Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы

Амелина Евгения Дмитриевна
     Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, заведующих, специалистов, родителей - их отношения к самим себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. Конфликты между взрослыми – воспитателями, родителями, коллегами, работающими в детском учреждении. Можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения.
«Пассивный родитель» (он следует внутренней позиции; обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.)
«Избегающий проблем» (такой родитель словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты, советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники.)
«Агрессивно-недовольный» (родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку.)
«Надменный интеллектуал» (родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка)
За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.
      К сожалению, в этих случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка. Родители, избегающие проблем ребенка, втайне надеются уйти от ответственности за своего малыша, не уделяют ему достаточно внимания, но требуют, чтобы это сделали за них другие.
В группах  ДОУ есть немало в целом нормальных детей со специфическими трудностями в поведении, которые требуют от воспитателя специальных навыков работы. Это дети с энурезом, плохо адаптирующиеся к условиям пребывания в группе, гиперактивные и т.д. Проблемы детей поведенческими нарушениями – это особый разговор и «головная боль» педагога. Но также это может быть источником конфликта воспитателя, других специалистов ДОУ с родителями, если у взрослых недостаточно сформированы навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях. Если конфликт все же разгорелся, то могут пострадать не только дети, но и взрослые.
       Таким образом, несогласованноть в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя.
Мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, детском учреждении, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей.
Вместо этого делается большой упор на образовательные, учебные моменты во взаимодействии с ребенком в ДОУ, да и во многих семьях тоже. Таким образом взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.
      Создание психологических комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, участвующих в процессе, без понимания роли эмоций для взаимодействия с ребенком и развития его природного потенциала, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционального комфортного общения как между самим взрослым, так и между взрослыми и детьми.
        И в завершении можно сказать,чтобы обеспечить действительно комфортное, развивающие условия для ребенка в детском учреждении, необходимо полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, а не только представления взрослых о том, чего хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Это на самом деле гораздо труднее для педагога, так как требует от него самого большей раскованности, творчества, смелости, доверия к ребенку, его родителям, коллегам по работе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»