Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Экономическое воспитание детей в старшем дошкольном
возрасте посредством игровой деятельности

Литвиненко Полина Андреевна
В современном мире большое внимание стало уделяться проблемам экономического образования, воспитания, формирования экономического мышления подрастающего поколения. Проблема экономического воспитания детей началась рассматриваться уже давно выдающимися мыслителями прошлых лет, такими, как: Конфуций, Демокрит, Антисфен, Аристотель, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци и другими. Современные педагоги: Аменд А.Ф., Сасова И.А., Е.А. Курак, А.Д. Шатова, А.А. Смоленцева, Е.В. Козлова, Н.Л. Беляева в своих научных трудах различают понятия «экономическое воспитание», «экономическое образование». Под «экономическим воспитанием» предполагают, прежде всего, формирование заинтересованного отношения у детей к экономическим знаниям, умениям, к труду взрослых и его результатам, ко времени, к природной среде, к денежным средствам, а также воспитание нравственно-экономических качеств личности (трудолюбие, бережливость, экономность, самостоятельность, ответственность, расчетливость, активность). «Экономическое образование» - это педагогический адаптированный социальный опыт человечества в области экономики, который включает в себя определенную систему знаний, способов деятельности, опыт их осуществления, культуру общения в процессе экономической деятельности, выработку экономического мировоззрения, утверждают в своих научных трудах современные педагоги. Основой экономического образования является экономическая деятельность, которая представляет собой способ участия в экономической жизни общества и включает экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления материальных благ. Экономическая жизнь – это базисная сфера жизнедеятельности общества, которая обусловливает функционирование всей системы образования в целом, посредствам трудовой и экономической деятельности. Современные подходы в области экономического образования и экономического воспитания позволяют, по мнению современных педагогов, определить финансовую грамотность и экономические представления у детей, под которыми понимается интегративное качество личности, включающее определенную систему знаний, адаптированный социальный опыт человечества в области экономики (хозяйствование, экономика и организация производства, формирование у детей экономических умений и навыков финансового расчета, экономического анализа, навыков рациональной организации труда, воспитание уважения к труду взрослых, бережливого отношения ко всем видам собственности, а также формирование умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения, воспитание убеждения в том, что личный добросовестный труд является средством удовлетворения своих потребностей). Организация работы по экономическому образованию детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС может осуществляться как приоритетная часть, формируемая участниками образовательного процесса в ДОУ и представляет собой целостную систему. Одним из условий успешного формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды. В соответствии с ФГОС ДО - это условие можно реализовать в совместной деятельности взрослых и детей в рамках освоения образовательных областей и режимных моментов, а также в самостоятельной деятельности детей, в условиях созданной педагогами мотивирующей предметно-развивающей среды, позволяющей детям взаимодействовать со сверстниками и действовать индивидуально. Мною был разработан долгосрочный (годовой) исследовательский проект по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, на тему «Тропинка в экономику». Проект направлен на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства. Проект по экономическому воспитанию включает следующую информацию: актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость, цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта, сроки и этапы реализации проекта, управление и обеспечение проекта, ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта, планируемые мероприятия в рамках проекта, заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта. Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет. Экономическое воспитание дошкольников - относительно новое направление дошкольной педагогики. В последние десятилетия встал вопрос о том, что любой современный человек должен обладать деловыми качествами. Эти требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной уже применительно к дошкольному возрасту, так как ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими понятиями как деньги, вещи, труд, стоимость. Он узнает, что такое «мое», « твое», « наше», « цена» и пр. Главная проблема – это помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями, через игровую деятельность детей. Основные идеи проекта: Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей. Деньги – универсальное и удобное средство обмена. Заработная плата – цена работы по производству товаров. Цена – количество денег, которые люди платят за товар. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению. Одной из задач экономического воспитания дошкольников на современном этапе является формирование основ экономической культуры, что подчеркивает взаимосвязь экономического и нравственного воспитания. Анализ психолого – педагогических исследований показывает, что данная проблема недостаточно изучена. Наряду с усвоением основных экономических понятий происходит формирование нравственных качеств дошкольников, что находит выражение в поступках и поведении. Задачи: Формировать основы экономической культуры у детей-дошкольников. Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности. Совершенствовать коммуникативные качества детей. Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий. Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и пр.). В проект входит: Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Тропинка в экономику». Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. Реализация проектных мероприятий. Презентация сказки экономической направленности «Тропинка в экономику" По завершению проектных мероприятий дети могут: Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.). Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности. Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека. Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии: Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах. Итог проекта: Сформированы начальные представления детей о деньгах, способах их зарабатывания, о трудовых профессиях, рекламе, бизнесе, потребностях и возможностях людей. Сформированы умения входить в роль продавца, предпринимателя, бизнесмена, правильно пользоваться деньгами. Получили представления о том, что зарплата – это плата за труд. Научились понимать, что расходы должны соответствовать доходам семьи Осознавать, что сбережения семьи – это средства, которые скопились в семье и могут быть использованы по необходимости. Вывод. Организуя образовательный процесс совместно с игровой деятельностью в старшем дошкольном возрасте, направленный на экономическое развитие, тем самым помогаем детям удовлетворить их экономическую любознательность, не утонуть в потоке экономической информации, не растеряться, устоять и найти свое место в жизни, когда станут взрослыми. Процесс формирования экономической компетенции осуществляется различными методами, т.е. системой последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающего и обучающихся, направленной на достижение поставленных учебно-познавательных задач. Эффективность освоения любого вида деятельности зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более успешно, дает более качественные результаты, если у ребенка имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желания действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. При выборе методов и приемов работы необходимо учитывать ряд факторов: цели, задачи, содержание формируемых экономических представлений на данном этапе, возрастные и индивидуальные особенности детей, наличие необходимых дидактических средств, личное отношение педагога к тем или иным методам, конкретные условия и другое.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»