Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие пространственного мышления дошкольников

Михайлова Наталия Анатольевна 
    Дошкольное детство рассматривается в современной педагогике как самоценный и особо значимый период в становлении психики ребенка. В этот период происходит овладение ребенком культурными формами сознания и деятельности, специфически человеческими способами познания окружающего мира; интенсивно развивается его речь и мышление. Не менее благоприятен период дошкольного детства и для развития способности к ориентировке в пространстве.
     Проблема пространственной ориентировки и формирования пространственных представлений – одна из наиболее сложных и актуальных научных проблем, поскольку ориентировка в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах играет важнейшую роль в процессах биологического и социального взаимодействия человека с окружающей средой. 
   Ориентация – это процесс определения своего месторасположения на в донной местности или понимание направления движения на основе сторон света и окружающих объектов, являющиеся ориентирами на данной местности. 
    Ориентировка – это возможность человека разобраться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства забраться в обстановке, главным образом в обстановке окружающего пространства. Ориентироваться в окружающем пространстве — это обозначает уметь возможность узнавать форму и величину предметов, и его наполняемость в пространственном расположении, а также определять свое положение относительно каждого из нас.   
В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства путем сравнения действительности с имеющимися данными, взаимодействия человека в окружающем пространстве. Такая система отчета для человека является единой, трехмерное пространство в такой системе воспринимается на основе условно-рефлекторной деятельности мозга. Представляет собой систему направлений от какой-либо точки окружающего пространства или собственного тела. В системе отчета имеются различные направления: впереди и сзади, справа и слева, вверху и внизу, а также промежуточные. 
      Пространственное мышление это вид умственной деятельности, который обеспечивает создание пространственных образов и работу с ними при решении задач теоретического и практического характера. Это важный процесс, состоящий из логических операций (словесно-понятийный), а также разнообразия других не менее важных действий, направленных на восприятие мира, без которых нет психических процессов мышления, а именно опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами. Важна согласованная работа на основе реальных и графических образов и оперирование ими по единому образу. 
   Пространственное мышление является локальным образованием. Его формирование осуществляется в системе общего психологического развития по мере овладения человеком предметным миром, в процессе общения, в ходе специального обучения, в котором наиболее полно познаются пространственные свойства и отношения в их всеобщих и закономерных связях. В ходе онтогенеза пространственное мышление проходит ряд закономерных этапов своего становления. Первоначально оно вплетено в другие виды мышления, а в своих наиболее развитых и самостоятельных формах оно выступает в виде пространственных образов. Поскольку пространственное мышление формируется главным образом на наглядном материале, то многие исследователи относят его к разновидности «визуального» (образного) мышления.
  Для полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста необходимо всемерно обога­щать и расширять конкретно-чувственный опыт дошколь­ников. Для детей один из главных видов деятельности — игра, которая в данном возрасте является ведущей. Большую часть своего времени дети проводят не в общении, учебном или домашнем труде, а в игре, в которой протекает процесс воспитания, развития и коррекции познавательных способно­стей, т. е. навыков, внимания, мышления, воображения, воспри­ятия, личностных качеств, таких, как терпение, настойчивость, взаимовыручка, умение видеть «рамки» — правила, которые нельзя нарушать, чувство товарищества, дружелюбия и т. д., пространственно-ориентировочных и временных ориенти­ров, таких, как умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.), во времени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь и т. д.), физического развития и коорди­нации движения и т. д. 
   Можно выделить следующие этапы работы, соответствующие усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр и упражнений:
  1. формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади;
  2. формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого человека»;
  3. формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому;
  4. формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении;
  5. формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).    
    При решении задач каждого этапа необходимо уделять внимание закреплению умения различать левую и правую руки. Упражняя в различении противоположных направлений, постепенно усложнять задания: увеличивать количество предметов, местоположение которых предлагается определить, а также расстояние между ребёнком и предметами. Совершенствуя умения передвигаться в указанном направлении, можно предложить изменять направление движения не только во время ходьбы, но и бега. В процессе обучения обращать внимание на освоение детьми значения предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения. 
