Значение игры в жизни ребенка
Тюрина Елена Олеговна
Игра для ребенка — это источник радости и удовольствия от самопознания. Самостоятельная игровая активность позволяет ребенку создать и воплотить собственный замысел и в конечном счете проявить себя. Важное отличие игры, как свободной деятельности, заключается в том, что это всегда идея, спонтанное действие и проявление себя. Игра лишена принуждения и контроля со стороны взрослых. Она не подчиняется какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Даже если это игра по правилам, итог игры заранее не определен и элемент случайности всегда возможен. Правила игры тоже можно изменить, придумать, уточнить. Такая импровизация становится источником поиска новых замыслов и решений. Благодаря этому в игре проявляется творческое воображение и таланты ребенка. Таким образом игра становится главным средством развития и формирования общих человеческих качеств дошкольника.В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Во многих программах дошкольного образования игра выступает не как самостоятельная детская деятельность, а как средство приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и т.д. Она подменяется игровыми приемами и методами обучения. В режиме дня детских садов на свободную игру фактически не остается времени. Игру используют в дидактических целях, но при этом ее главные, специфические функции отходят на второй план или совсем вытесняются. Сегодня дошкольник не знает традиционных детских игр и не умеет играть. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому - от старших к младшим. Связь детских поколений прервана, разновозрастные детские сообщества - в семье, во дворе, в квартире - встречаются лишь как исключение. Главной причиной отсутствия игры у детей обычно называют недостаток времени.
Дети не умеют содержательно и спокойно играть - они возятся, дерутся, толкаются, перебирают и разбрасывают игрушки - поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей с помощью совместной деятельности в виде дидактических игр, игр малой подвижности, сюжетно-ролевых игр и т.д. При этом воспитатели замечают, что дошкольники не умеют и не хотят играть.
В настоящее время ребенок растет среди взрослых, а взрослые заняты решением жизненных задач и им совсем некогда играть. Многие взрослые не умеют играть или не считают это важным. Стремятся как можно больше научить чему-то ребенка. Устраивают его в различные кружки, на дополнительные занятия, в спортивные секции. Тем самым ребенок растет в пространстве постоянных правил и дисциплины. На всех дополнительных занятиях, как и в детском саду, предлагают освоение чего-то нового с помощью тех же игровых приемов и методов. А использование игровых приемов обучения предполагает инициативу и прямое руководство взрослого. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и т.д. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности. Напротив, ребенок ждет заданий и указаний взрослого и привыкает делать то, что ему скажут. лишая тем самым детей простого общения в форме игры, как таковой. Сейчас телевидение, компьютер и всевозможные гаджеты все больше заменяют детскую творческую деятельность (игру, сказку, рисование, конструктивную деятельность, лепку). Массовая культура и отсутствие контроля со стороны родителей предлагают для дошкольника формы деятельности, которые искажают нормальный ход развития и формирует зависимость от компьютера, телевидения и т.п.
Отсутствие свободной детской игры уже сейчас печально отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Это снижает общую активность дошкольника — познавательную, исследовательскую, двигательную. Наблюдается снижение интересов, любознательности и любопытства. Педагоги и родители отмечают, что дети перестали задавать вопросы. Раньше многие дети к пяти годам становились «почемучками», а теперь, когда им постоянно и преждевременно дают ответы, они не задают вопросы, не прикладывают труда для решения задач. Многие родители, предугадывая действия ребенка, пытаются за него решить ту или иную проблему. Поэтому у детей пропадает мотивация к познанию окружающего мира, они отказываются от усилий самостоятельно найти решение или ответ. Чаще всего не могут сами найти себе занятие, скучают среди игрушек, не могут организовать свою деятельность.
Совместная игра ребёнка с взрослым это не только основное средство развития дошкольника, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дошкольник воспитывается в играх. Выполняя ту или иную роль, он как бы готовит себя к серьезной жизни взрослых. Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми. Играйте с ребенком как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Создавайте ту самую среду, которая поможет ему успешно развиваться: формировать желания, потребности, интеллектуальные качества в соответствии с возрастом ребенка. Вспомните свои детские игры, которые затевали во дворе сами, – так, чтобы впоследствии у дошкольника была возможность при желании вернуться к этим играм, проиграть их самостоятельно с друзьями. Поощряйте ребенка играть самостоятельно. Сопровождайте игру ребенка, не вмешиваясь в его активность и доброжелательно присутствуя рядом. В это время важно не оценивать, не критиковать, не хвалить ребенка, а просто быть рядом – с открытыми глазами, ушами и сердцем. Какой бы странной ни казалась вам игра, в ней есть логика и задачи, которые решает ребенок.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Сухомлинский В.А.