План по самообразованию
Большакова Татьяна Юрьевна,
воспитатель, ГБДОУ детский сад № 58
Калининского района Санкт-Петербурга
Тема: «Художественно-эстетическая деятельность как средство развития творческих способностей, инициативы, самостоятельности у старших дошкольников»воспитатель, ГБДОУ детский сад № 58
Калининского района Санкт-Петербурга
Актуальность:
В системе дошкольного образования происходят кардинальные перемены, она изменяется и совершенствуется. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности. В ФГОС отмечено, что одна из задач художественно – эстетического развития – реализация самостоятельной творческой деятельности.
Таким образом, актуальность проблемы по развитию художественного творчества детей видится в новых инновационных подходах, которые дарят ребенку атмосферу свободного, радостного творчества, возможность экспериментирования с материалом, смелость и неповторимость в изображении. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, выступление, созданный образ, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самореализации в творческой работе.
Цель: Создание условий для развития творческой активности, инициативы, самостоятельности и формирование опыта социальных навыков поведения детей через художественно-эстетическую деятельность.
План работы:
1. Изучение и внедрение современных форм работы, технологий в воспитательно-образовательный процесс.
2. Организация развивающей предметно-пространственной среды для художественно-эстетической деятельности.
3. Систематическое планирование работы с детьми по художественно – эстетическому развитию дошкольников.
4. Обобщение и распространение педагогического опыта.
Предполагаемый результат:
Повышение профессиональной компетенции, помогающей выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога ДОО.
Перспективный план работы над темой самообразования
Этапы | Дата | Задачи (содержание работы) | Пути решения |
Диагностический |
Сентябрь | - выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса | разработка и оформление плана работы саморазвития |
Подготовительный | Октябрь | - изучение научно – методической литературы; [1-9] - изучение современных форм работы, технологий; [1-9] - изучение опыта работы воспитателей, информации по теме посредством интернет сообществ педагогов [10] |
- изучение методической литературы по теме (см. список литературы); - изучение статей педагогов по данной теме в журналах «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду» и др - отбор практического и наглядного материала для успешной реализации - использование личного опыта работы по теме |
Практический | Ноябрь – Май |
- отражение работы по художественно – эстетическому развитию с дошкольниками в «Рабочей программе воспитателя» и календарном планировании педагогов. - постановки детских спектаклей «Снежная Королева», «Золотой ключик». - мастер-классы для родителей: «Игрушка мамиными руками», «Маска, я тебя знаю!», «Я и мама – кулинары». - праздничный вечер «Мама любимая, мама моя», «Папа, мама, я – спортивная семья» - участие детей в конкурсах творческого мастерства района, города. - изготовление тематических альбомов, книжек-малышек (совместное творчество «Дети-родители-педагоги») |
- планирование работы по художественно – эстетическому развитию с дошкольниками; - организация РППС; - распространение опыта в ДОУ, в районе. - консультации, беседы, информации (стендовые и на сайте ДОУ) для родителей. - взаимодействие с семьями воспитанников. |
Обобщающий | Май | - систематизация и обобщение накопленного опыта работы; - оформление результатов работы по теме |
- проведение мониторинга по выявлению знаний детей; - трансляция педагогического опыта в профессиональных сообществах; - выступление по итогам работы и обмену опытом |
Список литературы
1. А.А. Грибовская «Народное искусство и детское творчество», М.: Просвещение, 2006.
2. О.В. Дыбина «Творим, изменяем, преобразуем», М.: ТЦ «Сфера», 2002.
3. Р.Г. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники), М. : «Сфера», 2006.
4. И.М. Петрова «Театр на столе», Детство-пресс, 2009.
5. М.Д. Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», М.: «Сфера», 2009.
6. Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в детском саду», М: «Школьная пресса», 2000.
7. Н.А. Уликова «Словом душа растет», I-VII часть , СПб, 1994-1996.
8. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность», М.: «Сфера», 2006.
9. О.Л. Князева, М.Д. Махенева «Приобщение детей у истокам русской народной культуры», СПб, Детство-пресс, 2004.
10. Интернет ресурсы: ext.spb.ru, doshkolnik.ru, doshkolenik.ru, nsportal.ru, maam.ru и др.