Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей 2-3 лет

 Чалова Алевтина Анатольевна
 
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.
                                                                         В.А. Сухомлинский
Теоретическая
 Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить, мелкой моторики.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование функций.
В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”.
По умелости детской руки специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и ее святая святых - мозга. Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и в общей двигательной, и ручной. В связи с этим в системе воспитания и обучения детей предусмотрены специальные воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении: физическое укрепление мышц кистей рук и развитие мелкой моторики. Этому способствуют такие виды методик, как пальчиковая и кистевая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок, массажи с растиранием пальчиков и массажёрами для рук, игры с орехами, каштанами, шишками, мелкими игрушками,катание шестигранных карандашей между ладонями, народные игры с ладошками, театр теней рук, движения-подражания кистями и пальцами рук, складывание рисунков из палочек,  рисование на крупе (манка), песке.
Связь моторики и речи
Используются игровые методики на развитие мелкой моторики — пальчиковая гимнастика, массаж для развития речи детей.
Кроме игр и массажа пальчиков, полезно использовать различные упражнения, которые имеют прямое отношение к развитию мелкой моторики. Для этого отлично подходят подручные материалы, от пуговиц до круп, а также специальные творческие задания, требующиеактивных движений пальцев.
Но многие упражнения задействуют только три пальца руки, оставляя без нагрузки безымянные и мизинцы. Этот факт следует учитывать и специально ставить задачу перед ребенком выполнять определенные действия именно этими пальчиками.
Использование подручных материалов
При должной фантазии можно использовать любые предметы, они отлично воздействуют на стимулирование моторики. Полезно:Одевать кукол в одежду, где пришиты пуговицы, имеются крючки и липучки;
Катать по плоской поверхности каменные или металлические шары, а также грецкие орехи;
Зажать между ладонями простой карандаш и перекатывать его. Можно предложить детям сжимать-разжимать каучуковый мячик. Он приятен на ощупь, поэтому ребенок с радостью выполняет задание;
 Заниматься выкладыванием фигур из камушков, ракушек, других материалов;
Играть со шнуровкой, наматывать нитки на катушку.
Использовать игры и упражнения с прищепками.
Привлекать детей к любой собственной деятельности, где необходимо работать руками. Даже если помощь не слишком умелая, следует хвалить малыша за усилия.
Также эффективно развивать моторику рук, привлекая детей к сортировке пуговиц или надеванию бусин на нить. Крупы – отличный материал для развития тактильного восприятия и увлекательных игр: перебирание гречки или гороха и создание из крупинок аппликации, поиск спрятанной игрушки в емкости с зерном.
Если смешать фасоль или горох с игрушками, то можно надолго занять ребенка извлечением своего богатства из миски.
Выполнение творческих заданий
Развивать речь через мелкую моторику рук можно и с помощью творческих заданий.
В последние годы набирает популярность рисование, так называемыми, «волшебными» красками. Особенность красок состоит в том, что их нужно изготавливать самим из муки, соли и гуаши (или другого красителя).
Первым делом дети тщательно перемешивают пальчиками соль с мукой в небольшой чашке, потом добавляют краситель для цвета и немного воды. Желательно и на этом этапе размешивать смесь пальчиком. Тем более что дальнейшая техника рисование предполагает накладывание и размазывание краски на лист именно руками.
Такое занятие проводится обязательно под контролем и при непосредственном участии родителя или воспитателя. Немного беспорядка оно создает, но с каким удовольствием дети создают свои художества!
Творческие виды деятельности богаты идеями, как еще задействовать мелкую моторику рук:
Рисование на манке. Высыпать на поднос манную крупу и предложить детям поиграть в художника. Начинают с простых линий, а потом можно переходить к рисованию более сложных форм.
Лепка из пластилина и глины – эффективный прием развития мелкой моторики. Для того чтобы задействовать все пальчики, взрослый должен вводить игровые элементы и предлагать детям размять шарик только мизинчиком или безымянным пальцем.
Следует понимать, что влияние мелкой моторики на речь продолжает изучаться, поэтому не стоит возлагать надежды только на нее. Действия пальцами полезны для формирования и других психических процессов, но стимулировать речевое развитие дошкольников нужно комплексно, используя все способы и, особенно, активно разговаривая с малышом. После многочисленных повторений движение становится автоматическими, необходимость в первом этапе отпадает.
Массаж рук
Игра «Крутись, карандаш»
Цель. Сделать массаж ладоней ребёнка.
Материалы. Карандаши с ребристой поверхностью.
Игра «Не боюсь колючек»
Цель. Массаж ладоней ребёнка
Материалы. Бигуди-липучки небольшого диаметра.
Игра «Непослушные шарики»
Цель. Массаж ладоней ребёнка; развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.
Материалы. Небольшие шарики: резиновые, пластмассовые, деревянные с гладкой или ребристой поверхностью; бусины, крупа (горох, пшено и др.)
Игры с различными предметами и  материалами.
Игра «Спрячь в ладошке»
Цель. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Материалы. Кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей)
Игра «Котёнок»
Цель. Укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать движениям взрослого.
Материалы. Маленькие резиновые игрушки-пищалки: котята (по количеству детей)
Игра «Пирожки»
Цель. Развивать силу рук.
Материалы. Кусочки теста (они должны помещаться в ладошках малышей), тарелка, куклы.
Игра «Пересыпь крупу»
Цель. Учить пересыпать сыпучие вещества из одной ёмкости в другую.
Материалы. Разные виды круп или песок, ложка, совок или воронка, различные ёмкости (коробки, миски, пластмассовые чашки, сосуды, пакеты и др.)
Игра «Мозаика»
Цель. Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным)
Материалы. Мозаика с крупными выпуклыми деталями и длинными ножками, коробочки.
Игра «Курочка Ряба»
Цель. Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Материалы. Игрушечная коробочка, небольшие шарики (по количеству детей), золотая и серебряная фольга.
