Семья и детский сад
Куштуева Лидия Александровна
Семья и специалисты дошкольного образовательного учреждения - те субъекты воспитания детей, которые во взаимосвязи и взаимодействии с ребенком закладывают фундамент его физического, социально - личностного, деятельностного, творческого развития. Одна из задач образовательной программы ДОУ - распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания. Современенные ДОУ много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основной задачей, которых является - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.В основе новизны взаимодействия семьи ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главное в контексте "семья + ДОУ" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать "открытой системой". По результатам зарубежных и отечественных исследований открытость ДОУ включает "открытость внутрь" и "открытость наружу".
"Открытость внутрь" - это значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным по отношению к детям, педагогам, родителям.
"Открытость натружу" - это означает, что ДОУ открыт влиянием микросоциума своего микрорайона, готов сотрудничать с общеобразовательной школой, музыкальной школой, библитекой и т.д.
Эффективность взаимодействия семьи и ДОУ увеличивается, когда цели и задачи воспитания хорошо известны и понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приемами воспитания.
Принципы взаимодействия ДОУ и семьи:
1. Доверительность отношений - этот принцип предполагает обеспечение веры родителей, профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблему семейного воспитания.
2. Личностная заинтересованность родителей - родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической.
3. Эмпансипация - освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленного малыша.
4. Утверждение самооценности родителей - только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.
Готовых советов в воспитании, конечно, нет. Но, если родитель видит заботливое отношение к малышу, его успехи в воспитании и обучении, можно говорить об успешном взаимодействии. Продуманный, индивидуальный подход к ребенку помогает маме утром "безболезненно" расстаться с малышом. Этому способствует и доброжелательная встреча ребенка воспитателем, приветливые, ласковые слова. Дети искренне радуются, когда говорят приятные слова не только о них, но и о родителях, конечно, каждой маме приятно услышать хорошие отзывы о своем ребенке. Родители обычно хотят, чтобы их дети в группу к хорошему воспитателю, а воспитатели мечтают о хороших родителях. Взаимоуважения можно достичь в результате кропотливой работы, которая строится на основе доброжелательности, готовности помочь друг другу в любую минуту. Вот несколько форм взаимодействия ДОУ с семьей в целях реализации принципа согласия:
1. Презентация ДОУ.
2. Ознакомление с кодексом ДОУ.
3. Родительское собрание.
4. Открытый день ДОУ.
5. Информационный уголок для родителей.
6. Родительский совет.
7. Круглый стол и т. д.
Большую роль в эффективном взаимодействии ДОУ и семьи играет проведение народных праздников. Конечно, без помощи родителей в этом случае не обойтись. Это и подбор материала для праздника, и подготовка костюма совместно с ребенком, а также разучивание народных игр, потешек, прибауток. Родители никогда не должны забывать, что в воспитании детей не может быть мелочей. Главное, чтобы они не носили разовый характер, а выстраивались в четкую систему. Необходимо восстановить приоритет семейного воспитания, так неразумно разрушенный в предыдущие годы, когда молодые родители фактически уклонялись от воспитания собственных детей, перекладывая его на плечи работников образования. Именно семья становится тем явлением, которое будет притягательным магнитом для человека в любом возрасте.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из них
по - своему дает ребенку социальный опыт и только в сочетании друг с другом создаются оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.