Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект по формированию элементарных математических представлений воспитанников старшей группы

Волшебные палочки

Драчева Ольга Сергеевна
Актуальность проекта
Математика входит в жизнь ребѐнка с момента рождения. Ребѐнок растѐт, и каждый
день слышит много для себя нового, в частности: слова, обозначающие количество, название
величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их
свойств и много другой математической информации. Если с самого начала
предоставить ребѐнку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней,
увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное,
тогда позже, в школе, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство
владения предметом, интерес к нему. Знакомство с математикой, ее понятиями нужно
осуществлять с помощью пособий в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной
жизни детей.
Развитие математического мышление – умение сравнивать, систематизировать,
классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла
личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к
ребенку и его развитию.
Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки
Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают
все большее место. Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах Польши,
Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим отечественным педагогам они тоже
знакомы, но в практической работе с детьми используются еще недостаточно.
Этот дидактический материал, разработан бельгийским математиком X.
Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в
работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами
школы. Палочки Кюизенера называют ещѐ цветными палочками, цветными числами,
счетными палочками.
Работать с палочками Кюизенера совсем не сложно! Можно начать с того, что просто
посмотреть с ребенком палочки, попробовать вначале разделить их все по цветам. А потом –
по длине. Повыкладывать различные фигурки, и, конечно, посчитать!
Упражняться с палочками дети могут индивидуально или по нескольку человек,
небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа со всеми детьми.
Занятие с палочками рекомендуется проводить систематически, индивидуальные
упражнения чередовать с коллективными.
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию
интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить
цель и добиваться результата. Размышления, догадки, выводы, обобщение, абстрагирование,
освоение математической терминологии - это далеко не весь перечень качеств, необходимых
дошкольнику для освоения новых знаний.
Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к
математике посредством использования палочек Кюизенера
Задачи:
1. Формирование математического мышления; развитие творческого воображения;
воспитание настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
2. Знакомство с образованием чисел в пределах 10 на основе измерения и цвета.
3. Развитие умения различать количественный и порядковый счет, отвечать на вопросы:
«Какой? Который? Сколько?»
4. Закрепление представлений о составе числа из единиц и из двух меньших чисел.
5. Закрепление умения делить целое на равные части; умение измерять с помощью
условной мерки.
6. Закрепление названий геометрических фигур (четырехугольники, многоугольники).
7. Формирование представлений об изменчивости пространственных отношений.
8. Закрепление умения обозначать словами месторасположение предметов в
пространстве
Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности 5-6 лет, педагоги
группы, родители воспитанников.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца).
Формы организации проекта:
1. НОД (ФЕМП, конструирование)
2. Консультации.
3. КВН.
4. Открытые занятия.
5. Родительское собрание.
6. Индивидуальная работа.

I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по вопросу.
Разработка план – графика раелизуемого проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта по внедрению технологии.
Накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

II ЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по использованию
палочек Кюизенера.

III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Мониторинг математического развития детей

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА:
1. Развитие познавательных способностей, повышение познавательного интереса к
математике.
2. Повышение педагогической компетенции воспитателей, родителей в математическом
развитии дошкольников.
Работа с родителями
Взаимодействие с родителями – одно из важнейших направлений в нашей работе по
созданию благоприятных условий для математического развития.
Основные задачи на начальном этапе работы с родителями:
1. Формировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
2. Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в
осуществлении данного проекта.


