Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Модель организации культурно-досуговой деятельности
в дошкольном образовательном учреждении

Кирилюк Алена Анатольевна
Досуг - ребенку друг.
Актуальность
Досуг - совокупность различных видов деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личных качеств человека, удовлетворяются его духовные и другие социально значимые потребности.
Характеристика досуговой деятельности:
  • Свобода выбора
  • Добровольность
  • Активность
  • Инициатива одного или группы детей.
Актуальность данной работы заключается в том, что она рассказывает о значимости  правильной организации  и осуществлении культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребенка, основа формирования его общей культуры.
Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений. Продуманная организация свободного времени ребенка имеет большое значение для раскрытия его таланта  и общего развития.
   Цель:
Формирование представления о культурно-досуговой деятельности в ДОУ.
  Задачи:
1.Дать представление о видах культурно-досуговой деятельности в дошкольном учреждении.
2. Познакомить с целями, задачами и содержанием  праздников и досугов в ДОУ.

 
Содержание

 
  1. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
  2. Организация праздников и досугов в ДОУ.
 
 
  1. Культурно-досуговая деятельность в детском саду.
 
В свободное время дети занимаются интересной и содержательной, по их мнению, деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры. Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время, предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору. Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Культурно-досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых. Она осуществляется как в дошкольном учреждении и дома, так и в специализированных учреждениях.
Виды культурно-досуговой деятельности многообразны. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, праздники, самообразование и творчество.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между умственным, физическим трудом и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно подразделить на активный и пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным расслаблением, рассматриванием красивых объектов, размышлениями, непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых включает в себя занятия гимнастикой, физкультурой, работу на участке, подвижные игры и т.д.
Виды отдыха:
  • спортивный отдых;
  • игры со снегом, песком и водой;
  • прогулки;
  • беседа с взрослым;
  • игровая деятельность;
  • чтение книг;
  • просмотр диафильмов, мультфильмов и др.;
  • рассматривание иллюстраций в книжном уголке;
  • прослушивание сказок, песен, мелодий.
 
Развлечения – носят компенсационный характер: возмещают рутину будничной и однообразной обстановки. Оно должно быть красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы дошкольных учреждений используют три вида развлечений: дети являются только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники; участниками являются и взрослые, и дети.
По содержательной направленности развлечения можно классифицировать:
  • театрализованные (кукольный и теневой театры, театр игрушки, плоскостной театр, фланелеграф и др.);
  • познавательные: КВНы и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников; обычаев и традиций родной страны; экологические;
  • спортивные: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования и эстафеты;
  • музыкально – литературные концерты;
К развлечениям относятся шутки, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.
Виды развлечений:
  • концерты: тематические, музыкально-литературные и др.;
  • народные игры: потешки, пестушки, загадки, хороводы и др.;
  • познавательные вечера: КВН и викторины;
  • совместные досуги и  с родителями;
  • спортивные: игры, соревнования, эстафеты, аттракционы и др.;
  • театрализованные представления: кукольный театр, инсценированние сказок, мюзиклы, оперы и др.;
  • забавы: шарады, пословицы, шутки, фокусы, поговорки и др.;
  • просмотр видео- и телефильмов, слушание аудиозаписей.
 
Праздник – это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых – создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру. Деятельность в праздничные дни и во время праздника формирует художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх, танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.
  Виды праздников:
  • народные и фольклорные: Святки, Коляда, Масленица;
  • государственно-гражданские: Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.;
  • международные: День матери, День защиты детей, Международный женский день;
  • православные: Рождество Христово, Пасха, Троица и др.;
  • бытовые и семейные: день рождения, выпуск в школу, Праздник Букваря, традиционные праздники в детском саду или группе;
  • праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям, например, праздник «Мыльных пузырей», «День рождения группы» и др.
 
