Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Малые формы фольклора как средство формирования
музыкальных способностей детей четвертого года жизни

Коновалова Яна Сергеевна

В настоящее время разработан и утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,где одной из образовательных областей является художественно-эстетическая.Куда в свою очередь включено и музыкальное развитие детей-дошкольников.
В соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования,реализуемой в дошкольных учреждениях,основная задача музыкального образования дошкольников состоит в развитиимузыкальных способностей детей. Россия конца XX – начала XXI веков переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, подавляет у детей желание проявить себя творчески. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику элементы народной мудрости, народной педагогики. Исследователи считают, что обращение к фольклору для формирования музыкальных способностей детей дошкольного возраста. следует начинать с самого раннего детства.
Подходы к проблеме развития способностей у детей разрабатывались психологами и педагогами: Гилфордом Д., Выготским Л.С., Тепловым Б.М. Психолого-педагогическую теорию деятельности развивали Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.. Вопросами теории музыкального обучения и воспитания занимались Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.

Проблема приобщения детей к фольклорным традициям изучена недостаточно. Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:

1. потенциальными возможностями детей в проявлении музыкальных способностей и невозможностью их реализации на практике;

2. большим развивающим потенциалом фольклора ограниченным его использованием в практике работы с детьми.

Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: «Малые формы фольклора как средство формирования музыкальных способностей детей 4 год жизни».
К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее). Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. Причина подобной долговечности лежит в самой природе фольклора. Одна из его отличительных черт состоит в том, что фольклор является не столько искусством, сколько частью самой жизни народа. С древнейших времен музыка сопутствовала человеку, была для него естественной необходимостью, формой его выражения. Народная музыка создавалась не для слушанья, она жила в действии: игре, обряде, в шествии, в труде. Именно потому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительная жанровое многообразие песенного и инструментального фольклора.
В конце XVIII века начинает развиваться светское искусство, и фольклор постепенно входит в русскую музыку и литературу. Народная музыка не только не запрещается, но и активно входит в жизнь. Так, императрица Елизавета Петровна на официальных торжествах увеселялась со своим двором крестьянскими песнями, хороводами, народными играми. Эту традицию продолжила Екатерина II. Кроме исполнения народного фольклора при дворе делаются попытки стилизации народных песен “на иноземный

лад”, то есть песню приспособляют так, чтобы она могла бытовать в городе, в условиях европейской музыкальной культуры.

Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку. В его школе наряду с русским языком и литературой прививались и всячески поддерживались навыки пения и импровизации народных песен в одноголосном и многоголосном вариантах, широко использовались народные песни, сказки, пословицы и поговорки.

Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание

программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

Итак, образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:

· развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

· становление эстетического отношения к окружающему миру;

· формирование элементарных представлений о видах искусства;

· восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.

Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в том числе - звучании, ритме, темпе 

Таким образом, великие мысли русских просветителей остаются весьма актуальны и в наши дни. По-новому стоит проблема подготовки детей к жизни в условиях реальных возможностей благотворных перемен в педагогике, культуре, искусстве. В эпоху высвобождения духовных начал народа,

возрождения и передачи сохранившихся до наших дней ценностей традиционных народных культур, в первую очередь – подрастающему поколению
 

Детский музыкальный фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Прибаутки, пестушки, потешки, колыбельные песни играют огромную роль в духовном развитии человека, в его эстетическом воспитании. Они трогают его сердце, питают любовь к своей земле и своему народу. М.Е. Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркале. Заглянуть в это зеркало – большая радость. И печален жребий того, кому не дано её испытать.

Собирание и изучение музыкального фольклора на протяжении XIX-XX веков велась довольно интенсивно, но теоретическая база и классификация начали складываться значительно позднее. Вплоть до советского времени никто из исследователей даже не пытался осмыслить предмет во всем объеме. Большое значение музыкальному фольклору было уделено уже в 1918 году в непериодическом издании «Игра», в котором ему отводилось первостепенное место. Десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали детское творчество. По научному уровню публикаций, исследований выделяются труды Чуковского К.И., Капицы О.И., Виноградова Г.С., Аникина В.П.

В детском фольклоре можно выделить фольклор взрослых, предназначенный для детей. К этой группе относятся всевозможные колыбельные, пестушки, прибаутки, потешки и т.д. Отдельную группу образует самостоятельное творчество детей. Сюда можно отнести заклички, считалки, молчанки, дразнилки, поддёвки.

Следующая классификация опирается на открытия Виноградова Г.С., Капицы О.И., Науменко Г.

1. Календарный фольклор.

2. Потешный фольклор.

3. Игровой фольклор.

 

 

 

Календарный фольклор.

В календарный фольклор входят произведения, связанные у детей с природой, календарными датами или произведения, имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор – заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны только с природой.

Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь, порой до высот истинной поэзии.

В детском календарном фольклоре широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки. (Примеры см в приложении 1)

К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение “ее деток”, которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр – приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям.

Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми.

Потешный фольклор

Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод.

Небылицы – особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений – основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и несовпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении

подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции.

«Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть –

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Кто-то на небо взглянул –

Там землетрясение,

Отчего-то кот чихнул –

Завтра воскресенье.

Чики, чики, чикалочки!

Едет гусь на палочке,

Уточка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

 

 

 

Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы.

«Антошка – картошка,

Соломенная ножка,

Сам с ноготок,

Голова с локоток».

«Борька косой

Поехал по соль,

Соли не купил,

А кобылу утопил»…

«Валя, Валя, простота

Кислая капуста!

Съела мышку без хвоста

И сказала: «Вкусно».

Прибаутки – короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные ска

зочки.

«Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капустку нашёл –

Сидит грызёт.

Ай, кто-то идёт»!

 

«Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку

И упала в ямку – бух.

Раздавила сорок мух».

 

Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя – медя, муха – комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям – игре на дудочке (ай – ду – ду), щебету птиц (чики – чики – чикалочки), ударам колокола (дон – дон, дили – бом)

Игровой фольклор.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. “Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения

Науменко Г. разделил игры на III основные типологические группы: драматические, спортивные, хороводные.

Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа.

Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель – победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы.

В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия.

Большое место в играх детей занимают считалки, “Игровые прелюдии”, имеющие различные названия: счетки, cосчиталки, гадалки.

 

Таким образом, использование детского фольклора имеет большое значение в развитии ребёнка, в приобщении его к истокам родного, истинно русского творчества. Важное значение имеют и такие жанры, как потешки, прибаутки, заклички, приговорки. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста. Они могут быть использованы на прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий

Изучив и проанализировав большое количество педагогической литературы, психологических исследований по проблеме развития музыкальных способностей средствами музыкального фольклора мы можем отметить:

1. В настоящее время недостаточно ведется работа по ознакомлению дошкольников с традициями национальной культуры.

2. Нет системы в проведении специальных занятий по ознакомлению дошкольников с фольклором в системе музыкального воспитания.

3. Не всегда включены отдельные методы и приемы, направленные на приобщение детей к национальной культуре в общую систему занятий.

4. Планируя различные формы музыкальной деятельности я создаю благоприятные условия для самостоятельной, музыкально-художественной деятельности, для активного использования в этой деятельности фольклора и развития музыкальных способностей.

5. Первое знакомство ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм: частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок – небылиц, колыбельных, игр с пестованием. Народная музыка входит в быт ребёнка с раннего детства. От того, что слышит и видит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Я в своей работе использую народные песни, пляски, хороводы, народные игрушки. Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности: слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.

6. Детские песни которые я использую в работе поделены мной на 4 группы:

ü песни диалогические;

ü песни кумулятивные (прибаутки или сказки в стихах);

ü песни с припевом;песни-перегудки.

ü песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет.