Игра «Забавные шнурки»
Цель. Развивать тонкие движения пальцев рук; формировать навыки действия с иглой.
Материалы. Плоские игрушки-шнуровки с картонной, поролоновой или деревянной основой (ёлочка, башмачок, человечек, сюжетная картинка и др.); деревянные или пластмассовые иголки, шнурки или толстые нитки.
Игра «Цветик- семицветик»
Цель. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстёгивать и застёгивать пуговицы.
Материалы. Цветик-семицветик (это игрушка изготавливается из ткани. Вырежьте из ткани два круга диаметром 13 см, между ними положите круг из картона и сшейте круги. На равном расстоянии пришейте выпуклые пуговицы на ножках средней величины (7шт.). Из ткани разного цвета и разной фактуры сделайте лепестки (6,5*11см), пришейте к ним петли, используя неширокую резинку или кусочки шнурка. Пристегните лепестки к серединке уветка.)
Игра «Одеваем куклу»
Цель. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстёгивать и застёгивать липучки, кнопки, пуговицы, молнии, крючки.
Материалы. Кукла, в деталях одежды которой используются разные виды застёжек.
Игра «Солнышко светит»
Цель. Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук; учить расстёгивать и застёгивать прищепки.
Материалы. Круг жёлтого цвета (двусторонний) из плотного картона диаметром 15см; прищепки.
Игра «Пальчиковый театр»
Цель. Развивать тонкую моторику пальцев рук.
Материалы. Тряпичные, перчаточные или бумажные куклы; фломастеры. Персонажей театра можно нарисовать на пальчиках малыша (см. Е.А. Янушко)
 Игра «Бабочка»
Цель. Развитие умения узнавать и называть цвета,
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
 Материал:
Плоское панно с изображением бабочки, крылья бабочки разделены на 4 основных цвета.
В них проделаны отверстия, в которые вставлены горловины от бутылок к которым
прикручиваются крышки подходящего цвета.
Ход игры
Воспитатель показывает бабочку, крылья которой четырех основных цветов, в них
проделаны отверстия в которые вставлены горловины от бутылок. Нужно украсить
крылья бабочки, прикрутив крышки лежащие в предлагаемом детям поддоне к горловинам. Цвет крышки должен соответствовать цвету крыла бабочки.
                                                  Появилась перед нами
                                                   Бабочка – красавица.
                                                  Будем с бабочкой играть,
                                               Цвет крышек к крыльям подбирать
Пальчиковые игры
Игра «Лапки-царапки»
Цель. Развивать тонкую моторику пальцев, движения кистей рук, подражательные движения.
Ход игры
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
                                Мягкие лапки, (Дети кладут руки на стол
  и сжимают их в кулачки.)
                                А в лапках- цап-царапки. (Дети выпрямляют
      пальцы, в шутку царапаются.)
Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Мы топали»
Цель. Развивать движения кистей рук; учить подражать движениям взрослого; развивать умение понимать речь.
Ход игры
Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом.
Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:
Мы топали, мы топали,
До тополя дотопали,
До тополя дотопали,
И ножки все оттопали!
Слушая стихотворение, дети поочерёдно хлопают правой и левой ладонями по столу (или по коленкам).
Предложить малышам продолжить «прогулку». Но теперь нужно двигаться быстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читать быстрее).
Игра «Моторчик»
Цель. Развивать согласованные движения пальцев обеих рук; учить подражать движениям взрослого.
Ход игры
Дайте детям машины и предложите поиграть: «Давайте поиграем в машинки. Би-би! Поехали машины! Стоп! Остановились машины. Надо завести моторчики».
Покажите малышам, как завести моторы. Для этого пальцы рук, кроме больших пальцев, нужно сплести вместе, а большими пальцами вращать друг вокруг друга (рис.19 Е.А. Янушко) «Моторчики» могут работать быстро и медленно. Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Черепашка»
Цель. Развивать дифференцированные движения пальцев, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры
Эта игра проводится за столом или на ковре.
Покажите на стол или ковёр и скажите: «Это песочек. Он тёплый и сухой.
Изобразите, будто вы пересыпаете песок, и предложите детям повторить движения.
Положите на стол или на пол кулаки, прижатые друг к другу (рис.23). Затем медленно начните передвигать кулаки вперёд (рис.24): «По песочку ползёт маленькая черепашка. Она ползёт медленно-медленно». Предложите детям повторить движение.
Затем прочитайте четверостишие:
Черепашка, черепашка
                                                В панцире живёт.
                                            Высунет головку - (Выставите вперёд прямые
                                           указательные пальцы, прижатые друг к другу.)
                       Обратно уберёт. (Спрячьте пальцы)
Игру можно повторить несколько раз.
Игра «Замок»
Цель. Развивать движения пальцев и кистей рук, укреплять мышцы рук, учить подражать движениям взрослого.
Ход игры
Предложите малышам поиграть: «Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной».
                                                             На двери висит замок. (Соедините пальцы рук
в «замок» (рис.25.)
           Кто открыть его бы смог?
                                             Мы замочком постучали, (Постучите по столу
                                                                   сомкнутыми в замок руками.)
                                        Мы замочек повертели, (Круговые движения
     сомкнутыми руками.)
                                           Мы замочек покрутили… (Сначала покрутите сцепленными
                                     в замок кистями, затем потяните руки в разные стороны.)
И открыли! (Расцепите пальцы)
Игру можно повторить несколько раз.
Зайка серенький сидит
(кулачки прижимаем к телу)
 И ушами шевелит.
                            Вот так, вот так (ладошками показываем ушки на голове)
Зайке холодно сидеть, (трем плечи)
Надо лапочки согреть вот так, вот так.
 (растираем ладошку об ладошку)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
 Вот так, вот так (ладошки по коленкам прыгают)
Надо зайке поскакать (прыгаем).
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал (спрятали за спинку ладошки)
 