При организации праздников как особого вида культурно-досуговой деятельности следует соблюдать принципы, характерные для русской праздничной традиции, - душевное возвышение и просветление, единение людей, раскрытие творческих сил, состояние всеобщей гармонии.
Программу праздника составляют так, чтобы в нее можно было внести изменения. Она обсуждается на педагогическом совете, выбирается ведущий, обдумывается размещение детей и оформление помещения.
Структура праздника: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность по приобретению систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники, управляемая самой личностью. Именно в процессе самообразования развивается личность ребенка, раскрываются его способности, творческий потенциал, реализуются духовные интересы. Самообразование происходит в свободное время, осуществляется под руководством взрослых и может быть опосредованным или прямым. Оно во многом зависит от предметно-развивающей среды. Взрослым необходимо формировать у них интерес к новым знаниям, умение их «добывать», умение доводить дело до конца, упорство, навыки самостоятельной и совместной работы, уважение к мнению других детей.
При организации самообразования как вида культурно-досуговой деятельности мы исходим из следующих положений.
  • При организации самообразования важно исходить из того, что нужно помочь ребенку на основе принципа развивающего обучения.
  • Формируя навыки самостоятельной деятельности, педагог  должен научить ребенка оценивать свои вопросы и затруднения как повод для обращения к собственным возможностям, постепенного осмысления необходимости создания в сотрудничестве со взрослым нового способа действия.
  • Деятельность, связанная с самообразованием, носит творческий характер.
  • С целью формирования этой деятельности необходимо развивать творческое воображение.
Виды самообразования.
  • Игры: компьютерные, деловые, сюжетно-ролевые, настольные.
  • Коллекционирование различных предметов, хобби.
  • Экспериментирование.
  • Самодеятельная познавательная и художественно-продуктивная деятельность.
  • Познавательные беседы.
  • Экскурсии: в парк, в лес, по историческим местам, местам боевой и трудовой славы.
  • Посещение музеев, выставок, театров,  др.
Творчество – тоже рассматривается как культурно-досуговая деятельность ребенка.  Обычно чем культурнее человек, тем разнообразнее его досуг, который он использует не только для отдыха, самообразования, но и для творческой деятельности. У всех детей есть способности. Дошкольники от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создавать необходимую творческую проектировочную среду.
 
На развитие творчества детей большое влияние оказывает организация занятий в студий, в детском саду: художественной, театральной, музыкальной и др. Основная цель этих занятий – обеспечить каждому дошкольнику уверенность в своих возможностях и способностях. Этому способствует доступность и посильность заданий, четкое поэтапное объяснение, установка на необходимость получения знаний и навыков, взаимосвязь учебного материала и интеграция искусств, создание проблемно-поисковых ситуаций, а также реализация на практике индивидуального подхода.
Развитие творческого потенциала ребенка – это длительный процесс, который направлен на формирование его личности в целом, поэтому творческие задания должны способствовать развитию восприятия, мышления, воображения.
Модель учебного занятия с детьми в студии включает в себя следующие этапы: начало занятия и постановка задач, обдумывание плана действий, создание произведения, подведение итогов.
Общение  осуществляется  в процессе взаимодействия  детей, в котором происходит:
  • Обмен информацией
  • Знаниями, умениями, навыками
  • Обмен мыслями и суждениями.
Общение является необходимым условием  для развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Вывод.
Все перечисленные виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. В культурно-досуговой деятельности реализуются следующие  функции:
рекреация, компенсация, коммуникация. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
2.Организация праздников и досугов в ДОУ.
Культурно-досуговая деятельность рассматривается как самостоятельный и специфический компонент образовательного процесса. Через организацию праздников создаются условия для развития общей культуры ребенка, его творческой индивидуальности и формирование положительной концепции личностного “я”. Для достижения данной цели необходимо решить комплекс педагогических задач:
– сформировать у ребенка первоначальные представления о культуре в целом и мире искусства в частности;
– стремиться развивать творческие способности эмоциональной сферы ребенка;
– приобщать детей к основам художественной и коммуникативной культуры через обучение разным видам деятельности;
– формировать уверенность в своих силах;
– укреплять физическое и психическое здоровье детей;
– учить уважать мнение сверстников и окружающих людей;
– обучать рациональному использованию;
– воспитывать интерес к истории своей Родины, своего народа, своей семьи;
– создавать социокультурное пространство для развития у ребенка эстетического отношения к окружающему миру;
– поддерживать у родителей интерес к проведению совместных мероприятий.
Культурно-досуговые мероприятия – неотъемлемая часть в деятельности дошкольного учреждения.
Хотелось бы подробнее остановиться на проведении праздников, досугов  и развлечений в детском саду.
Праздники
Они занимают особое место в организации досуга и соединяют в себе разные виды искусств: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство и поэтому он, прежде всего, развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Тематика и содержание связаны с календарными праздниками.
Структура праздника может быть различной. К составлению программы или сценария надо подходить творчески, учитывать конкретные условия детского сада, опыт работы педколлектива.
 
