Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста
Серкина Елена Владимировна
Дидактическая игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, развивается. В современной педагогике существует множество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. В дидактических играх перед детьми ставятся разные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Эти игры дают возможность обучать детей разным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач.Для детей-дошкольников игра является ведущей деятельностью, благодаря которой они полноценно развиваются.
Дидактические игры сложны тем, что являются одновременно игрой, средством обучения и всестороннего развития ребенка. В процессе такой игры у малыша развиваются все психические процессы и формируются личностные особенности. В игре ребенок получает не только новые знания, но также обобщает и закрепляет их.
Дидактические игры, позволяют:
- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
- Формировать связную речь;
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
Виды дидактических игр:
1. Игры с предметами (игрушками). Игры с предметами доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомится с ними.
2. Настольно-печатные игры. Настольно – печатные игры, основаны на принципе наглядности, в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами
3. Словесные игры. Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные рассуждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на рассуждения других, замечать логические ошибки. Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро и четко формулировать свои мысли, применять знания.
Таким образом, дидактические игры занимают большое место в работе дошкольных учреждений. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует обратить внимание на присутствие в занятиях элементов отгадывания .поиска, сюрпризности,
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр.