Проект по формированию элементарных математических представлений воспитанников старшей группы
Волшебные палочки
Драчева Ольга Сергеевна
Актуальность проектаМатематика входит в жизнь ребѐнка с момента рождения. Ребѐнок растѐт, и каждый
день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название
величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их
свойств и много другой математической информации. Если с самого начала
предоставить ребѐнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней,
увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное,
тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство
владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, ее понятиями нужно
осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной
жизни детей.
Развитие математического мышление – умение сравнивать, систематизировать,
классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла
личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к
ребенку и его развитию.
Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки
Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают
все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши,
Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже
знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно.
Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X.
Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в
работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами
школы. Палочки Кюизенера называют ещѐ цветными палочками, цветными числами,
счетными палочками.
Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто
посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом –
по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек,
небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.
Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные
упражнения чередовать с коллективными.
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию
интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить
цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование,
освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых
дошкольнику для освоения новых знаний.
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к
математике посредством использования палочек Кюизенера
Задачи:
1. Формирование математического мышления; развитие творческого воображения;
воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
2. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.
3. Развитие умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы:
«Какой? Который? Сколько?»
4. Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
5. Закрепление умения делить целое на равные части; умение измерять с помощью
условной мерки.
6. Закрепление названий геометрических фигур (четырехугольники, многоугольники).
7. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
8. Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в
пространстве
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности 5-6 лет, педагоги
группы, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца).
Формы организации проекта:
1. НОД (ФЕМП, конструирование)
2. Консультации.
3. КВН.
4. Открытые занятия.
5. Родительское собрание.
6. Индивидуальная работа.
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по вопросу.
Разработка план – графика раелизуемого проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта по внедрению технологии.
Накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
II ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по использованию
палочек Кюизенера.
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Мониторинг математического развития детей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
1. Развитие познавательных способностей, повышение познавательного интереса к
математике.
2. Повышение педагогической компетенции воспитателей, родителей в математическом
развитии дошкольников.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по
созданию благоприятных условий для математического развития.
Основные задачи на начальном этапе работы с родителями:
1. Формировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
2. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в
осуществлении данного проекта.
ПЛАН - ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
январь | 1. «Улица разноцветных палочек». Цель: познакомить детей с принципом окраски палочек - «цветные семейки»; познакомить с соотношением «цвет-длина-число»; развивать внимание, логическое мышление, воображение, фантазию. 2. «Ковѐр – самолѐт». Цель: учить детей анализировать расположение предметов в пространстве; закрепить порядковый счѐт; учить выкладывать цифровой ряд с помощью цветных палочек. 3. «Путешествие с цветными палочками». Цель: продолжать с детьми закреплять счѐт в пределах 10 - прямой и обратный и порядковый; продолжать осваивать состав числа 3. 4. «Магазин игрушек». Цель: продолжать упражнять в счѐте в пределах 10; закрепить состав числа 3. 5. «Кто где живѐт». Цель: закрепить знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел; развивать образное мышление; развивать умение выявлять наличие нескольких признаков (цвет, величину). 6. «Игра с Винни – Пухом» Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах; закрепить знания детей об образовании числа 6; развивать логическое мышление, память, внимание, речь. 7. Игровое упражнение «Поезда». Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 7; упражнять в количественном счѐте в пределах 7, в упорядочивании палочек по длине, в различении цифр, цвета; развивать умение мыслить, рассуждать. 8. «Домашние животные». Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 8; учить составлять числа и зависимость между числом и количеством; воспитывать аккуратность во время выполнения заданий. 9.«Путешествие на поезде». Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 9; упражнять детей в количественном и порядковом счѐте до 9. 10.«Найди дом для палочек». Цель: совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами; упражнять в счѐте в пределах 10; развивать память, логическое мышление. |
Февраль | 1. Игра «Дополни». Цель: упражнять в счѐте в пределах 10; учить сравнивать рядом стоящие числа; закрепить знания о составе числа; развивать внимание, мышление. 2. «Измерь дорожку шагами». Цель: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать еѐ самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 3. «Узнай длину ленточки». Цель: учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и результатом измерения; продолжать развивать зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать еѐ самостоятельно. 4.«По порядку становись». Цель: закрепить с детьми счѐт в пределах 10; упражнять в прямом и обратном счѐте; развивать умение находить место числу в числовом ряде; развивать внимание, мышление, память. 5. «Что пропустили?» Цель: закрепить с детьми прямой и обратный счѐт; совершенствовать знания детей о закономерностях палочек Кюизенера; развивать внимание, память, логическое мышление. 6. «Палочки можно складывать». Цель: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); развивать количественные представления детей; учить детей находить полоски, по сумме равные двум данным. 7. «Палочки – считалочки». Цель: учить детей выполнять арифметические действия на сложение; учить детей моделировать с помощью палочек Кюизенера; упражнять детей в обозначении результата сложения числом; развивать внимание, память, мышление. 8. «Палочки можно вычитать». Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»); развивать количественные представления детей; учить детей находить разность чисел. 9.«Разведчики». Цель: развивать умение детей работать с палочками Кюизенера; упражнять в выполнении арифметических действий» развивать навыки сложения и вычитания чисел; совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой. |
март | 1. Логические задачи на цветовую последовательность. Цель: учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации; учить детей понимать предложенную задачу и решать еѐ самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки. 2. «Больше – меньше». Цель: закреплять понимание отношений между числами натурального ряда; познакомить и научить пользоваться знаками «больше», «меньше»» совершенствовать знания детей о палочках Кюизенера. 3. «Дорога к дому» Цель: закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади. 4. «У кого больше» Цель: закреплять названия геометрической фигуры «треугольник»; учить составлять фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине; развивать воображение. 5.«Стулья для семьи» Цель: учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результата сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше); закреплять умение различать порядковый и количественный счѐт, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счѐту; составлять числа из единиц (один, ещѐ один, ещѐ один). 6. «Строительство домов» Цель: учить детей моделировать предметы из четырѐх палочек одной длинны; сравнивать предметы по высоте; упражнять в счѐте; в различении количественного и порядкового счѐта, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счѐту?» 7. «Разноцветные флажки» Цель: закреплять названия геометрических фигур; упражнять детей в счѐте, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счѐту?» 8. «Кораблик» Цель: упражнять детей в измерении с помощью условной мерки; закреплять умение находить соответствие цвета с числом; упражнять в счѐте, моделировании по замыслу. 9.«Твой любимый цветок» Цель: учить находить в изображаемой конструкции определѐнное сходство с выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине; упражнять в счѐте; умении отсчитывать меньшее количество из большего. 10. «Пересаживаем комнатные цветы» Цель: развивать у детей способность моделировать предметы по словесной инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости. |
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Р. Л. Непомнящая «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в
дошкольном возрасте»
2. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера»
3. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?»
4. И.Н. Смолякова «Картотека Дидактических игр и упражнений по
предматематическому развитию дошкольников».