Формирование выразительной речи у детей дошкольного возраста
Нестерова Наталья Андреевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калиниского района Санкт-Петербурга
В дошкольном возрасте закладываются основы выразительной речи у детей. Развивается речевой слух , воспитывается умение слушать звучащую речь и отрабатываются артикуляционные навыки. Важная задача воспитателей детского сада - развитие этих навыков и способностей в процессе речевых занятий.
Формирования навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:
- методики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы);
- темпу (ускорение или замедление скорости произнесения фраз);
- ритму (чередование ударных слогов);
- тембру (эмоциональная окраска голоса);
- логическому ударению (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы).
Они могут выступать как постоянные и привычные качества индивидуальности речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства. Нужно уметь говорить и громко, и медленно, и быстро, и шепотом.
Начиная с младшего возраста, педагог учит детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свое эмоциональное состояние, но и свои знания. Поэтому важная роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.
Игры и упражнения для формирования выразительности речи:
«Назови ласково»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации завершённости в экспрессивно речи.
Описание. Детям предлагается повторить за педагогом фразу с интонацией завершённости, заменив с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов все имена существительные на «ласковые», например фраза-образец «У кота пушистый хвост» должна звучать так: «У котика пушистенький (или допускается «пушистый») хвостик».
«Просьба»
Цель. Закреплять умение передавать мелодику интонации оценки в экспрессивной речи.
Описание. По образцу педагога дети дают друг другу поручения и по результатам выполнения произносят слова одобрения с оценочной интонацией: «Молодец!», «Какой ты молодец!», «Замечательно сделал!» и т.д.
«Угадай, кто кричит»
Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.
Описание.Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это.
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель. Добиваться от каждого ребенка умения делать длительный, непрерывный, направленный выдох. Воспитание длительного направленного ротового выдоха.
Подготовительная работа. Педагог вырезает из тонкой бумаги птичек и ярко раскрашивает.
Описание. На двух столах ставят птичек (у самого края стола) на расстоянии не менее 30 см друг от друга. Вызывают четверых детей, каждый садится напротив птички. По сигналу «птички полетели» дети дуют на фигурки, остальные следят, чья птичка дальше улетит.
Методические указания. Следить, чтобы дети не надували щеки, когда будут дуть на бумажных птичек. Продвигать фигурку можно лишь на одном выдохе. Сначала это показывает воспитатель, предупредив, что дуть на птичку несколько раз подряд нельзя.
В своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание "что делать" и способы "как делать", в детской активности на занятиях. У детей формируется дидактическая направленная деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим видом работы - является наблюдение, на занятиях - рассматривание картинок.
Художественная литература играет особую роль в воспитании ребенка, формируя его отношение к окружающему миру. Расширяя представления о живой реальности, помогая ребенку познавать жизнь, воспитывая духовно и нравственно. Сопереживая с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих их людей, что пробуждает у них способность проявить доброту, милосердие, чувство справедливости. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
Речь у детей старшего дошкольного возраста должна быть достигнута определенного уровня, при котором речь превращается в познания и общения, в орудие мышления. Дети излагают свои мысли выразительно и эмоционально, связно и логично. Показателем речевой зрелости у детей является понимание литературного произведения, изложить и передать его последовательность, и выразительность действий по тексту. Формы работы с детьми: ·Сюжетно - ролевые, творческие и дидактические игры. ·Чтение, прослушивание и обсуждение художественных произведений. ·Просмотр и обсуждение слайдов, видеофильмов, мультфильмов. ·Настольные и подвижные игры с элементами драматизации. ·Драматизация сказок. ·Рисование и раскрашивание наиболее эмоциональных и ярких сюжетов из сказок. ·Посещение театров. ·Игры на развитие интонационной выразительности.
Работа воспитателя над выразительностью речи - комплексная работа. Владение выразительной речью и навыком выразительного чтения и умением применять его при работе с дошкольниками способствует развитию речевой грамотности детей, учит наслаждаться правильной художественной речью.
Предметно-пространственная среда является не только одним из основных средств развития личности ребенка, но так же и средством выразительной речи.