Доступная среда через игру
Кайранова Татьяна Салимовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Правильное восприятие и понимание темы особенного ребенка считается самой непростой темой для дошкольника.
Как общаться с особенными детьми, порой сами взрослые не знают. Что они могут сказать своему малышу, встретив на пути ребенка с особенностями? Возможно, кто-то выберет самый простой и легкий способ, сказав: «Отвернись, не смотри». Кто-то, чтобы ни каким образом не травмировать своего ребенка, выберут другую дорогу. Задаст ли сам родитель такой вопрос себе: как сделать так, чтобы ребенок понял и не испугался необычного мира особенного ребенка?Ведь дети сначала должны привыкнуть к тому, что они находятся в контакте с другим, особенным человеком. Тем не менее, ребенок хоть раз в жизни встречал на детской площадке или в других общественных местах особенного ребенка – слабовидящего, слабослышащего или ребенка в инвалидной коляске. А вот показать, как общаться и взаимодействовать с особенным другом, могут помочь педагоги дошкольного учреждения. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах разных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. К сожалению, не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке, захочет вообще касаться этой непростой темы. Что, несомненно, затрудняет нашу совместную работу. Но, тем не менее, оказавшись за порогом школы, ребенок рано или поздно встречается с человеком с ограниченными возможностями, и с этого момента возникают чувства неловкости, стыда. Поэтому уже в детском саду стараемся подготовить ребенка к такой встрече. Вот пример одной из игр с дошкольниками.
О/О «Познавательное развитие»
Дидактическая игра «Угадай-ка» (игра на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений).
Задачи:
- Воспитывать бережное отношение к игровому материалу и доброжелательное отношение к окружающему миру.
- Создать условия для понимания ощущений - как познают окружающий мир особенные дети.
Описание игры:
1 этап. Перед играющими лежат мешочки с различным природным материалом (семена, крупы, орехи и т.п.). Ребенок ощупывает мешочки и находит одинаковые (20 мешочков, 10 видов), всего 10 пар мешочков. Итак, все мешочки разложены по парам.
2 этап. На втором этапе играющим выдаются мешочки с тем же содержимым, но они находятся в прозрачных мешочках, дети ощупывают, разглядывают, находят и добавляют их к ранее найденным мешочкам. Таким образом, получается последовательность из трех мешочков с одинаковым содержимым.
3 этап. На третьем этапе детям выдаются картинки с изображением этих природных материалов в стадии роста, цветения, созревании плода. Таким образом, ребенок знакомится с растениями.
О/О «Социально-коммуникативное развитие»
Игра «Необычное рисование» (игра для слабослышащих детей)
Задачи:
- Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на своё творчество.
- Стимулировать интерес к новому способу рисования, как средство общения с особенным ребенком.
Описание игры:
1. Показать детям карточку №1, где нарисовано, что мы будем рисовать нетрадиционным способом- нитками (веревками).
2. Показать детям карточку №2, где нарисовано, что дети делятся на две команды.
3. Дети располагаются на свободной части группы. Чуть подальше от детей на столе разложены карточки с условными обозначениями (моделями), картинкой вниз. С каждой команды один ребенок подходит к столу, выбирает одну карточку и возвращается к своей команде. Дальше они вместе угадывают, что им предстоит нарисовать, и вместе рисуют веревкой на полу.
4. Если правильно угадали и хорошо нарисовали, то получают веселого смайлика.
5. Игра продолжается, пока не будут угаданы и нарисованы все карточки.
6. В конце игры подведение итогов и подсчет смайликов.
О/О «Познавательное развитие»
Дидактическая игра «Тактильная доска» (игра на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Игра для слабовидящих).
Задачи:
- Обогатить тактильный опыт детей через узнавание материалов.
- Создать условия для понимания ощущений - как познают окружающий мир особенные дети.
Описание игры:
Работа проводится индивидуально с каждым воспитанником. Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания.
Задание 1.
Рассмотреть и ощупать первые 3 материала. Охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая, жесткая, тёплая, шершавая и тд.) Закрыть материалы и назвать их номера. Запомнить соответствие порядкового номера и номера материала.
Задание 2.
По количеству материалов на доске предлагаются предметные карточки.
Верхний ряд – предметные картинки, нижний – материалы на тактильной доске. Руки ребенка закрывают экраном, педагог меняет положение материалов на доске. Глядя на картинки, ребенок расставляет их по порядку номеров. Экран убирают и проверяют правильность выполнения задания. Количество материалов зависит от индивидуальных возможностей ребенка. Нарушенный порядок материалов ребенок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.