Теоретические основы формирования экономических представлений
у детей старшего дошкольного возраста
Власова Татьяна Константиновна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 87
комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 87
комбинированного вида
Приморского района Санкт-Петербурга
Формирование экономических представлений у подрастающего поколения является социальной проблемой общества. Финансы, экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Современный окружающий ребенка дошкольного возраста мир носит постоянно изменяющийся динамичный характер. Дети рано включаются в экономическую жизнь общества. Ежедневно они сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже.
Формирование экономических представлений у дошкольников - необходимое условие их дальнейшей успешной жизни в современном мире, поскольку сегодняшние дошкольники - это завтрашние активные участники экономической жизни страны. Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время и важных проблем современного общества. В наши дни это является предметом специальных исследований в теории дошкольной педагогики.
По мнению известных отечественных учёных Л. А. Венгер, А. В. Запорежец, М.И. Лисиной, Р.Б. Стеркиной и других, формирование экономических представлений у дошкольников следует начинать со старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у дошкольников происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающего эффективную адаптацию к социальной реальности; речь начинает выполнять основную функцию в регулировании поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане; с пяти лет общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживания и взаимопонимание. Кроме того, игра в старшем дошкольном возрасте достигает высокого уровня развития, в ней дети активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними. К пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности (успех — неуспех), возникает критическое отношение к себе и результатам своей деятельности; начинают проявляться мотивы рассудочного характера. [3, c.39].
Перечисленные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, бесспорно, важны для формирования предпосылок экономического воспитания [3, c.39]. Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по формированию экономических представлений, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия.
Основой формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается системно-деятельностный подход, который обеспечивает направленность и системность личности. Важным компонентом формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является его содержание, которое включает систему экономических представлений из различных сфер рыночной экономики, таких как: производственно-технологическая, товарно-денежная, государственно-юридическая, нравственно-этическая, информационно-организаторская. [4, c.5-6]
Одним из условий успешного формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.
Процесс формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в различных видах детской деятельности, различными методами (практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций).
Наиболее эффективное усвоение экономических представлений возможно при правильной организации познавательной деятельности детей. Общими установками при организации процесса формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста являются: проявление внимания к личности каждого ребенка; свободное сотрудничество со взрослыми и сверстниками; учет различий в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах ребенка; учет мотивов, интересов, потребностей каждого ребенка.
Известный отечественный исследователь Л.Н. Галкина, обобщив многие исследования отечественных и зарубежных учёных в области экономического образования старшего дошкольного возраста, таких как: В.Г. Афанасьева, Ю.К. Васильева, О.В. Вощенкова, Н.Г. Гордиенко, В.С. Дудик, М.И. Ермоленко, Е.Н. Камышеченко, А.С. Нисимчук, Т.Н. Пильщиковой, А.А. Преснова, Г.А. Романовой, И.Г. Рябовой, И.А. Сасовой, А.А. Саламатова, Б.П. Шемякина и других, представила теоретические и методологические основы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
Формирование экономических представлений у дошкольников - необходимое условие их дальнейшей успешной жизни в современном мире, поскольку сегодняшние дошкольники - это завтрашние активные участники экономической жизни страны. Приобщение ребенка дошкольного возраста к миру экономической действительности – одна из сложных, но в то же время и важных проблем современного общества. В наши дни это является предметом специальных исследований в теории дошкольной педагогики.
По мнению известных отечественных учёных Л. А. Венгер, А. В. Запорежец, М.И. Лисиной, Р.Б. Стеркиной и других, формирование экономических представлений у дошкольников следует начинать со старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у дошкольников происходит формирование нового типа психической организации, обеспечивающего эффективную адаптацию к социальной реальности; речь начинает выполнять основную функцию в регулировании поведения и деятельности детей, появляется способность решать задачи в умственном плане; с пяти лет общение детей становится внеситуативно — личностным, возникают сопереживания и взаимопонимание. Кроме того, игра в старшем дошкольном возрасте достигает высокого уровня развития, в ней дети активно не только воспроизводят мир взрослых, но и отношения между ними. К пяти годам у ребенка складывается истинная самооценка, которая позволяет ему осознавать свои возможности (успех — неуспех), возникает критическое отношение к себе и результатам своей деятельности; начинают проявляться мотивы рассудочного характера. [3, c.39].