     Игра — это основной вид деятельности дошкольника. За годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных (манипуляции с предметами) и символических до сложно-ролевых игр с правилами. Игра — это не способ извержения лишней энергии, а основная, ге­неральная форма развития, форма свободного проявления личности. Игра — это вид деятельности, управляющий раз­витием: в нем формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к деятельности, людям.  
   Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков. 
    Необходимо увеличение числа и разнообразия тех пред­метов, с которыми ребенок может активно иметь дело — от бытовых вещей до специальных материалов, игрушек, пред­назначенных для развития различных сторон детской пси­хики, т. к. наиболее эффективными направлениями работы с детьми младшего школьного возраста являются те, кото­рые предполагают активную, вместе проигрываемую дея­тельность самого ребенка. Такая деятельность позволяет ему вынести вовне объекты самовыражения. А самовыра­жение ребенка — это способ самопознания и саморазвития. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состо­яние, он получает огромное наслаждение от игры, что урав­новешивает его психику, улучшает его физическое здоро­вье. Детям-дошкольникам требуется время для «вхожде­ния» в игру, поэтому не надо их торопить и побуждать к новым действиям, если они не усвоили предыдущих, в про­тивном случае это приводит к утомлению и взрывной си­туации. В процессе игры необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок смог ощутить радость от своей деятельнос­ти и, что немаловажно, от результата своей деятельности. 
   Для этих игр можно использовать как специальные игры-наборы, так и обыкновенные игрушки, которые име­ются в распоряжении вашего ребенка. Можно также играть в игры, для которых необязательно использовать какой-либо инвентарь или игрушки: без них они не становятся менее результативными. Это игры на свежем воздухе — на спортивных площадках, в парке и т. д.
 
Игры и упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия и формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с использованием логическим приемов мышления.
 
Игра «Помести кошку»
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик? 
Игра «Где кто прячется?»
Цель. Формируем восприятие пространственных отношений развиваем логическое мышление, учимся самостоятельно анализировать расположение предметов. 
Ход игры. Перед детьми ставятся стулья детский и кукольный, стол, зайцы разные по величине. Задача ребенка точно указать, где находится герои. При ответе ребенка следит за правильностью ответа, уточняет, задает наводящие вопросы, если дети затрудняются с ответом. Затем герои перекладывается с кукольного стула на большой стул и т. д. 
Игра «Положи верно»
 Цель. Формирует умение соотносить Пространственные отношения между плоскими и объемными предметами. развивать внимание, логику. Оборудование. Различные объемные фигуры (шар, куб, призмы) и их плоские изображения (круг, квадрат треугольник). 
Ход игры. Перед ребенком ставится 2 объемных предмета шар и куб, и два плоских изображения этих предметов круг и квадрат. Педагог производит различные манипуляции с объемными предметами (ставит куб на шар, куб под шар, куб справа и т.д.) и просит ребенка повторять его действия с плоскими фигурами. При возникновении затруднений, педагог подсказывает ребенку жестом. Если ребенок легко справляться с 2 предметами, количество предметов увеличивается. 
Игра "38 попугаев" 
Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить, как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.). 
Игра "Маркеры" 
Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.
Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево. 
Игра «Расставь правильно!» 
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем), дальше (дальше чем), немного вперед, назад, слева от и т.п. 
Игра «Распутай путаницу»
Цель: учить детей свободно пользоваться предметами по назначению.
Материал: игрушки, по-разному оформленные, которые можно сгруппировать, (куклы, зверушки, автомобили, пира­мидки, мячи и т. д.).
Все игрушки расставляются на столе в определенном по­рядке. Ребенок отворачивается, а ведущий меняет располо­жение игрушек. Ребенок должен заметить путаницу, вспом­нить, как было раньше, и восстановить прежний порядок.
Вначале, например, поменяйте синий кубик с красным. Потом усложняйте задание: положите куклу спать под кровать, укройте мяч одеялом. Войдя во вкус, ребенок мо­жет и сам создавать путаницу, придумывая самые неверо­ятные ситуации. 
 «Найди домик»
Цель: формировать целенаправленное зрительное вос­приятие формы.
