Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Готовность дошкольника  к обучению в школе

Лагутина Светлана Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50 
Калининского района Санкт-Петербурга 
     Готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника.
     Многие авторы (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению: необходимость развития у ребенка стойкой мотивации к школьному обучению, желания пойти в школу. Мотивационно готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией.
     В реальной жизни действует одновременно не один, а целая система мотивов, которые образуют сложные взаимосвязи. Взаимодействие мотивов может быть построено по принципу доминирования (подчинения одних мотивов другим) и взаимодополнения, когда один мотив усиливает действие другого. Может наблюдаться и борьба мотивов, когда одновременно действует несколько взаимоисключающих мотивов. Как правило, борьба мотивов сопровождается неприятными переживаниями, и в конечном итоге побеждает один из конкурирующих мотивов. Задача взрослого в данной ситуации — усилить действие нужного мотива и ослабить конкурирующий мотив.
     Для эффективного формирования мотивационной готовности ребенка к школе необходимы определенные условия, такие как:
- систематическая, планомерная совместная работа воспитателя и семьи по данному направлению;
- единство взглядов, методов и приемов обучения и воспитания педагогов и родителей;
- индивидуальный и дифференцированный подход воспитателя к каждому ребенку и его семье;
- использование педагогами разнообразных форм осуществления взаимодействия с семьей.
     В формировании у дошкольника мотивов учения и собственно учебных мотивов решающую роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить работе с родителями.
     Многие родители уже задолго до школы начинают думать  об образовании ребенка. Дети, которые  воспитываются в окружении любви и заботы, отличаются успехами в образовании. Сейчас еще встречаются такие родители, которые считают, что, в детском саду ребенок должен быть накормлен и напоен, а школа его всему научит. Это заблуждение. Человек должен учиться всегда, с самого рождения и до  последних дней своей жизни.  Дети, выросшие в обедненной домашней среде, в которой  о них плохо заботились родители, отличаются более низкими  достижениями в образовании.
     Многие родители считают, что ребенка в школу нужно отдавать как можно раньше, но понимают ли они то, что не всем  детям может хватить сил преодолеть школьные нагрузки. Задавались  ли родители  этим вопросом? Здесь дело обстоит даже не в интеллектуальном уровне развития ребенка, а в возрастных особенностях его функционального развития, в резервах его организма, в состоянии его здоровья. Но об этом многие родители  даже не задумываются.
     Причины трудностей обучения  в школе в будущем, нужно искать в раннем детстве,  в дошкольном развитии ребенка.
     Для профилактики школьной дезадаптации и неуспеваемости будущих учеников необходима диагностика учебной мотивации как критерия психологической готовности к школе. 
     Взаимодействие ДОУ и семьи является неотъемлемым условием формирования мотивационной готовности к школе детей 7-го года жизни, то необходим поиск различных форм осуществления взаимодействия с семьей, направленных на единство воспитательных воздействий. От единства взглядов, методов и приемов обучения и воспитания во многом будет зависеть успешность формирования мотивационной готовности к школе у старших дошкольников.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»