Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Доступная среда через игру

Кайранова Татьяна Салимовна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Правильное восприятие и понимание темы особенного ребенка считается самой непростой темой для дошкольника.
Как общаться с особенными детьми, порой сами взрослые не знают. Что они могут сказать своему малышу, встретив на пути ребенка с особенностями?  Возможно, кто-то выберет самый простой и легкий способ, сказав: «Отвернись, не смотри». Кто-то, чтобы ни каким образом не травмировать своего ребенка, выберут другую дорогу. Задаст ли сам родитель такой вопрос себе: как сделать так, чтобы ребенок понял и не испугался необычного мира особенного ребенка?
Ведь дети сначала должны привыкнуть к тому, что они находятся в контакте с другим, особенным человеком. Тем не менее, ребенок хоть раз в жизни встречал на детской площадке или в других общественных местах особенного ребенка – слабовидящего, слабослышащего или ребенка в инвалидной коляске. А вот показать, как общаться и взаимодействовать с особенным другом, могут помочь педагоги дошкольного учреждения. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах разных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. К сожалению, не каждый взрослый, не говоря уже о ребенке, захочет вообще касаться этой непростой темы. Что, несомненно, затрудняет нашу совместную работу.  Но, тем не менее, оказавшись за порогом школы, ребенок рано или поздно встречается с человеком с ограниченными возможностями, и с этого момента возникают чувства неловкости, стыда. Поэтому уже в детском саду стараемся подготовить ребенка к такой встрече. Вот пример  одной из игр с дошкольниками.
О/О «Познавательное развитие»
Дидактическая игра «Угадай-ка» (игра на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений).
Задачи:
  • Воспитывать бережное отношение к игровому материалу и доброжелательное отношение к окружающему миру.
  • Создать условия для понимания ощущений - как познают окружающий мир особенные дети.
 
Описание игры:
1 этап. Перед играющими лежат мешочки с различным природным материалом (семена, крупы, орехи и т.п.). Ребенок ощупывает мешочки и находит одинаковые (20 мешочков, 10 видов), всего 10 пар мешочков. Итак, все мешочки разложены по парам.
2 этап. На втором этапе играющим выдаются мешочки с тем же содержимым, но они находятся в прозрачных мешочках, дети ощупывают, разглядывают, находят и добавляют их к ранее найденным мешочкам. Таким образом, получается последовательность из трех мешочков с одинаковым содержимым.
3 этап. На третьем этапе детям выдаются картинки с изображением этих природных материалов в стадии роста, цветения, созревании плода. Таким образом, ребенок знакомится с растениями.
О/О «Социально-коммуникативное развитие»
Игра «Необычное рисование» (игра для слабослышащих детей)
Задачи:
  • Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на своё творчество.
  • Стимулировать интерес к новому способу рисования, как средство общения с особенным ребенком.
 
Описание игры:
1. Показать детям карточку №1, где нарисовано, что мы будем рисовать нетрадиционным способом- нитками (веревками).
2. Показать детям карточку №2, где нарисовано, что дети делятся на две команды.
3. Дети располагаются на свободной части группы. Чуть подальше от детей на столе разложены карточки с условными обозначениями (моделями), картинкой вниз. С каждой команды один ребенок подходит к столу, выбирает одну карточку и возвращается к своей команде. Дальше они вместе угадывают, что им предстоит нарисовать, и вместе рисуют веревкой на полу.
4. Если правильно угадали и хорошо нарисовали, то получают веселого смайлика.
5. Игра продолжается, пока не будут угаданы и нарисованы все карточки.
6. В конце игры подведение итогов и подсчет смайликов.
О/О «Познавательное развитие»
Дидактическая игра «Тактильная доска» (игра на развитие мелкой моторики и тактильных ощущений. Игра для слабовидящих).
Задачи:
  • Обогатить тактильный опыт детей через узнавание материалов.
  • Создать условия для понимания ощущений - как познают окружающий мир особенные дети.
 
Описание игры:
Работа проводится индивидуально с каждым воспитанником. Осуществляется постоянный контроль за правильностью выполнения задания.
Задание 1.
Рассмотреть и ощупать первые 3 материала. Охарактеризовать их свойства (мягкая, пушистая, жесткая, тёплая, шершавая и тд.) Закрыть материалы и назвать их номера. Запомнить соответствие порядкового номера и номера материала.
Задание 2.
По количеству материалов на доске предлагаются предметные карточки.
Верхний ряд – предметные картинки, нижний – материалы на тактильной доске. Руки ребенка закрывают экраном, педагог меняет положение материалов на доске. Глядя на картинки, ребенок расставляет их по порядку номеров. Экран убирают и проверяют правильность выполнения задания. Количество материалов зависит от индивидуальных возможностей ребенка. Нарушенный порядок материалов ребенок определяет на ощупь, затем называет картинки, которые поменяли местами.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»