Праздники можно проводить в утреннее время или во второй половине дня. Их продолжительность от 20 минут и не более 1 часа, в зависимости от возраста детей и содержания праздника.
Оформление яркое, красочное, торжественное. В подготовке участвует весь педагогический коллектив д. сада, но особая роль отводится муз. руководителю и воспитателю возрастной группы. Они должны из разученного муз. репертуара отобрать те произведения, которые наиболее ярко исполняются детьми, затем выстроить их в определённой последовательности, включая стихи, аттракционы, инсценировки, сюрпризы.
Основная нагрузка ложится на взрослых.
Физкультурные досуги.
Проводятся 1-2 раза в месяц от 30 до 50 минут. Не требуют специальной подготовки, строятся на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрасту. При этом необходимо активное участие воспитателя: он даёт команду, подводит итог, является судьёй соревнований.
Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя играет музыка.
Досуговая направленность в работе с родителями.
  • праздник «Матери»;
  • семейные посиделки;
  • спортивные досуги;
  • вернисаж «Наши дочки и сыночки»;
  • семейные газеты;
  • дни рождения детей;
  • экскурсии;
  • выставки;
  • дни открытых дверей.
Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.
В нашем детском саду постоянно ведется работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.
В годовом плане предусматриваем  различные совместные мероприятия.
 
Открываем год осенними праздниками. В конце сентября приглашаем детей и родителей старшей группы на праздник  «День рождения группы».
В ноябре отмечаем молодой еще праздник – День матери. Холодным осенним днем дети дарят мамам тепло и любовь, песни и стихи, веселые танцы, хорошее настроение.
Самый любимый, волшебный праздник Новый год считается семейным праздником. И мы не упускаем возможность  объединить  усилия всех: сотрудников, детей, родителей в подготовке и проведении утренников.
Сначала с родителями обсуждаются  эскизы костюмов для детей, даются консультации по изготовлению костюмов и атрибутов к празднику. Родителям предлагают принять участие в празднике – исполнить ту или иную роль. С исполнителями ролей проводятся репетиции, родители присутствуют на музыкальных занятиях, разучивают вместе с детьми хороводы, игры, в которых на утреннике примет участие их персонаж.
Февраль и март тоже богаты праздниками и мы встречаем их вместе с нашими родителями, бабушками и дедушками.
Веселая Масленица  не оставляет равнодушным ни малых, ни старых.
А 23 февраля и 8 марта  справляем  одновременно. Это и Клуб Веселых Родителей,  «Праздник мам». Главное, что в зале собираются и папы и мамы и, конечно, дети. В общем, вся семья.
А завершает год праздничный концерт ко Дню Победы. И  в гостях у детей ветераны. С интересом и уважением смотрят дети на ордена и медали гостей. С интересом слушают слова  и стихи о войне в исполнении воспитателей, слушают военные песни, которые поют гости и сотрудники детского сада. И сами поздравляют ветеранов: читают стихи, поют, танцуют. И, конечно, традиционные сувениры, сделанные своими руками остаются у бабушек и дедушек на память о празднике.
Такие мероприятия сближают взрослых и детей, укрепляют авторитет детского сада в районе, воспитывают  у детей уважение к старшему поколению, служат упрочению связей «детский сад – родитель», «родитель – ребенок».
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»