЧОК – Красивый цыпленок, ЩЕЛЧОК – гадкий утенок
ЩЕЛЧОК – Серебряная курочка, ЩЕЛЧОК – золотой петушок
ЩЕЛЧОК – Черная туфелька, ЩЕЛЧОК – Красная шапочка
ПРАВИЛА ДЛЯ СМЕЛЫХ И УПОРНЫХ ПЕДАГОГОВ:
- Планируйте работу по развитию речи не иногда, не часто, а очень часто.
- Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети.
- Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
- Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.
Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, в частности нашего учреждения. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.