Стимульный материал: два комплекта геометрических фигур, по шесть фигур в каждом комплекте. Три из этих фигур (квадрат, круг, треугольник) являются основными, а три остальных (трапеция, овал, ромб) — дополнительными. Дополнительные фигуры необходимы для различения и правильного выбора основных фигур. Также необходимы контурные изображения каждой фигуры на отдельных карточках (контуры можно вырезать, сделать «окошки-до­мики»). В каждый комплект стимульного материала вхо­дят шесть-восемь карточек с контурами каждой фигуры. Карточки можно раскрасить различными цветами.
Детям показываются три основных фигуры (круг, квад­рат, треугольник). Затем показывается карточка с изобра­жением одной фигуры (например, треугольника). «Как вы, ребята, думаете, в этом домике какая фигура живет? Давай­те подумаем вместе и «поселим» сюда нужную фигуру. А теперь, ребята, давайте поиграем все вместе. Вы видите, на двух столах лежать разные фигуры (подзывается двое де­тей). Вот вам карточки. Какие фигуры живут в этих доми­ках?» После того как задание выполнено, даются две другие одинаковые карточки. Если ребенок затрудняется в выпол­нении задания, ему предлагается «рамку» фигуры обвести пальчиком, затем нарисовать ее контур в воздухе, что облег­чит воспроизведение формы. 
Игра «Метаморфозы» 
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик, с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т.д. 
Игра «Спецагент на задании» 
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы. 
Игра: «Угадай, кого загадали».
Цель: развивать ориентировку в пространстве. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.
Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц. 
Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
Игра «Вверху-внизу» 
Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея. 
Игра «Кто за кем?
Цель. Познакомить с понятиями "спереди", "сзади"; учить употреблять в активной речи слова "спереди", "сзади". 
 Ход игры. Дети строятся в колонну. Педагог: "Кто стоит перед Иваном?" (Петя). Где находится Иван по отношению к Пете? (Петя стоит впереди Ивана). Как можно сказать по-другому? (Иван позади Пети) Далее дается команда повернуться на 180 градусов, затем на 90 градусов. Вопросы повторяются. Дети анализируют, что изменилось. 
17. «Покажите такое же»
Цель: научить ребенка строить образ предмета заданной величины.
Стимульный материалгеометрические фигуры (квад­рат, круг, треугольник, овал, шестиугольник) разных разме­ров. Количество наборов геометрически фигур зависит от количества детей. 
В наборе необходимо по 3-4 варианта каждой фигуры. «Такие же фигуры есть и у меня. Я вам показываю фигуру, а вы должны в своем наборе отыскать такую же. Будьте очень внимательны!»
После того, как дети отыскивают и показывают фигуру, ведущий «примеряет» их выбор к своей фигуре. Если ребе­нок убеждается в ошибке, ему разрешается самостоятельно исправить ее, заменив выбранную фигуру на другую. 
Игра "Дорога в школу".
Цель: Ориентировкам в открытом пространстве. Умение составлять схему, развиваем логическое мышление. 
Ребенок прячет в группе клад и составляет план с помощью взрослого. Потом приходящий герой ищет клад по карте, составленный ребенком. 
Игра «Рисунок на спине» 
Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете. 
Игра "Разведчик"
Цель: ориентация в пространстве детского сада. Закрепляем умение детей ориентироваться в процессе движения, учим составлять маршрут своего пути, развиваем логическое мышление, память. 
Содержание: Ребенку дается инструкция «Ты – разведчик. Тебе необходимо попасть в тайное место, запомнить свой путь и все что ты 54 увидишь по пути и вернуться обратно в штаб. Ребенок проходит от одного конца зала в другой и запоминает все предметы что были у него на пути. Возвращаясь обратно, ребенок рассказывает мимо чего он шел, какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с помощью взрослого рисует маршрут своего пути. 
Игра «Муха» 
В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно. 
Игра «Лабиринт»
Цель: учим ориентироваться на листе бумаги, употреблять в речи пространственную терминологию, развиваем логическое мышление.
Содержание: Детям говорят, что ежик заблудился в лабиринте и не может выбраться. Необходимо направить ежика к домику. Задача ребенка не только найти выход из лабиринта, но и объяснить словами ёжику. 
Игра «Маршрут движения» 
Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз». 
Игра "Кто быстрее назовет"
Цель: умение ориентироваться в отношении себя и окружающей среды. 