Перечисленные психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, бесспорно, важны для формирования предпосылок экономического воспитания [3, c.39]. Кроме того, старший дошкольный возраст является благоприятным для начала работы по формированию экономических представлений, так как именно в этот период дети начинают осознавать и оценивать многие экономические понятия.
Основой формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается системно-деятельностный подход, который обеспечивает направленность и системность личности. Важным компонентом формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является его содержание, которое включает систему экономических представлений из различных сфер рыночной экономики, таких как: производственно-технологическая, товарно-денежная, государственно-юридическая, нравственно-этическая, информационно-организаторская. [4, c.5-6]
Одним из условий успешного формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста является педагогический процесс, спроектированный на базе единства цели, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель», при наличии специально созданной предметно-пространственной среды.
Процесс формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в различных видах детской деятельности, различными методами (практические, наглядные, словесные) и формами работы (экспериментирование, проектирование, коллекционирование, решение проблемных ситуаций).
Наиболее эффективное усвоение экономических представлений возможно при правильной организации познавательной деятельности детей. Общими установками при организации процесса формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста являются: проявление внимания к личности каждого ребенка; свободное сотрудничество со взрослыми и сверстниками; учет различий в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах ребенка; учет мотивов, интересов, потребностей каждого ребенка.
Известный отечественный исследователь Л.Н. Галкина, обобщив многие исследования отечественных и зарубежных учёных в области экономического образования старшего дошкольного возраста, таких как: В.Г. Афанасьева, Ю.К. Васильева, О.В. Вощенкова, Н.Г. Гордиенко, В.С. Дудик, М.И. Ермоленко, Е.Н. Камышеченко, А.С. Нисимчук, Т.Н. Пильщиковой, А.А. Преснова, Г.А. Романовой, И.Г. Рябовой, И.А. Сасовой, А.А. Саламатова, Б.П. Шемякина и других, представила теоретические и методологические основы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста:
- формирование экономических представлений происходит в процессе экономического образования;
- формирование экономических представлений неотделимо от экономического воспитания;
- содержание экономических представлений содержит в себе сферы социально-экономической, государственно-правовой, нравственной и этической, товарно-денежной, промышленно-технологической, информационно – организаторской и бизнес сферы [2, с.107-108]
Как считают известные исследователи в области экономического образования детей дошкольного возраста А.А. Смоленцева, А. Д.Шатова экономическое образование детей старшего дошкольного возраста должно быть направлено одновременно на формирование у них экономических представлений и на организацию возможностей использования сформированных экономических представлений в различных игровых ситуациях с целью осознания и дальнейшего закрепления в памяти детей.
Рассмотрев теоретические основы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы, что основой формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается системно-деятельностный подход. Формирование экономических представлений происходит в процессе экономического образования и неотделимо от экономического воспитания. Содержание экономических представлений, которые возможно сформировать у детей старшего дошкольного возраста, охватывает различные сферы экономики, и их формирование должно происходить одновременно с организацией возможностей использования сформированных экономических представлений в различных игровых ситуациях с целью осознания и дальнейшего закрепления в памяти детей. Это возможно при целенаправленной систематической работе педагога, учитывающей возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Источники:
1.Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 89 с.
2.Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психологические особенности развития дошкольников / О.М.Дьяченко., Т.В.Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
3.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
4.Шведова, И. Азбука экономическая для детей и для взрослых / И. Шведова. - М.: East-West, 1992. - 64 с.
Рассмотрев теоретические основы формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать выводы, что основой формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста считается системно-деятельностный подход. Формирование экономических представлений происходит в процессе экономического образования и неотделимо от экономического воспитания. Содержание экономических представлений, которые возможно сформировать у детей старшего дошкольного возраста, охватывает различные сферы экономики, и их формирование должно происходить одновременно с организацией возможностей использования сформированных экономических представлений в различных игровых ситуациях с целью осознания и дальнейшего закрепления в памяти детей. Это возможно при целенаправленной систематической работе педагога, учитывающей возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
Источники:
1.Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 89 с.
2.Дьяченко, О.М., Лаврентьева, Т.В. Психологические особенности развития дошкольников / О.М.Дьяченко., Т.В.Лаврентьева. – М.: Эксмо, 2009. – 176 с.
3.Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2011. - 336 с.
4.Шведова, И. Азбука экономическая для детей и для взрослых / И. Шведова. - М.: East-West, 1992. - 64 с.