 
Взяли дети белый ком,
И слепили снежный ком (Лепим двумя руками комок)
Шляпу сделали на нем
(Соединяем руки в кольцо и кладем на голову)
Нос приделали и вмиг
(Приставляем кулачки к носу)
Получился снеговик
(Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика)
 
 
 
Я надул воздушный шарик,
 (говорим а потом имитируем надувной шарик)
Укусил его комарик. (хлопок в ладоши)
Шарик лопнул – не беда, (грозим пальчиком)
Новый шар надую я.
 (говорим а потом имитируем надувной шарик)
 
Загудел паровоз ту-ту и
(кулачки перед собой имитируем поезд)
вагончики повез.
Чух-чух-чух, чах-чах-чах (кулачки вверх и в сторону)
далеко их укачу.
 
Дует, дует ветерок, (Дуют на кисти рук)
Дует задувает, (трясут кистями рук)
Желтые листочки (руки подняли и труси кистями рук)
С дерева срываем (руки медленно опускаем вниз)
 
Петушок, петушок (большой указательный и средний (клюв)
Золотой гребешок (на голове показываем гребешок)
Масляная головушка (гладим по голове)
Шелкова бородушка (гладим по бороде)
Что ты рано встаешь (руки в верх)
Деткам спать не даешь (руки под голову).
Игры с песком и водой: рисунки песком
Рисованние сухим песком – в лейку или кулек из бумаги насыпать песок и показать ребёнку, как тонкой струйкой песка можно рисовать на влажной поверхности или украсить «кремом» пирожные, которые вы только что «выпекли» из песка. 
Добавь в лейку воды и рисунок мокрым песком будет выглядеть совсем иначе. Пусть ребёнок осваивает разные варианты – развивающие детские игры непременно должны быть разнообразны.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»