Информационно-практико-ориентированный проект
Хочу учиться в школе!
Стрельникова Ольга Олеговна
АктуальностьВажнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. Именно уровень сформированности предпосылок универсальных учебных действий является важным показателем готовности ребенка к обучению в школе.
Исходя из приоритетного направления регионального уровня по обеспечению положительной динамики качества образовательного процесса актуальным является проведение социопсихологического мониторинга по формированию предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников при переходе к школьному обучению.
Данные социопсихологического мониторинга образовательной среды за предыдущий год, проводимого на базе нашегоГБДОУ, свидетельствуют о наличии проблемной зоны в формировании предпосылок личностных универсальных учебных действий. Выражением личностной готовности к школе является сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей высокую учебно-познавательную мотивацию.
У 26% воспитанников не сформирована «внутренняя позиция школьника», что позволяет прогнозировать неблагоприятный результат успешности дальнейшего школьного обучения и низкую успеваемость.
В связи с этим актуальным стала разработка и реализация информационно-практико-ориентированного проекта «Хочу учиться в школе!» направленного на нивелирование выявленной проблемной зоны.
Цель проекта:
Создать условия для формирования «внутренней позиции школьника» у выпускников ГБДОУ, как основу успешного обучения в школе.
Задачи:
- Формировать у детей правильное представление о школе;
- Способствовать развитию интереса к школе и учебным навыкам;
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами на школьную тематику;
- Знакомить родителей с методами и приемами позитивного настроя детей на «школьную позицию»;
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами, укреплению детско–родительских отношений;
- Научить применять полученные знания в практической деятельности.
Для детей:
- Сформированная «внутренняя позиция школьника», предполагающая развитие высокой учебно-познавательной мотивации у детей проектной группы;
- Накопление большого багажа знаний о школьной жизни;
- Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о школе.
- Повышение компетентности родителей в вопросах формирования учебной мотивации у детей;
- Повышение интереса к совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
- Позитивные изменения в стиле взаимодействия ребенок-родитель.
Образовательные области, охватываемые проектом:
- социализация;
- коммуникация;
- познание;
- чтение художественной литературы;
1. Подобрать диагностический инструментарий
- «Беседа о школе» (модифицированная методика Т.А. Нежновой)
- Проективная методика, рисунок «Моя школа»
3. Проанализировать результаты.
2 этап – подготовительный
1. Предварительная работа: методические подборки занятий для детей, консультаций для родителей, художественной литературы школьной тематики.
2. Составление перспективного плана проекта.
Перспективный план работы с родителями в рамках проекта «Хочу учиться в школе!
Мероприятия | Срок реализации | Исполнители | Результат |
1. Родительское собрание «Как подготовить ребенка к школе» | сентябрь |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Материалы сообщений |
2. Папка-передвижка «Психологическая готовность ребенка к школе» | октябрь |
Педагог-психолог | Материалы сообщений |
4. Стендовая информация «Шпаргалки для родителей будущих первоклассников | декабрь |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Материалы сообщений |
5. Мастер-класс «Играем в школу» | март | Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы, сценарий, анкеты обратной связи |
6. Встреча с учителем начальных классов | апрель |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Материалы сообщений |
7. Фотовыставка «Школьные годы чудесные» |
апрель |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы, сценарий, анкеты обратной связи |
Перспективный план работы с детьми в рамках проекта «Хочу учиться в школе!
Мероприятия | Срок реализации | Исполнители | Результат |
1. Диагностика | сентябрь |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы, аналитическая справка |
2. Экскурсия в школу | октябрь | Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы |
3. «В школу с игрой» (дидактич. и сюжетно-ролевые игры) |
ноябрь |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы |
4. Просмотр фильмов и мультфильмов о школьной жизни. |
декабрь |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы |
5. «Библиотека учителя Ежа» (читаем о школе, выставка книг) |
январь |
Педагог-психолог. Воспитатели группы |
Материалы сообщений |
6. «На пороге школы» (обыгрывание этюдов и проблемных ситуаций на школьную тематику) |
февраль |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы, сценарий |
7. Мастер-класс «Играем в школу» |
март |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы, сценарий |
8. Развлечение «Я хочу в школу!» |
апрель |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Рабочие материалы, сценарий |
9. Контрольная диагностика. |
апрель |
Педагог-психолог Воспитатели группы |
Аналитическая справка, рабочие материалы. |
10. «Как я знакомился со школьной жизнью» (презентация проекта) |
май | Дети, родители, воспитатели группы, педагог-психолог | Фото, видеоматериалы |
Проведение мероприятий в рамках проекта по трем направлениям:
- работа педагогов с детьми;
- работа детей и родителей;
- работа педагогов и родителей.
- Отслеживание динамики и эффективности проведенной работы с помощью заключительной диагностики.
- Кадровые условия:
- создать творческую группу для реализации проекта;
- выбрать в родительский комитет энергичных, инициативных родителей, способных принимать участие в проекте;
- способствовать повышению компетентности педагогов по вопросам формирования учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста.
- Финансово-экономические ресурсы:
- приобрести учебно-методическую литературу, дидактические пособия;
- изыскать средства для технического обеспечения проектной деятельности;
- Материально-технические ресурсы:
- Организационно-методические:
- разработка проекта;
- разработка конспектов организации совместной деятельности.
- Информационные ресурсы:
- Временные сроки: долгосрочный проект (октябрь-май).
- Правовые ресурсы:
Перспективы реализации проекта
Данный проект – готовый методический материал к использованию в работе другими педагогами и с другими детьми
Литература:
Гуткина К. И. «Психологическая готовность к школе» 2000г.
Солдатов Д. В. «Диагностика мотивационной готовности к обучению в школе» 2008г.
Варга А. Я. «Системная семейная терапия» 2001г.
Безруких.М. «Ступеньки к школе» Дрофа 2001г.
Венгер Л. А., Венгер А. Л. «Готов ли ваш ребёнок к школе» М:1989г.
Инбина М. Н. «Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты». 2000г.
Ляшко Т. В. «Через игру к творчеству» 1994г.
Стародубова Н. Г. «Критерии готовности ребёнка к обучению в школе»2001г.