Ребенок показывает ту часть тела, что назовет ведущий. Потом поворачивается и снова показывает часть тела и то что находится рядом. А также говорит, кто находится близко, а кто далеко. 
Игра «Волшебный мешочек» 
Сложите в небольшой мешочек различные фигурки — лучше стереометрические (кубик, шарик и др.), но можно и игровые (пирамидки, матрешки и др.). Предложите ребенку на ощупь угадать, что в мешочке. 
Игра "Гусеница"
Цель: умение ориентироваться в отношении себя. 
Дети встают друг за другом. Голова называет ту часть тела, которую нужно поднять. Туловище выполняет команду. Например, правая рука, левая нога, помахать, отвести в сторону. 
Игра «Магазин»
Детям раздаются определенные роли для участия в дан ной игре: продавец, мужчина-покупатель, бабушка, ребенок, женщина и т. д.
Будет хорошо, если вы каждому ребенку найдете одежду, необходимую для создания целостного образа данного персонажа.
Вначале необходимо объяснить каждому ребенку его по ведение: «мальчик-шкода», «серьезный мужчина», «старенькая бабушка», «приветливый продавец». Необходимо также создать определенные декорации магазина: касса, полки с товарами.
Главное условие игры — дети играют сами, стараясь не отклоняться от выбранного образа. Игра очень интересна детям, т. к. они с родителями наверняка посещали магазин и не раз наблюдали сцены, которые происходят при покупке товаров. Задача взрослого — наблюдать за ходом игры и вмешиваться только в исключительных случаях для корректировки процесса игры или для помощи при затруднениях.
Игра продолжается до тех пор, пока дети не захотят по меняться ролями. Игра может проводиться как в комнате или каком-либо другом помещении, так и на улице. 
Ребенок с развитым пространственным мышлением: 
Хорошо ориентируется на местности.
Он быстро запомнит расположение кабинетов в школе, не заплутает в коридорах, самостоятельно найдет выход из торгового центра или музея, будет уверенно чувствовать себя на экскурсиях с классом и при посещениях театра, выйдет на нужной остановке из транспорта (а если совершит ошибку — легко поймет, как ее исправить, и понятно объяснит взрослому, где он находится).
Так называемый топографический кретинизм — не миф, не модный термин и не болезнь, а результат недостаточно развитого пространственного мышления. Чтобы ваш ребенок не «блуждал в трех соснах» с незавидным постоянством, тренируйте объемное мышление с самого детства!
Успешен в спорте.
Для многих видов спорта (баскетбол, теннис, футбол, боевые единоборства и др.) нужен хороший глазомер, умение точно и быстро оценить расстояние и взаимное расположение в пространстве объектов — и соответственно рассчитать свои силы.
Знает, где у него что лежит.
Люди с развитым объемным мышлением умеют рационально организовать свое жизненное пространство. Ребенок знает, где каждая конкретная вещь — в комнате или в школьном ранце.
Получает хорошие оценки по рисованию и труду.
Трехмерное мышление помогает достоверно изображать предметы на бумаге (рисование, черчение, аппликация) и в виде объемных поделок.
Часто выигрывает у сверстников в шахматы, шашки, …а также компьютерные игры (бродилки-стрелялки), тетрис — в результате пользуется заслуженным авторитетом.
Охотно учится.
Пространственное мышление помогает представлять процессы, действия, предметы наглядно, в том числе в динамике. Благодаря визуализации процесс любого обучения становится увлекательным, а следовательно — более эффективным.
Любит читать.
Или хотя бы относится к чтению по школьной программе без острой ненависти. Трехмерное мышление помогает представлять сюжет, как наяву (или как в кино), и литературные произведения лучше усваиваются.
Сконцентрированный, внимательный и хорошо запоминает информацию.
Это приятные побочные эффекты развитого объемного мышления.
Успешно решает задачи по математике, особенно с геометрическим содержанием.
В дальнейшем у него не будет трудностей и с черчением, физикой и астрономией. Химия, биология — тоже с большей вероятностью пойдут легко. 

Используемая литература:
  1. Мусейибова Т. А. «Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста».
  2. Симановский А.Э. «Развитие пространственного мышления ребенка».
  3. Рубинштейн С.Л. «О восприятии времени. "Человек и мир"

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»