ПЛАН - ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 
январь    1. «Улица разноцветных палочек».
Цель: познакомить детей с принципом окраски палочек - «цветные семейки»;
познакомить с соотношением «цвет-длина-число»; развивать внимание, логическое
мышление, воображение, фантазию.
2. «Ковѐр – самолѐт».
Цель: учить детей анализировать расположение предметов в пространстве; закрепить
порядковый счѐт; учить выкладывать цифровой ряд с помощью цветных палочек.
3. «Путешествие с цветными палочками».
Цель: продолжать с детьми закреплять счѐт в пределах 10 - прямой и обратный и
порядковый; продолжать осваивать состав числа 3.
4. «Магазин игрушек».
Цель: продолжать упражнять в счѐте в пределах 10; закрепить состав числа 3.
5. «Кто где живѐт».
Цель: закрепить знания детей о составе числа 5 из единиц и двух меньших чисел;
развивать образное мышление; развивать умение выявлять наличие нескольких
признаков (цвет, величину).
6. «Игра с Винни – Пухом»
Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах; закрепить знания детей об
образовании числа 6; развивать логическое мышление, память, внимание, речь.
7. Игровое упражнение «Поезда».
Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 7; упражнять в количественном
счѐте в пределах 7, в упорядочивании палочек по длине, в различении цифр, цвета;
развивать умение мыслить, рассуждать.
8. «Домашние животные».
Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 8; учить составлять числа и
зависимость между числом и количеством; воспитывать аккуратность во время
выполнения заданий.
9.«Путешествие на поезде».
Цель: закрепить знаний детей об образовании числа 9; упражнять детей в
количественном и порядковом счѐте до 9.
10.«Найди дом для палочек».
Цель: совершенствовать умения детей соотносить цветные числа с цифрами;
упражнять в счѐте в пределах 10; развивать память, логическое мышление.
Февраль 1. Игра «Дополни».
Цель: упражнять в счѐте в пределах 10; учить сравнивать рядом стоящие числа;
закрепить знания о составе числа; развивать внимание, мышление.
2. «Измерь дорожку шагами».
Цель: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать у
детей зрительный глазомер; учить детей понимать поставленную задачу и решать еѐ
самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
3. «Узнай длину ленточки».
Цель: учить детей находить связь между длиной предмета, размером мерки и
результатом измерения; продолжать развивать зрительный глазомер; учить детей
понимать поставленную задачу и решать еѐ самостоятельно.
4.«По порядку становись».
Цель: закрепить с детьми счѐт в пределах 10; упражнять в прямом и обратном счѐте;
развивать умение находить место числу в числовом ряде; развивать внимание,
мышление, память.
5. «Что пропустили?»
Цель: закрепить с детьми прямой и обратный счѐт; совершенствовать знания детей о
закономерностях палочек Кюизенера; развивать внимание, память, логическое
мышление.
6. «Палочки можно складывать».
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево», «направо»);
развивать количественные представления детей; учить детей находить полоски, по
сумме равные двум данным.
7. «Палочки – считалочки».
Цель: учить детей выполнять арифметические действия на сложение; учить детей
моделировать с помощью палочек Кюизенера; упражнять детей в обозначении
результата сложения числом; развивать внимание, память, мышление.
8. «Палочки можно вычитать».
Цель: продолжать учить детей ориентироваться в пространстве (понятия «налево»,
«направо»); развивать количественные представления детей; учить детей находить
разность чисел.
9.«Разведчики».
Цель: развивать умение детей работать с палочками Кюизенера; упражнять в
выполнении арифметических действий» развивать навыки сложения и вычитания
чисел; совершенствовать умения детей работать с карточкой – схемой.

 
март      1. Логические задачи на цветовую последовательность.
Цель: учить детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой
информации; учить детей понимать предложенную задачу и решать еѐ
самостоятельно; формировать у детей навык самоконтроля и самооценки.
2. «Больше – меньше».
Цель: закреплять понимание отношений между числами натурального ряда;
познакомить и научить пользоваться знаками «больше», «меньше»» совершенствовать
знания детей о палочках Кюизенера.
3. «Дорога к дому»
Цель: закреплять умение измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в
пространстве на ограниченной площади.
4. «У кого больше»
Цель: закреплять названия геометрической фигуры «треугольник»; учить составлять
фигуру из палочек, сравнивать фигуры по величине; развивать воображение.
5.«Стулья для семьи»
Цель: учить сравнивать предметы по величине; обозначать словами результата
сравнения (выше-ниже, шире-уже, больше-меньше); закреплять умение различать
порядковый и количественный счѐт, правильно отвечать на вопросы: сколько,
который по счѐту; составлять числа из единиц (один, ещѐ один, ещѐ один).
6. «Строительство домов»
Цель: учить детей моделировать предметы из четырѐх палочек одной длинны;
сравнивать предметы по высоте; упражнять в счѐте; в различении количественного и
порядкового счѐта, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счѐту?»
7. «Разноцветные флажки»
Цель: закреплять названия геометрических фигур; упражнять детей в счѐте, умении
отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счѐту?»
8. «Кораблик»
Цель: упражнять детей в измерении с помощью условной мерки; закреплять умение
находить соответствие цвета с числом; упражнять в счѐте, моделировании по замыслу.
9.«Твой любимый цветок»
Цель: учить находить в изображаемой конструкции определѐнное сходство с
выбранным цветком (в строении, пропорциях частей); сравнивать предметы по длине;
упражнять в счѐте; умении отсчитывать меньшее количество из большего.
10. «Пересаживаем комнатные цветы»
Цель: развивать у детей способность моделировать предметы по словесной
инструкции; соотносить величину предметов; ориентироваться на плоскости.


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Р. Л. Непомнящая «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики в
дошкольном возрасте»
2. В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками
Кюизенера»
3. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?»
4. И.Н. Смолякова «Картотека Дидактических игр и упражнений по
предматематическому развитию дошкольников».

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»