Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы
Амелина Евгения Дмитриевна
Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, заведующих, специалистов, родителей - их отношения к самим себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. Конфликты между взрослыми – воспитателями, родителями, коллегами, работающими в детском учреждении. Можно выделить такие часто встречающиеся типы родительского отношения.
«Пассивный родитель» (он следует внутренней позиции; обычно это дети, лишенные теплого эмоционального контакта со своими родителями.)
«Избегающий проблем» (такой родитель словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты, советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники.)
«Агрессивно-недовольный» (родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку.)
«Надменный интеллектуал» (родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка)
За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.
К сожалению, в этих случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка. Родители, избегающие проблем ребенка, втайне надеются уйти от ответственности за своего малыша, не уделяют ему достаточно внимания, но требуют, чтобы это сделали за них другие.
«Избегающий проблем» (такой родитель словно поставил перед собой цель убедить всех и себя в том числе, что с ним и его ребенком «все в порядке», даже если специалисты, советуют обратиться по поводу состояния ребенка в специальные клиники.)
«Агрессивно-недовольный» (родитель, постоянно критикующий действия воспитателей по отношению к своему ребенку.)
«Надменный интеллектуал» (родитель, считающий свое мнение выше мнения воспитателя, специалиста, если информация о ребенке задевает болезненные струны и требует пересмотра своей роли в воспитании ребенка)
За всеми этими типами поведения родителей на самом деле скрывается уязвимость взрослого, нередко холодность по отношению к ребенку, непонимание детских проблем, растерянность, боязнь раскрыть свои истинные чувства, разрушить свои стереотипы.
К сожалению, в этих случаях также страдают дети, которые не могут получить адекватной помощи до тех пор, пока родители не изменят отношения к проблемам своего ребенка. Родители, избегающие проблем ребенка, втайне надеются уйти от ответственности за своего малыша, не уделяют ему достаточно внимания, но требуют, чтобы это сделали за них другие.
В группах ДОУ есть немало в целом нормальных детей со специфическими трудностями в поведении, которые требуют от воспитателя специальных навыков работы. Это дети с энурезом, плохо адаптирующиеся к условиям пребывания в группе, гиперактивные и т.д. Проблемы детей поведенческими нарушениями – это особый разговор и «головная боль» педагога. Но также это может быть источником конфликта воспитателя, других специалистов ДОУ с родителями, если у взрослых недостаточно сформированы навыки конструктивного общения в конфликтных ситуациях. Если конфликт все же разгорелся, то могут пострадать не только дети, но и взрослые.
Таким образом, несогласованноть в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя.
Мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, детском учреждении, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей.
Таким образом, несогласованноть в действиях педагога и родителей может быть одной из причин дезадаптации ребенка в саду, неэффективности педагогических воздействий воспитателя.
Мы сталкиваемся с тем, что взрослые, которые непосредственно общаются с ребенком в семье, детском учреждении, недостаточно полно представляют себе особенности эмоциональной жизни детей, недооценивают значение детских переживаний для общего психического и даже интеллектуального развития детей.
Вместо этого делается большой упор на образовательные, учебные моменты во взаимодействии с ребенком в ДОУ, да и во многих семьях тоже. Таким образом взрослые пытаются развивать детское мышление в отрыве от детских эмоций, что на самом деле тормозит развитие обеих этих сфер.
Создание психологических комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, участвующих в процессе, без понимания роли эмоций для взаимодействия с ребенком и развития его природного потенциала, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционального комфортного общения как между самим взрослым, так и между взрослыми и детьми.
И в завершении можно сказать,чтобы обеспечить действительно комфортное, развивающие условия для ребенка в детском учреждении, необходимо полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, а не только представления взрослых о том, чего хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Это на самом деле гораздо труднее для педагога, так как требует от него самого большей раскованности, творчества, смелости, доверия к ребенку, его родителям, коллегам по работе.
Создание психологических комфортных, развивающих условий для ребенка в ДОУ невозможно без профессионального и личностного роста взрослых, участвующих в процессе, без понимания роли эмоций для взаимодействия с ребенком и развития его природного потенциала, без обучения специальным навыкам доверительного, эмоционального комфортного общения как между самим взрослым, так и между взрослыми и детьми.
И в завершении можно сказать,чтобы обеспечить действительно комфортное, развивающие условия для ребенка в детском учреждении, необходимо полное, адекватное представление об эмоциональной сфере ребенка, его истинных потребностях, а не только представления взрослых о том, чего хочет ребенок, что ему полезно, а что вредно. Это на самом деле гораздо труднее для педагога, так как требует от него самого большей раскованности, творчества, смелости, доверия к ребенку, его родителям, коллегам по работе.