Однако бывают сложные и большие по объему песни, которые доступны детям старшего возраста. Песни могут исполняться соло, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, полускандироваться в хороводе, в сопровождении народных инструментов. Яркая образность музыкального

языка фольклорных напевов, их исполнение, включающее элементы игры, танца, декламации, красочные костюмы делают их доступными для понимания и исполнения детьми разного возраста, начиная с самых маленьких. Эти традиции народного исполнительства диктуют комплексный подход к процессу обучения. Обучение детей фольклору должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности- музыки, ритмики, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства, труда. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи) и инструментальные жанры (танцевальные, наигрыши, пастушеские сигналы и так далее). С русскими народными песнями и мелодиями я начинаю знакомить уже с первой младшей группы. Это такие песенки, как: “Петушок”, “Ладушки”, “Зайка”, “Солнышко”, “Сорока – сорока” и т.д.. Они для детей в возрасте от года до трёх лет просты по мелодии и понятны по содержанию, отражают окружающий мир ребёнка. По тексту песни очень лаконичны, построены на повторе одной музыкальной фразы, не требуют быстрого темпа, исполняются не торопливо, с хорошей дикцией. Звукоподражания используются для создания яркого образа и вызывают эмоциональный отклик у ребёнка. Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: “Из-под дуба”, “Ах вы сени”, “Как у наших у ворот”, “Пойду ль выйду ль я”, “Ах ты берёза”, “Я на горку шла”, “Я рассею своё горе”. Народная плясовая и хороводная музыка имеет простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: “Ходит Ваня”, “Заинька”, “Кто у нас хороший” и т.д. Музыкально – игровые приёмы, которые я использую в пении учат выразительному пению, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы. Занятия с малышами я всегда стараюсь строить в виде игры, маленького сюрприза. Если у меня в руках кошка, то сначала обязательно читаю стихотворение о ней, дети поют песню, затем кошечка танцует под музыку, играет на каком-либо инструменте (барабане, погремушке), а в конце занятия она обязательно поиграет с детьми в прятки, догонялки. Та же структура остается, если я прихожу с куклой, мишкой, зайкой. Детские песни поддерживают в дошкольниках интерес к поэтическому слову. Дети любят подражать крику птиц, животных, звучанию музыкальных инструментов, но у них нет еще в запасе слов для обозначения этого звукового многообразия, поэтому возникает стремление к повторам и звукоподражаниям, что

способствует развитию голосового аппарата и музыкального слуха . Любовь детей к повторам удовлетворена почти в каждой песне или потешке. Простота музыкального языка песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком .

Огромное значение для развития музыкальных способностей играют дидактические игры, которым я уделяю огромное значение и использую их на каждом занятии, начиная с младшего возраста. Например, на закрепление знаний детей о поступенном движении мелодии вверх и вниз можно использовать игру “Теремок”. Для ее проведения понадобится игровое поле с изображением теремка с семи этажами поступенчато, фигурки зверей: мышка, лягушка, заяц, петушок, кошка, лиса, собака, птичка.

При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Выразительный показ взрослого занимал ведущее место в системе обучения детей музыкальным способностям. Он формировал правильные представления о музыкальной деятельности, о своих собственных задачах. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем полная самостоятельность при музицировании.

7. Приобщение детей к участию в календарных обрядовых праздниках способствует непосредственному впитыванию художественно ценных образов, всевозможных песенно-игровых жанров, развитию творческой активности детей Происходит постепенное усвоение и накопление обширного фольклорного материала .

8. Основной формой работы являются фольклорные занятия, цель которых – формирование устойчивого интереса к русским народным традициям, обрядам по основе активного участия в совместной творческой деятельности ребенка со взрослым, развитие музыкальных способнос – тей детей через различные формы народного фольклора.

9. Занятия, которые проводятся с использованием произведений фольклора, благоприятно влияют на развитие музыкальных и творческих способностей детей. Формы их проведения разнообразны и различны по степени близости к народным традициям: посиделки, праздничные утренники, тематические вечера, театральные …и т.д.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»